Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль и место государства в экономических системах и моделях рыночной экономики



 

Между регулирующей ролью государства и типом экономической системы, моделью рыночной экономики существует взаимообусловливающая и взаимодополняющая связь.

Экономика любой страны – это сложная экономическая система, обладающая множеством особенностей и отличительных черт. Экономическая система представляет собой совокупность всех экономических процессов и базируется на сложившихся в ней формах собственности на экономичекие ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, на присущих ей формах организации и способах регулирования хозяйственной деятельности на всех уровнях управления.

Особенности проявления всех экономических процессов формируют различные типы экономических систем. На сегодняшний день в мировой практике насчитывается несколько типов экономических систем, которые существенно отличаются друг от друга и имеют многообразные формы (модели) проявления. Важнейшие из них: рыночная экономика,которая, в свою очередь, выделяет рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику, и административно-командная система.

Характерными чертами административно-командной мо­делиэкономики, примером которой может служить экономика бывшего СССР, являются: общественная (а в реальности государственная) собственность практически на все экономические ресурсы; адресное директивное планирование, обеспечивающее прямое управление экономикой из единого центра; полный контроль государства за производством и распределением, жесткая централизация в распределении всех видов ре­сурсов, капитальных вложений; преобладание административ­но-распорядительных методов в управлении.

Такая система свела на нет самостоятельность основных звеньев экономики – предприятий и организаций, предприимчивость работников и их заинтересованность в результатах труда и в итоге привела к глубокому застою, а впоследствии и кризису экономики. Успешно функционировавшая в чрезвычайных и экстремальных ситуациях (голод, война, разруха) командно-административная система оказалась несостоятельной в мировой жизни при поступательном развитии общества. Перед постсоциалистическими государствами встала задача реформирования их экономических систем.

Отличительными чертами рыночной экономики свободной конкуренции являются частная собственность и свобода всех участников экономической деятельности. Но если в экономике свободной конкуренции все фундаментальные задачи экономического развития страны решаются через рынок и цены, то в современной рыночной экономике наблюдается активное вмешательство государства в процессы развития национальной экономики.

Эволюция данного типа хозяйства позволяет говорить о многообразии моделей рыночной экономики, складывающихся на основе одной и той же формы хозяйствования и даже при одном и том же техническом базисе.

Современные модели рыночной экономики являются результатом трансформации политических, экономических институтов послевоенного капитализма в направлении создания социально ориентированного, экономически эффективного варианта смешанной экономики. Они формировались в рамках общей рыночной идеологии и под влиянием политических и социальных идей либералов, консерваторов, специалистов, марксистов, коммунистов, которые и нашли отражение в моделях рыночных экономик, в их многочисленных переплетениях и модификациях.

Можно отметить, что нет универсальной модели экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: специфическими условиями развития каждой страны; особенностями ее хозяйственной жизни; структурой экономики, территориального размещения страны, наличием и структурой ресурсного потенциала, национальными традициями, менталитетом народа и др. при этом ни одна модель не повторяет другую, имеет свои собственные отличия. Сегодня можно выделить различные модели рыночной экономики, например, либеральную, социал-демократическую, социально ориентированную.

Идеи развития либеральной модели основаны на абсолютном преобладании частной собственности, максимальной свободе субъектов рынка, ограниченных масштабах государственного регулирования экономики, невысоких долей госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Своеобразным эталоном либеральной модели может служить экономика США.

Характерными чертами социально-демократических моделей являются: предельная социализация, какая только возможна в условиях рыночной экономики; высокая доля государственного сектора, в котором преобладают объекты социального назначения; высокая, превышающая 50 % доля государственного бюджета в ВВП; финансирование за счет средств госбюджета развития социальной сферы; регулирование уровня безработицы, дифференциация населения по уровню доходов, трудовых отношений на национальном уровне; развития система производственной демократии. Эта модель экономики имеет место в скандинавских странах – Швеции, Дании, Норвегии.

Социально-ориентированные модели отличаются высокой долей государственной собственности, широкими масштабами государственного регулирования, государственной поддержкой малого и среднего бизнеса, высокой долей госсектора в ВВП, развитой системой социальной поддержки, наличием института производственной демократии. В завершенном виде модель социально ориентированной рыночной экономики позволяет сочетать свободную частную инициативу, конкуренцию с активной ролью государства, эффективность с высоким уровнем социальной защиты населения. Примером социально ориентированной модели рыночной экономики может служить Германия, Австрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Португалия.

Основными отличиями моделей рыночных экономикявляются:

– структура собственности;

– социальная политика;

– масштабы государственного вмешательства в экономику;

– участие государства в перераспределительных процессах.

Основываясь на определенном сходстве, выделяют следующие модели рыночной экономики:

саксонскую (США, Канада, Англия) – неограниченная свобода предпринимательства;

западноевропейскую (Франция, Италия, Испания, Португалия) – активное государственное регулирование, большая доля государственного сектора;

социально ориентированную (Германия, Австрия, Голландия) – подчеркнута социальная направленность государства;

скандинавскую (Швеция, Дания, Норвегия) – паритетность государственного и частного капитала, ярко выраженная социальная направленность;

патерналистскую (Япония) – усиленное государственное регулирование, использование традиций в современном способе производства;

- китайская модель развития экономики – усиленное государственное регулирование, основанное на успешной политике государства, направленной на стабилизацию макроэкономической среды, привлечение иностранных инвестиций, экспортоориентированную промышленную политику, развитие образования и инфраструктуры.

И Китай, и Япония входят в группу стран с восточноазиатской моделью (в нее входят также Индонезия, Малайзия, Южная Корея и др.), которая, по определению Всемирного банка, представляет собой «Восточноазиатское чудо» и которая продемонстрировала всему миру возможность стремительного экономического роста (7 – 10 % в год) на протяжении длительного периода времени. Но все входящие в эту группу модели, также как и Япония и Китай существенно отличаются друг от друга.

Рассмотрим несколько примеров. Модель рыночной экономики США– это вариант с минимальным участием государства в регулировании экономики. Сфера рынка преобладает над государственным сектором, а государство выполняет минимально необходимые функции в сфере денежного обращения, экологии, в производстве товаров и услуг коллективного пользования. Оно обеспечивает правовую базу эффективного функционирования рыночной системы, защиту конкуренции, перераспределения богатства, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста, структуры национального продукта. Государственное регулирование осуществляется через антимонопольные законодательства, налоговую политику, контроль за ценами, систему государственного лицензирования, ограничения вывоза товаров в другие страны и др.

Наибольшую роль в государственном регулировании экономики США играют налоговая политика в области научно-технического прогресса, энергетики и ресурсосбережения.

Отличительной особенностью налоговой политики является ее относительная стабильность в сочетании с гибким регулированием на изменение условия производства, которые влекут за собой изменение структуры налоговой системы и ставок налогообложения.

Регулирование ресурсосбережения в США обусловлено периодически возникающими проблемами в области ресурсообеспечения, особенно энергетическими ресурсами. Можно выделить два подхода в государственном регулировании ресурсосбережения в США:

– «административный», в котором наблюдается резкий рост прямого вмешательства государства (1970 годы);

– «рыночный» (80-е г. прошлого столетия), обозначенный свертыванием ряда правительственных программ, устранением прямого контроля в этой сфере, использованием преимущественно косвенных методов регулирования.

Сегодня, несмотря на «либеральный шум», государственное регулирование в США является важнейшим фактором экономического развития, роль и значение которого существенно возрастает. Это обусловлено необходимостью адаптации американской экономики к влиянию внешних факторов, изменяющимся условиям воспроизводства, необходимостью обеспечения оптимального размещения отраслевых и региональных производственных ресурсов и др.

Максимально допустимое государственное вмешательство можно наблюдать, например, в Швеции, в Австрии, Герма­нии, Японии. В моделях рыночной экономики этих стран госу­дарство обеспечивает условия для эффективного хозяйствова­ния, стабилизацию экономического развития, регулирование социальных отношений. Однако и эти модели имеют существен­ные различия.

Шведская модельотличается сильной социальной полити­кой, направленной на сокращение имущественного неравенства путем перераспределения доходов в пользу наименее обеспе­ченных слоев населения. Государство решает проблемы обес­печения высокого уровня жизни населения, а производством занимаются частные предприятия. Не вмешиваясь в дела фирм, государство активно действует на рынке труда, в социальной сфере по принципу: производство частное, а социальное разви­тие – для всех. В стране высокий уровень занятости населе­ния, расходы бюджета составляют почти 70 % ВВП (инвести­ции, здравоохранение, пенсионный фонд, социальное страхова­ние и т. д.).

Модель социального рыночного хозяйства ФРГсформи­ровалась в послевоенной Германии в результате хозяйствен­ной реформы, основоположником и организатором которой был министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. Социальное рыночное хозяйство он определял как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкурен­ции, свободного выбора предметов потребления, свободы рас­крытия и процветания личности». При этом государство ак­тивно формирует среду для обеспечения высокоэффективной хозяйственной деятельности, через законодательные меры обеспечивает развитие конкретной среды, при свободном ценообразовании оставляет за собой право устанавливать при необходимости максимальные цены, реализует налоговую политику и т. д.

На социальные нужды в Германии направляются третья часть государственного бюджета и значительные средства предприятий. Государство доплачивает гражданам на образование, квартплату, детей. Человек защищен на все случаи жизни: страхование пенсионное, по безработице, по болезни, от несчастного случая. Предприятия тратят на социальные нужды 30 % от аналогичных государственных выплат.

ВЯпониисложилась система взаимоотношений государ­ства и общества, предусматривающая жесткую опеку жизни и деятельности человека. Она сыграла положительную роль, превратив страну в великую державу при скудных природных ресурсах. Японской модели присуще стимулирование высокой конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке через активную поддержку перспективных отраслей. В то же время государство занимает нейтральную позицию в отношении имущественного положения своих граждан.

Но, характеризуя современные рыночные модели, следует отметить, что все они являются моделями более высокого уров­ня в сравнении с рыночной экономикой свободной конкурен­ции: это модели организованного рынка, они развиваются и функционируют в условиях различных форм экономического монополизма, государственного регулирования экономики.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.