Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Система программных и прогнозных документов, используе-



Мых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь

 

Государственное прогнозирование и программирование социально-экономического развития Республики Беларусь реализуется через систему государственных прогнозов и программ (рис. 4.2), которая включает:

Национальную стратегию устойчивого развития республики (15 лет);

прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу (10 лет);

программу социально-экономического развития республики на среднесрочную перспективу (5 лет);

прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу (1 год).

Первые два документа охватывают долгосрочную перспективу развития экономики республики. Их разработку, методическое руководство и координацию работ осуществляет межведомственная рабочая группа под руководством министра экономики, которая создается Советом Министров Республики Беларусь.

Отправным началом в системе прогнозных и программных документов является Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь (НСУР),которая разрабатывается на пятнадцатилетний период один раз в пять лет за два с половиной года до начала прогнозируемого периода.

Рис. 4.2. Система прогнозных и программных

документов Республики Беларусь, порядок их

разработки и представления

Стратегическая цель устойчивого развития Республики Беларусь – динамичное повышение уровня благосостояния, обогащение культуры, нравственности народа на основе интеллектуально-инновационного развития экономической, социальной и духовной сфер, сохранение окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь – это система научно обоснованных представлений о критериях и принципах устойчивого развития экономики и общества, на основе которых определяются направления эффективного использования демографического, социального, природного, производственного и инновационного потенциалов страны.

Стратегия предусматривает с учетом национальных особенностей поэтапное движение к обществу постиндустриального типа и достижение высокого уровня и качества жизни населения, улучшение среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства в ее трансформировании и реформировании.

Разработка НСУР осуществляется в несколько этапов. На первых этапах формируется и обобщается необходимая для разработки прогноза информация, производится комплексный анализ и дается оценка уровня и состояния развития экономики, ее важнейших сфер и видов деятельности.

Эти данные позволяют судить об особенностях, стартовых условиях и предпосылках дальнейшего социально-экономического развития республики с учетом внешних и внутренних факторов, тенденций мирового развития и служат исходным материалом для разработки НСУР.

НСУР вместе с необходимым исходным материалом Министерство экономики направляет в органы государственного управления (министерства, комитеты, другие органы государственного управления, облисполкомы, Минский горисполком) в качестве ориентира для разработки ими вариантов прогнозов развития народнохозяйственных комплексов, отраслей, административно-территориальных единиц на 15-летний период.

На основе предусмотренных вариантов прогнозов разрабатывается проект НСУР,который Министерство экономики

представляет в Совет Министров Республики Беларусь для рассмотрения.

После одобрения Правительством НСУР подлежит опубликованию.

Учитывая долгосрочный характер, НСУР дается с разбивкой по пятилеткам, с четкой ориентацией социально-экономического развития республики в каждой пятилетке.

В НСУР до 2015 года были выделены этапы:

2006-2010 гг. – этап создания условий для возобновления устойчивого экономического роста;

2006-2010 гг. – этап активной структурной перестройки экономики, приоритетными направлениями которого должны стать технологическое перевооружение производства путем внедрения новейших технологий, стимулирование ресурсосберегающих инноваций и фундаментальных разработок, динамичное развитие инвестиционного процесса;

2011 – 2015 гг. – начальный период устойчивого экономического развития и приближения к европейским стандартам уровня и качества жизни, среды обитания.

Для второго и третьего этапов предусматривались два сценария социально-экономического развития республики:

инерционный,основан на сформировавшихся в 1996 – 2000гг. тенденциях и направлениях социально-экономического развития, умеренных темпах роста, несколько улучшенном использовании производственных мощностей, медленном обновлении основного капитала, жесткой бюджетно-налоговой и кредитно-денежной политике;

целевой,предусматривает более полное использование внутренних и внешних факторов экономического роста, достижение рациональных норм потребления, обеспечение нормального воспроизводства основных фондов, стимулирующую производство благ и услуг бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, высокий уровень государственной поддержки предпринимательства, малого и среднего бизнеса.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. выделены два этапа.

Первый этап(до 2010 г.). Основной целью этапа является дальнейшее повышение качества и уровня жизни на основе развития и рационального использования человеческого потенциала, повышения эффективности экономики и роста ее конкурентоспособности. На этом этапе должно быть завершено создание необходимой законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусской экономики, обеспечивающей эффективное воспроизводство благ и услуг, обладающей потенциалом долгосрочного динамичного роста и позволяющей решать задачи повышения благосостояния народа, совершенствования производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Приоритетными направлениями в этот период должны стать:

• развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;

• инновационное развитие национальной экономики;

• наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности, технологического перевооружения производства, внедрения наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств;

• развитие агропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Второй этап(2011 – 2020 гг.). Целью устойчивого развития является гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в пределах воспроизводственных возможностей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественных на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы нового постиндустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно обеспечиваться за счет создания зрелых институтов рыночной экономики, активизации структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкого внедрения достижений науки и техники, создания экологически чистых производств, ускорения интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированного развития территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.

Неопределенность влияния внешних и внутренних факторов на устойчивое развитие в длительной перспективе определили необходимость проработки нескольких вариантов, их оценки и выбора для НСУР – 2020 наилучшего (целевого) варианта, параметры которого в наибольшей степени отвечают стратегическим целям и задачам, основным принципам и критериям устойчивого развития страны, учитывают императивы и ограничения в социальной, экономической и экологической сферах деятельности.

Основными источниками устойчивого развития должны стать: человеческий, научно-производственный и инновационный потенциалы, природные ресурсы и выгодное географическое положение страны, а главными приоритетами – «высокий интеллект – инновации – благосостояние».

На основе Национальной стратегии устойчивого развития республики разрабатывается прогноз – основные направления социально-экономического развития на десятилетний период.Он разрабатывается раз в пять лет, за два года до начала прогнозируемого периода, с разбивкой по пятилетиям. Первые пять лет даются с разбивкой по годам. В этом прогнозе конкретизируются цели и альтернативные варианты социально-экономического развития республики и средства их достижения. Порядок разработки и рассмотрения прогноза аналогичен НСУР.

Среднесрочная перспектива развития республики отражается в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь,которая разрабатывается Министерством экономики совместно с другими органами государственного управления на пятилетний период за год до его начала. Основой для разработки программы является прогноз социально-экономического развития на 10 лет. Порядок ее разработки определяет Совет Министров Республики Беларусь.

В программе должны быть отражены цели, задачи, сценарии социально-экономического развития. Она должна включать:

оценку итогов социально-экономического развития за предыдущий период и характеристику состояния экономики республики;

· концепцию программы, которая представляет собой систему целе-

вых параметров развития экономики, основных решений и мер в области финансовой, экономической и инновационной политики;

· макроэкономическую политику, включая бюджетно-налоговую,

кредитно-денежную и валютную политику;

· институциональные преобразования;

· инвестиционную и структурную политику;

· внешнеэкономическую деятельность;

· развитие реального сектора экономики;

· социальную политику;

· проблемы экологии и охраны окружающей среды.

Проект среднесрочной программы рассматривается Советом Министров и представляется для утверждения Президенту Республики Беларусь.

Программа социально-экономического развития Республики Бeлapvcь на 2001 – 2005 гг. первые пять летXXI в. стала важнейшим этапом в достижении стратегической цели социально-экономического развития страны – повышения благосостояния народа и приближения его к уровню экономически развитых европейских государств.

Главная идея сегодняшнего пятилетия (2006 – 2010 гг.) – повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, ее девиз – «человек – инновации – благосостояние».

Главная цель социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы – дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

Рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;

Работу органов государственного управления в интересах человека в целях удовлетворения его потребностей;

Благоприятные условия для интеллектуального, творческого, трудового, профессионального и физического совершенствования человека;

Опережающее развитие сферы услуг, и прежде всего образования, здравоохранения, культуры, – основы совершенствования человеческого капитала;

Внедрение повышенной системы социальных стандартов во всех сферах жизни общества;

Осуществление мер по улучшению демографической ситуации в стране;

Повышение эффективности агропромышленного комплекса, дальнейшее развитие социальной инфраструктуры села;

Инновационную направленность развития экономики, более действенный механизм стимулирования разработки и реализации эффективных инвестиционных проектов и на этой основе повышения уровня конкурентоспособности экономики, включая структурную перестройку, технико-технологическое перевооружение и реструктуризацию производства;

Расширение взаимовыгодных экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья, прежде всего с Россией, другими странами СНГ, а также ЕС;

Национальную безопасность страны.

В качестве основных приоритетов на 2001 – 2005 гг. выделены:

· всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эф-

фективной системы здравоохранения;

· инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбере-

жения;

· наращивание экспортного потенциала страны;

· развитие агропромышленного комплекса и сопряжение отраслей,

социальной сферы села;

· развитие малых и средних городов;

· жилищное строительство.

Утвержденная Президентом Республики Беларусь программа социально-экономического развития республики на пять лет служит основой для годового прогноза социально-экономического развития,который разрабатывается ежегодно. Годовой прогноз разрабатывается в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних факторов и включает:

перечень основных показателей социально-экономического развития, а также социально-экономических проблем и задач, на решение которых будет направлена политика государства;

перечень и характеристику целевых программ Республики Беларусь и межгосударственных программ, намеченных к финансированию из республиканского бюджета;

перечень республиканских государственных нужд, а также государственных заказчиков по поставкам (закупкам) товаров, работ и услуг для республиканских государственных нужд;

государственную инвестиционную программу;

комплекс мероприятий, необходимых для реализации данного прогноза;

целевые показатели социально-экономического развития, являющиеся ориентирами при разработке прогнозов и программ по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по административно-территориальным единицам. Порядок и сроки разработки годового прогноза социально-экономического развития и государственного бюджета согласуются. Годовой прогноз служит исходной базой для составления проектов республиканского и местных бюджетов и разработки основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Беларусь.

Важнейшие параметры годового прогноза социально-экономического развития республики утверждаются Президентом Республики Беларусь.

Система прогнозных и программных документов социально-экономического развития Республики Беларусь имеет единую методологическую базу, обеспечивает непрерывность прогнозирования и программирования, преемственность в разработке долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных документов. Система прогнозных и программных документов, их цели и задачи, содержание, порядок разработки и сопряжения между собой, представление и утверждение регламентируются Законом «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь», принятым в 1998 г., и другими нормативными актами. Государственные прогнозы и программы основываются на системе частных прогнозов и программ демографического, экологического, научно-технического, социального, экономического и внешнеэкономического развития, а также отраслевых, региональных и других прогнозах.

Контрольные вопросы и задания

 

1.Дайте определение планированию и покажите его роль в системе государственного регулирования экономики.

2. Какие выделяют виды планирования по форме проявления и по содержанию?

3. Дайте характеристику, назовите направления применения и примеры использования директивного планирования.

4. Что представляет собой и какую роль играет индикативное планирование, каково его содержание?

5. Что следует понимать под стратегическим планированием? Каковы его цели и отличительные особенности?

6. Какие выделяют планы по периоду действия, существует ли между ними связь?

7. Дайте определение и укажите направления применения программирования в системе государственного регулирования.

8. Что представляет собой программа как плановый документ? Какие виды программ можно выделить?

9. Дайте понятие прогнозирования и покажите направления его применения в системе государственного регулирования.

10. Назовите основные виды прогнозов и дайте им характеристику.

11. Что представляет собой система плановых и прогнозных документов, используемых в системе государственного регулирования экономики Республики Беларусь?

12.Покажите цели, задачи и дайте краткую характеристику Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь.

13. В каком документе отражена среднесрочная стратегия социально-экономического развития Республики Беларусь? Кратко охарактеризуйте его.

14. Каковы цели, задачи и содержание годового прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь?

15. Какие законодательные и нормативно-правовые акты регламентируют порядок, сроки подготовки взаимосвязи и взаимозависимость плановых и прогнозных документов в Республике Беларусь?


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.