ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 3
1.1. Предмет и задачи курса «Государственное регулирование экономики». 3
1.2. Концепции регулирования рыночной экономики. 7
1.3. Роль и место государства в экономических системах и моделях рыночной экономики. 13
1.4. Государство в условиях белорусской социально ориентированной рыночной экономики. 20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 27
2.1.Объективная необходимость, понятие, характеристика и основополагающие принципы формирования системы государственного регулирования рыночной экономики и экономики переходного к рынку периода. 27
2.2. Субъекты и объекты регулирования. 34
2.3. Функции государства в системе регулирования экономики. 38
2.4. Государственный сектор экономики. 45
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 55
3.1. Понятие и классификация форм и методов государственного регулирования, их характеристика. 55
3.2. Государственный заказ в системе.
государственного регулирования экономики. 62
3.3. Амортизация, стандартизация, сертификация, лицензирование, товарные знаки в системе государственного регулирования 65
3.4. Программно-целевой метод государственного регулирования экономики. 68
3.5. Балансовый метод регулирования экономики. 71
3.6. Нормативный метод в государственном регулировании экономики. 75
3.7. Методы прогнозирования. 78
ГЛАВА 4. ПЛАНИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ..98
4.1. Понятие, сущность и виды общегосударственного планирования. 98
4.2. Программирование как форма государственного регулирования экономики. 103
4.3. Прогнозирование в системе государственного регулирования экономики. 106
4.4. Система программных и прогнозных документов, используемых в государственном регулировании экономики Республики Беларусь. 113
ГЛАВА 5. ФИНАНСЫ И КРЕДИТ, НАЛОГИ И ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.. 124
5.1. Сущность и значение финансовой системы в регулировании экономики, направления ее развития. 124
5.2. Финансовые ресурсы государства. 130
5.3. Бюджетное регулирование. Бюджет Республики Беларусь. 136
5.4. Налоги в системе государственного регулирования экономики. 149
5.5. Кредитно-денежное регулирование. 168
5.6. Цены в системе государственного регулирования экономики. 175
ГЛАВА 6. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.. 191
6.1. Понятие, содержание и характеристика антимонопольного регулирования. 191
6.2. Становление и развитие антимонопольного регулирования в странах с рыночной экономикой. 196
6.3. Условия становления, организация антимонопольного регулирования в Республике Беларусь. 203
6.4. Антимонопольное регулирование и антимонопольное законодательство в Республике Беларусь. 206
6.5. Товарные рынки, их характеристика. Определение доминирующего положения на рынке. 214
6.6. Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. 221
6.7. Конкуренция, ее виды. Недобросовестная конкуренция. 228
ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ И НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Предмет и задачи курса «Государственное регулирование эконо-
Мики»
Важнейшую роль в жизни общества играет государство,которое выступает как формаего политической организации.Государство определяет поведение и жизнедеятельность людей, устанавливает общественный строй на определенной территории. Его основное назначение состоит в защите существующего строя и порядка посредством политической воли, авторитета власти, принуждения и других методов.
Государство возникло вследствие общественного разделения труда, появления частной собственности и сложившихся общественных отношений. На протяжении всего периода человеческого развития понятие государства непременно отождествлялось с понятием власти. Стремление завоевать власть той или иной группой людей приводило к конфликтам, войнам, заговорам, переворотам, а обретение власти обеспечивало господство одних групп населения и угнетение других. И поэтому в имеющихся публикациях, в том числе и научных, государство представлено, с одной стороны, как средство насилия и подавления, как волеизъявление тех или иных политических сил, с другой стороны, как сила, приносящая всем добро.
Сегодня государство рассматривается как основное орудие политической власти, признаками которого являются наличие органов и учреждений, осуществляющих функции власти; системы правовых норм и актов; определенной территории, на которую распространяется его юрисдикция.
Формируя и выражая всеобщую волю, государство изменялось по мере развития общества. Переход к индустриальному обществу обусловил появление сложной динамической системы, включающей в себя накопленные человечеством знания, технику и самого человека, и появление такой науки, как управление, а также государственное управление.
Но если наука управления, менеджмент по мере появления научных разработок Г. Форда, Ф. Тейлора, А. Файоля, Г. Эмерсонна – пионеров этой науки – получила бурное развитие, то развитие государственного управления, соединяющего в себе государственную власть с управленческими знаниями, длительное время тормозилось самими законами развития капиталистического общества, так как капитализм всегда отождествлялся с понятием свободного предпринимательства. И лишь такие события, как первая мировая война, революции, «великая» экономическая депрессия (1929 – 1933), различные тоталитарные эксперименты, вторая мировая война, а также последствия всех этих событий привели к перелому в осознании роли и значения государственного управления, дали толчок к развитию теории государственного управления как комплексного научного знания, как науки.
Основанное на силе власти и верховенстве права, государственное управление представляет собой очень сложную систему, имеющую комплексный, многоплановый и многогранный характер, что требует выделения в его составе отдельных элементов: сторон, сфер, объектов, учета их сложных взаимосвязей и проявлений.
Неотъемлемой составляющей государственного управления является государственное регулирование экономики, где в качестве объекта регулирования выступает национальная экономика и все ее подсистемы – регионы, отрасли, сферы, социально-экономические процессы и явления.
Следует отметить, что в настоящее время в одинаковом значении по отношению к экономике используются два термина: государственное управление экономикой и государственное регулирование экономики, однако в научной литературе все чаще поднимается вопрос о их различии. В нашем учебном курсе мы допускаем условное отождествление этих понятий, использование их как синонимов применительно к управлению объектами, имеющими экономическую природу. Вместе с тем, следует иметь в виду, что близкие по смыслу понятия «государственное управление экономикой» и «государственное регулирование экономики» все же имеют определенные отличия.
С точки зрения теории управления категория «управление» носит более общий характер. Здесь регулирование можно рассматривать как функцию управления и, соответственно, как частный случай управления, которое может дополняться и другими собственно управленческими функциями.
Регулирование обеспечивает заданную направленность в развитии экономических и социальных процессов и деятельности хозяйствующих субъектов в соответствии с заданными целями и условиями развития национальной экономики, предотвращая потенциальное действие рыночных механизмов и опираясь в большей мере на экономические методы и инструменты.
С точки зрения масштабов применения, государственное регулирование, которое не является прямым воздействием со стороны государства на экономические объекты, имеет более широкие границы. Оно охватывает и регулирует в заданном направлении деятельность всех субъектов хозяйствования, независимо от форм собственности.
Можно приводить и другие доводы в отношении понятий «государственное управление экономикой», «государственное регулирование экономики», но в прикладном аспекте несоответствие этих понятий не носит принципиальный характер. При любом названии речь идет об эффективном воздействии государства на развитие национальной экономики в соответствии с поставленными целями и задачами.
Решая задачи развития национальной экономики (экономический рост, занятость, уровень цен, распределение доходов, экономическая свобода, экономическая эффективность и т. д.), государственное регулирование экономики должно быть увязано с другими элементами целостной системы государственного управления: политикой, культурой, соблюдением законности, прав и свобод граждан и др.
Развитие самой системы государственного регулирования экономики тесно связано и во многом предопределяется развитием многих наук: науки управления, менеджмента; экономической теории (основанное на знании законов общественности развития и прежде всего экономических законов, государственное регулирование конкретизирует основные положения и выводы экономической теории применительно к национальной экономике); философии, социологии, финансовых, отраслевых, функциональных наук, статистики, анализа хозяйственной деятельности и др. Сложность и природа государственного регулирования экономки требует применения самых разнообразных общих и частных приемов, принципов, подходов, методов исследования, что обусловливает связь с математическими, техническими и естественными науками.
Предметом изучения государственного регулирования экономики является целостная система государственного регулирования экономики, методологические и организационные основы ее построения и функционирования.
Содержанием государственного регулирования экономики является регулирующее воздействие государства на развитие национальной экономики и ее отдельных подсистем в заданном направлении.
Основными задачами изучения курса «Государственное регулирование национальной экономики» являются:
· формирование представлений о государстве как активном участнике
экономической жизни общества, становлении и развитии целостной системы государственного регулирования национальной экономики;
· освоение методологических основ государственного регулирования на
циональной экономики, форм, методов и механизмов государственного регулирования и приобретение навыков их использования в условиях белорусской модели социально-экономического развития;
· изучение целей, принципов, стратегических задач социально-
экономического развития белорусского государства;
· ознакомление с зарубежными теориями, концепциями государственного
регулирования экономики;
· изучение особенностей и основных форм, методов и инструментов го-
сударственного регулирования экономики, направлений их применения;
· приобретение навыков применения теоретических знаний к анализу от-
дельных направлений государственной экономической политики, вариантов и сценариев развития национальной экономики.
Концепции регулирования рыночной экономики
На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. Если в период формирования рыночных отношений (XVII – XVIII вв.) признавалась необходимость государственного регулирования торговли, промышленности, то в конце XVIII в. вмешательство государства расценивалось как помеха, сдерживающая развитие самих рыночных отношений. Это не могло не сказаться на развитии экономической мысли и обусловило появление различных концепций регулирования рыночной экономики (рис. 1.1).
В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV – XVIIвв.).
Представители школы меркантилизма выступали за активную государственную экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала (крупных торговых монополий) и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт.
Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем богаче государство.
В развитии меркантилизма выделяют два этапа:
ранний этап, для которого характерна политика денежного баланса; ее цель – удержание денег в стране;
поздний этап, во время которого проводилась политика торгового баланса, направленная на увеличение запаса золота и серебра путем активного сальдо по торговому балансу (т. е. превышение вывоза над ввозом).
Меркантилизм
Государственное регулирование торговли
ХV – XVII вв.
Либерализм
Саморегулирование рынка, принцип нейтральности государства, «Закон рынка»
А. Смит, Д.Рикардо, Ж. Сэй
конец ХVIII – начало ХХ вв.
Кейнсианство
Государственное регулирование экономики
Государственный дирижизм, индикативное планирование, программирование
А. Кейнс, Ф. Перру и др.
30-е – 70-е гг. ХХ в.
Неоконсерватизм
Монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий
Консенсус экономистов
В отношении роли и места государства в современной рыночной экономике
Рис. 1.1.Концепции регулирования рыночной экономики
Меркантилизм является первой школойполитической экономии, обосновавшей государственную политику протекционизма.
В период быстрого развития капитализма (XVIII в.) на смену господствовавшей экономической доктрине меркантилизма пришли идеи либерализма.Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Развитие общества определяют экономические законы, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией «ночного сторожа», поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию.
Д. Рикардотакже придерживался принципа невмешательства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование преимуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.
А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики,где безраздельным является господство частной собственности и свободной, «совершенной» конкуренции.
Родоначальник и главный представитель французской экономической мысли Ж. Сэй (начало XIX в.) сформулировал свой «закон рынка»,согласно которому предложение само создает спрос. Но в условиях денежного обращения это не нашло подтверждения, так как выдвинутый принцип может быть верен только для бартерной торговли.
Последователи Ж. Сэя, сторонники неоклассического направления,отстаивали традиционные ценности капиталистической экономики, также отдавая предпочтение экономической свободе, частной инициативе, частному предпринимательству и невмешательству государства в рыночную систему.
Они пытались доказать, что «закон рынка» обеспечивает равенство объемов предложения и спроса, полную занятость рабочей силы, а уровень процента, который устанавливается в зависимости от соотношения предложения денег и спроса на них, саморегулирует и уравнивает объемы сбережений и инвестиций, делает выгодным обращение сбереженных денег в инвестиции. И все это предотвращает экономические кризисы.
Однако все эти теоретические утверждения опроверг экономический кризис 1929 – 1933 г. Стало очевидным, что рыночный механизм не способен обеспечить устойчивое функционирование экономики, прочное равновесие совокупного предложения и совокупного спроса, избавить общество от кризисов и безработицы.
Подлинно революционный переворот в экономической теории в 30-е г. XX в. вызвала теория Д. Кейнса о ведущей роли государства в регулировании национального хозяйства.
Д. Кейнс рассматривал государство не только как политический институт (орган власти), но и как экономический институт, на который возлагаются определенные экономические функции.
Государство в своем регулирующем воздействии должно было учитывать национальные интересы и на их основе определять цели развития экономики. Это существенно отличало государственное регулирование от рыночного механизма и ставило на первый план принцип целенаправленного регулирования экономики.
В качестве основополагающего принципа Д. Кейнс выдвигал также принцип «эффективного спроса», т. е. платежеспособного спроса, ведущего к росту доходов и населения, и фирм, а главным инструментом развития спроса считал поощрение инвестиционной активности. Государство, воздействуя на повышение уровня занятости, снижение цены кредита, используя государственные закупки, осуществляя расходы на социальные цели, должно тем самым стимулировать совокупный спрос.
Д. Кейнс разработал макроэкономическую модель, в которой установил функциональную зависимость между инвестициями, занятостью, потреблением и доходом. В этой модели он важную роль отвел государству, которое должно делать все возможное, чтобы поднять предельную эффективность капитальных вложений. Центральный банк должен понижать ставку ссудного процента и проводить умеренную инфляцию. Инфляция должна обеспечить систематический умеренный рост цен, который будет стимулировать рост капитальных вложений. В результате будут созданы новые рабочие места, что приведет к достижению полной занятости.
В своей теории Д. Кейнс использовал мультипликационный эффект, вызванный своеобразной цепной реакцией, когда первичные капитальные вложения в одну отрасль вызывают потребность в росте производства смежных отраслей. В целом расширение инвестиций ведет к росту занятости, следовательно, и дохода общества и, соответственно, повышению потребительского спроса.
Эти новые кейнсианские принципы были использованы правительствами ведущих западных стран в своей социально-экономической политике после второй мировой войны. Они дали неплохие результаты, особенно в социальной сфере. В итоге сложился новый вариант рыночной экономики – социально ориентированная экономика.
Основными отличительными чертамисоциально ориентированной экономики являются:
· плюрализм форм собственности;
· необходимость государственного сектора экономики;
· удовлетворение наиболее значимых и первоочередных потребно-
стей всего населения путем перераспределения доходов;
· наличие среднего класса (70 – 80 %), обеспечивающего социаль-
ную стабильность общества.
Однако и этот вариант экономики имеет уязвимые места. Перераспределение доходов хозяйствующих субъектов подрывает материальную основу и заинтересованность товаропроизводителей и предпринимателей, а использование такого рычага, как дефицит государственного бюджета, покрываемого денежной эмиссией, усиливает развитие инфляционных процессов, ведет к весьма парадоксальной ситуации – сочетанию кризисного застоя с инфляцией, получившей название стагфляция.
Все это вызвало появление новых антикейнсианских направлений в теории регулирования, предложенных неоконсерваторами.Витоге были выделены три школы неоконсерваторов: монетаризм, экономическая теория предложения и теория рациональных ожиданий.
Согласно взглядам монетаристов,государственное регулирование должно было ограничиться контролем над денежным обращением: деньги – это главное, что определяет развитие производства. Теория предложенияориентирована на увеличение совокупного предложения как средства снижения уровня безработицы и стимулирования экономического роста. Гипотеза, выдвигаемая теорией рациональных ожиданий,была основана на ожидании, что принимаемые фирмами и домохозяйствами меры, связанные с их собственной выгодой, сделают проводимую государством кредитно-денежную и бюджетную политику неэффективной.
Все три школы были основаны на необходимости возрождения рыночного саморегулирования и стимулирования частного предпринимательства.
Теоретические рекомендации неоконсерваторов в середине 70-х годов были использованы в некоторых государствах (США, Великобритания, ФРГ и др.), где было существенно снижено вмешательство государства в экономику, что обеспечило определенный временный успех, проявившийся в ускорении экономического роста, снижении инфляции, уменьшении дефицита государственного бюджета.
Но мировой кризис конца 1970-х – начала 1980-х г. опять поставил вопрос: какой механизм лучше - государственный или рыночный? Это противопоставление преодолевается школой П. Самуэльсона, школой «великого неоклассического синтеза», получившей название теории смешанной экономики.Эта теория соединяет государственное регулирование и рыночный механизм и позволяет решать вопросы удовлетворения общественных потребностей и многообразных, быстро изменяющихся сложных запросов. Расширение государственного вмешательства либо его ограничение зависит от экономической ситуации и состояния развития экономики. Объединение регулирующих сил рынка и государства обеспечивает сбалансированность совокупного спроса и совокупного предложения, позволяет сочетать эффективность хозяйствования, социальную справедливость и экономический рост. Оно позволяет сгладить отрицательные воздействия и рынка, и государства.
Можно отметить, что современные западные теории в отношении роли и места государства в условиях рыночной экономики находятся между двумя крайними концепциями – неокейнсианством и неоклассической концепцией, а все другие теории представляют собой определенный синтез этих крайних концепций.
В целом можно отметить, что в конце ХХ в. обозначился определенный консенсус экономистов в отношении роли и места государства в современной рыночной экономике. Однозначно принято положение о необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику для обеспечения определенных условий ее функционирования. Сегодня практически все страны мира используют ту или иную модель смешанной рыночной экономики.