Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Современное нормативно – правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности



 

Согласно ст. 49 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) отдель­ными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специаль­ного разрешения (лицензии)[47].

Базовым законодательным актом в рассматриваемой сфере в на­стоящее время является Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Федераль­ный закон № 99-ФЗ)[48]. Он регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществ­лением лицензирования отдельных видов деятельности.

Общая правоспособность приобретается субъектами предприни­мательства на основании п. 1 ст. 49 и ст. 51 ГК РФ с момента государ­ственной регистрации. Основанием последующего возникновения статуса лицензиата является конкретизирующий объем правоспо­собности субъекта предпринимательства акт государственного ор­гана (органа местного самоуправления), уполномоченного законом на предоставление соответствующих разрешений (п. 1 ст. 8 ГК РФ). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента по­лучения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Индивидуальный предприниматель не всегда может быть соис­кателем лицензии. Например, согласно ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании произ­водства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержа­щей продукции»[49] поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии со­ответствующих лицензий.

В некоторых случаях законодательством предусмотрены особен­ности лицензирования филиалов юридических лиц. Например, в со­ответствии с п. 21 Положения о лицензировании образовательной деятельности[50] по каждому филиалу лицензиата оформляется отдельное приложение к документу, подтверждающему наличие лицензии, с ука­занием также наименования и места нахождения филиала. Документ, подтверждающий наличие лицензии, без приложения (приложений) недействителен.

Кроме того, иногда лицензирования недостаточно для возможности осуществления отдельных видов деятельности. Имеются в виду при­меры установления законодательством более сложного, комплексного порядка правоприобретения: например, на конкурсной основе[51]. Такая практика обусловлена прежде всего необходимостью рационального использования ограниченных ресурсов (в частности, радиочастот­ного спектра), потребностями усиления защиты наиболее значимых интересов общества (жизни, здоровья населения). Подобное явле­ние смешанного регулирования причисляется некоторыми авторами к феномену «административного конкурса», прямо не предусмот­ренного ни гражданским, ни административным законодательством и занимающего промежуточное место между административным актом и гражданско-правовой сделкой[52]

Далее из рассматриваемых специальных административно-право­вых режимов, направленных на обеспечение безопасности предпри­нимательской деятельности, является режим лицензирования и вы­дачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности. Этот режим можно условно разделить на две части:

первая — лицензирование отдельных видов деятельности;

вторая — выдача иных государственных разрешений.

Административно-правовое регулирование в данной сфере обу­словлено необходимостью государственного надзора и контроля за отдельными видами предпринимательской деятельности, осуществ­ление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, за­конным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности госу­дарства, культурному наследию народов Российской Федерации[53].

Следует подчеркнуть, что административно-правовой режим ли­цензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности может рассматриваться и как режим, направлен­ный на легализацию предпринимательской деятельности, и как ре­жим, обеспечивающий ее безопасность для гражданского общества и государства. При этом, несмотря на то что одной из целей реализа­ции режима является предоставление субъектам предприниматель­ской деятельности специальной правоспособности на осуществление отдельных видов деятельности, которая может представлять опас­ность для гражданского общества и государства, целевые установки режима, в первую очередь, преследуют цели обеспечения безопас­ности предпринимательской деятельности. Именно поэтому данный административно-правовой режим, по нашему мнению, следует от­нести к режимам обеспечения безопасности предпринимательской деятельности, а не к режимам ее легализации[54].

Компетенцию субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование в этой сфере, а также правовой статус субъ­ектов предпринимательской деятельности в настоящее время определяют:

1. Конституция РФ (ст. 8, 34, п. «ж», «о» ст. 71, п. «к» ст. 72)[55];

2. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013);[56]

3. ГК РФ (ст. 49,173,556, 559, 789,825,835, 845, 908, 938,1031,1063)[57];

4. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения»[58] (ст. 40, 41);

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О про­мышленной безопасности опасных производственных объек­тов»[59] (ст. 6, 7);

6. Основы законодательства Российской Федерации об охране
здоровья граждан[60] (ст. 15, 55), утвержденные ВС РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1;

7. Федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экс­портном контроле»[61];

8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответствен­ности за нарушение порядка их выполнения»[62];

9. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драго­ценных металлах и драгоценных камнях»[63];

10. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркоти­ческих средствах и психотропных веществах»[64];

11. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об ору­жии»[65];

12. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О тех­ническом регулировании»[66];

13. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об ос­новах государственного регулирования внешнеторговой дея­тельности»[67];

14. Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45
«Об организации лицензирования отдельных видов деятель­ности»[68];

15. Постановления Правительства РФ об утверждении положе­ний о лицензировании конкретных видов деятельности и иные нормативные правовые акты (в настоящее время их действует более 60-ти).

Обеспечение безопасности предпринимательской деятельности путем выдачи лицензий направлено, в первую очередь, на предос­тавление ее субъектам на основе лицензии специальной правоспо­собности.

Согласно ст. 2 Федерального закона «О лицензировании отдель­ных видов деятельности» лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицен­зирующим органом юридическому лицу или индивидуальному пред­принимателю.

Отличительной особенностью этого определения закона являет­ся то, что в нем законодатель отделил лицензию, как специальное разрешение, от документа, выдаваемого лицензиату, подтверждаю­щего наличие у него лицензии. Таким образом, бланк, выдаваемый на руки лицензиату, более не рассматривается в качестве админист­ративного акта — специального разрешения (лицензии) на осущест­вление вида деятельности, а является подтверждением существова­ния такового.

К числу субъектов, осуществляющих административно-правовое регулирование в сфере лицензирования, можно отнести Правитель­ство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов РФ.

Компетенция Правительства РФ в сфере лицензирования связа­на с регулированием и координацией деятельности лицензирующих органов. На Правительство РФ законом возложено:

- утверждение положений о лицензировании конкретных ви­дов деятельности (определение порядка лицензирования в каждой отрасли);

- наделение федеральных органов исполнительной власти пол­номочиями по осуществлению лицензирования;

- установление видов деятельности, лицензирование которых в рамках федерального закона осуществляется органами ис­полнительной власти субъектов РФ.

Основными органами, осуществляющими лицензирование от­дельных видов деятельности, являются федеральные органы испол­нительной власти, которым в соответствии с Постановлением Пра­вительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» предоставлены полномочия по лицензированию. Эти органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ в от­ношении видов деятельности, подлежащих лицензированию ими, обладают полномочиями по:

- предоставлению лицензий;

- переоформлению документов, подтверждающих наличие ли­цензий;

- приостановлению действия лицензий;

- возобновлению действия лицензий;

- прекращению действия лицензий в отдельных случаях;

- ведению реестра лицензий;

- контролю за соблюдением лицензиатами требований и усло­вий лицензий при осуществлении видов деятельности;

- обращению в суд с заявлениями об аннулировании лицен­зий.

Режим лицензирования распространяется на деятельность юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Права и обязанности двух групп субъектов в рамках админи­стративно-правового режима лицензирования, так же как и в дру­гих режимах, корреспондируют друг другом. В частности, праву на осуществление предпринимательской деятельности и получение лицензии корреспондирует обязанность лицензирующего органа предоставить это специальное разрешение. Помимо права на по­лучение лицензии, предусматривается право каждого на получение информации о реестре лицензий, ведение которого возложено на лицензирующие органы.

Нормы, определяющие полномочия и порядок осуществления контроля лицензирующими органами в отношении лицензиатов, за­крепляются в ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов дея­тельности». При этом нормы Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора)» к данным правоотно­шениям не применяются.

Лицензирующие органы вправе:

- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

- запрашивать у лицензиатов необходимые объяснения и до­кументы;

- составлять на основании проверок акты (протоколы) с указа­нием нарушений;

- выносить предупреждения лицензиатам;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить вы­явленные нарушения, устанавливать сроки их устранения.

Кроме этого, лицензирующий орган наделен правом обращения в суд для решения вопроса об аннулировании действия лицензии, в случае если нарушение лицензиатом лицензионных требований и ус­ловий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным инте­ресам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, куль­турному наследию народов РФ.

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» предусматривает также право субъекта, осуществляю­щего предпринимательскую деятельность, на обжалование действий лицензирующих органов в суд в порядке, установленном законода­тельством РФ (ст. 9).

В судебной практике, связанной со сферой лицензирования от­дельных видов деятельности, возникает достаточное количество споров. Так, в случае если организации или предприниматели пола­гают, что лицензирующий орган совершил действие или принял не­нормативный правовой акт, не соответствующие законодательству и нарушающие их права и законные интересы в сфере предпринима­тельской и иной экономической деятельности, они могут обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании данного акта недейст­вительным, а действий — незаконными. В частности, обжаловать в арбитражный суд решение лицензирующего органа об отказе в выдаче лицензии[69]. Другим примером споров между субъектами является обжалование в судебном порядке решений лицензирующих органов о досрочном прекращении действия лицензий[70].

Однако данные споры вытекают не только из заявлений субъек­тов предпринимательской деятельности о признании незаконными действий лицензирующих органов. Например, большое количество споров возникает между субъектами предпринимательской деятель­ности по поводу недействительности сделок, заключенных без нали­чия лицензий на осуществление определенных видов деятельности[71]. Существо данных споров обусловлено тем, что специальная право­способность субъекта предпринимательской деятельности на заклю­чение сделок, исполнение которых предполагает деятельность, под­лежащую лицензированию, зависит от наличия у него лицензии или специального государственного разрешения.

Следует обратить вни­мание и на то, что ВАС РФ направлял судам специальное информа­ционное письмо от 28 октября 1998 г. № СЗ-7/УЗ-819 «О Федераль­ном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности»»[72].

Существенным недостатком режима является также то, что его нормы не оговаривают возможность обжалования действий лицен­зирующих органов в административном порядке. Законодательное закрепление административного обжалования действий лицензи­рующих органов и их должностных лиц позволило бы оперативно защитить права и законные интересы субъектов предприниматель­ской деятельности.

Реализация прав и обязанностей юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей в сфере лицензирования отдельных ви­дов деятельности обеспечивается при помощи норм, устанавливаю­щих порядок принятия решения о предоставлении лицензии, пере­оформления документов, приостановления действия лицензий и их аннулирования, а также порядок ведения реестров лицензий и получения сведений из них. Помимо этого нормами режима установлены перечни документов, необходимых для предоставления лицензий, и сроки принятия решения о предоставлении лицензии.

Ответственность лицензирующих органов и их должностных лиц, а также лицензиатов за нарушение правил установлена в УК РФ[73]. В первую очередь, это нормы, устанавливающие уголовную ответ­ственность за преступления в сфере экономической деятельности (воспрепятствование законной предпринимательской деятельно­сти — ст. 169), незаконное предпринимательство (ст. 171). Установ­лена также административная ответственность на нарушение режим­ных правил (ст. 7.3, 7.11, 8.14, 8.40, 9.1,14.1,15.6,18.13,19.20, 20.15, 20.16, 20.23 и др. КоАП РФ)[74].

Административно-правовое регулирование предприниматель­ской деятельности распространяется также на предприниматель­скую деятельность, связанную с использованием природных ресур­сов (в том числе недр, лесного фонда, объектов растительного и жи­вотного мира), деятельность, связанную с использованием оружия, осуществлением внешнеэкономических операций, биржевую, бан­ковскую, страховую, нотариальную, образовательную деятельность и деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также деятельность в области использования атомной энергии, за­щиту государственной тайны и др. При этом указанные сферы пред­принимательской деятельности не включены в сферу регулирования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятель­ности».

Вместе с этим указанные правоотношения можно рассмотреть по аналогии с рассмотренными выше правоотношениями, выделяя в них схожие специализированные административно-правовые режи­мы, устанавливаемые для данных сфер и являющиеся однородными с режимом лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.

К числу таких же режимов можно отнести сертификацию про­дукции и работ (услуг), а также их стандартизацию. В рамках данных административно-правовых режимов специально уполномоченные субъекты предоставляют сертификаты качества и сертификаты соот­ветствия субъектам предпринимательской деятельности, что прида­ет «легальную» оборотоспособность некоторым объектам предпри­нимательской деятельности (товарам, работам, услугам).

Несмотря на использование различной терминологии (лицен­зия, разрешение, государственное разрешение, сертификат и пр.), административно-правовые режимы лицензирования и выдачи разрешений на осуществление отдельных видов деятельности пред­ставляются единым блоком в сфере административно-правового регулирования предпринимательской деятельности. Как уже отме­чалось выше, обусловлено это тем, что в данных режимах имеют место общие целевые установки, схожие и общие нормы и принци­пы регулирования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.