Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь



Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь начало развиваться с 1991 г., когда республика встала на путь формирования рыночных отношений. Его становление осуществлялось в условиях глубокого кризиса экономики и необходимости реализации комплекса мер по стратегически важным направлениям:трансформации отношений собственности, демонополизации экономики, развитию конкурентной среды. Необходимо было выделить и учесть причины высокого уровня монополизацииэкономики, решать проблемы, связанные с доминированием хозяйствующих субъектов на рынке не в силу успешного удовлетворения ими потребительского спроса, а в силу их недавнего положения как государственных монополий.

Для Республики Беларусь был характерен монополизм особого рода - как типичное для постсоциалистических стран положение предприятия, являвшегося единственным поставщиком определенной продукции. Такие предприятия создавались как единый технологический комплекс, что в современных условиях является серьезным препятствием для их принудительной демонополизации, и тем самым отличает наш монополизм от традиционного монополизма капиталистических стран.

Сохранение монополизма в Республике Беларусь обусловили следующие причины:

· высокий уровень концентрации производства (на среднем промыш-

ленном предприятии в республике по состоянию на 1 января 1997 г. было занято 486 чел., что в 6 раз больше, чем в странах Западной Европы; но это уже меньше, чем в 1990 г. – 1010 человек, в 1992 г. – 854 чел.;

· не получившая развития диверсификация производства (отдельные

виды продукции производятся на 1 – 4 предприятиях республики, на долю которых приходится около 70 % всего выпуска);

· ряд предприятий не сумел адаптироваться к новым правовым и эконо-

мическим условиям, что сдерживает их переориентацию в соответствии с требованиями потребителей;

· замедленные темпы приватизации;

· отечественный малый и средний бизнес не составляют серьезной кон-

куренции государственным предприятиям-монополистам, особенно в сфере материального производства;

· смещение антимонопольного регулирования на периферию государст

венного регулирования;

· нуждается в расширении и совершенствовании нормативно-правовая

база, регламентирующая деятельность предприятий-монополистов;

· ведомственные интересы отраслевых органов управления.

Система и органы антимонопольного регулирования в тот период были сформированы нa фоне этих факторов, обусловивших высокий уровень монополизации экономики страны. В 1991 г. был создан Антимонопольный комитет Республики Беларусь, его основными задачами были:

· разработка и осуществление совместно с органами государственного

управления мероприятий по ограничению, пресечению и предупреждению монополистической деятельности;

· контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Рес-

публики Беларусь;

· содействие созданию конкурентной среды и развитию предпринима-

тельства.

В сентябре 1994 г. Антимонопольный комитет был преобразован в Министерство по антимонопольной политике Республики Беларусь, которое в 1996 г. было упразднено, а антимонопольное регулирование возложено на Министерство предпринимательства и инвестиций,подчиненное Совету Министров Республики Беларусь. Перед Министерством в области антимонопольного регулирования ставились задачи:противодействие монополистической деятельности, развитие конкуренции; регулирование отношений, связанных с защитой прав потребителей, включая контроль за осуществлением рекламной деятельности.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь № 516 «О совершенствовании системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь», принятым 24 сентября 2001 г., функции управления, связанные с противодействием монополистической деятельности и развитием конкуренции, возложены на Министерство экономики Республики Беларусь.

Министерство экономики в настоящее время обеспечивает координацию, реализацию и контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений в хозяйственной деятельности; развитие конкуренции и предпринимательства; является органом, обеспечивающим реализацию государственной антимонопольной политики в Республике Беларусь.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.