20. Российское экологическое образование: традиции и современность.
21. Землеустройство и организация территории.
22. Роль мелиорации в освоении и улучшении земель.
23. Рациональное землепользования и охрана земельных ресурсов.
24. Государственный земельный кадастр (ГЗК): назначение и содержание.
Директор Института природопользования,
территориального развития и градостроительства Г.М. Федоров
Вопросы ГАК 2013 г.
(специальность «Океанология», очная форма обучения)
Й вопрос билета
1. Основные свойства морской воды: агрегатное состояние воды и фазовые переходы. Основные физические характеристики: температура, соленость, гидростатическое давление, плотность; уравнение состояния морской воды.
2. Химический состав вод океана: главные компоненты, микроэлементы, растворенные газы, органическое вещество, главные биогенные элементы.
3. Морское волнение. Ветровые волны. Внутренние волны, сейши и цунами.
4. Перемешивание вод в океане. Понятие о горизонтальном и вертикальном перемешивании. Общие сведения о турбулентности и турбулентном перемешивании в океане.
5. Плотностная стратификация. Конвективное перемешивание. термохалинная структура вод Мирового океана: типичный вид и широтные особенности.
6. Типы морских берегов. Ингрессионные берега: фиордовые, шхерные, риасовые, лиманные, далматинские, сбросово-глыбовые (лопастные). Абразионные и аккумулятивные берега.
7. Эндогенные и экзогенные процессы. Их значение для формирования структуры и рельефа дна Мирового океана.
8. Рельеф и геологическое строение срединно-океанических хребтов: рифтовая зона, фланги хребтов, трансформные разломы, вулканические массивы и горы.
9. Вулканизм и вулканические формы рельефа на дне океана.
10. Краткое геолого-геоморфологическое описание дна Мирового океана: общие сведения о рельефе дна; особенности строения океанической земной коры.
11. Типы донных осадков Мирового океана. Генетические типы морских осадков: терригенные, биогенные, пирокластические (вулканогенные), хемогенные (аутигенные), полигенные (красная глубоководная глина). Закономерности пространственного размещения морских отложений: климатическая (широтная), вертикальная, циркумконтинентальная.
12. Карбонатная система вод Мирового океана. Основные закономерности распределения компонентов карбонатной системы в морской среде. Критическая глубина карбонатонакопления.
13. Течения и общая циркуляция вод Мирового океана. Основные типы течений: крупномасштабные, дрейфовые, градиентные, гравитационные.
14. Оптические свойства морской воды. Отражение и преломление света на поверхности океана. Поглощение, рассеяние и ослабление света в морской воде. Альбедо.
15. Понятие о водных массах Мирового океана и их выделение на основе TS-анализа. Основные водные массы, районы и механизмы их формирования.
16. Три типа зональности вод Мирового океана: широтная, вертикальная (глубинная), циркумконтинентальная.
17. Эволюция берегов в условиях колебания уровня Мирового океана. Причины изменения уровня океана. Гляциоэвстатические колебания уровня океана. Древние береговые линии. Морские террасы. Эволюция ингрессионных берегов. Образование выровненного абразионного, абразионно-аккумулятивного и аккумулятивного берегов.
18. Классические методы океанологических исследований. Вертикальное зондирование и горизонтальная буксировка. Измерение течений: АБС, буи с нейтральной плавучестью, трассеры, буи «АРГО» и др.
Й вопрос билета
1. Комплексное описание Балтийского моря.
2. Комплексное описание Черного моря.
3. Комплексное описание Баренцева моря.
4. Физико-географическое описание Арктических морей России (Карское, море Лаптевых, Чукотское, и т.д.).
5. Биогенные вещества в морской воде, основные закономерности распределения и их значение в биохимических процессах.
6. Общая схема конструкции, процесса регистрации и хранения данных современных термохалинных зондов: типичные датчики, режимы погружения и передачи данных.
7. Сравнительное описание течений Гольфстрим и Куросио.
8. Важнейшие апвеллинги Мирового океана и их биологическое значение.
9. Физико-географическое описание явления Эль-Ниньо.
10. Современные методы и технологии наблюдений в океане.
11. Определение биогенных элементов морской воды. Значение микроэлементов и макроэлементов. Биогенные элементы, лимитирующие биологическую продуктивность в океане.
12. Органическое вещество в морской воде. Первичная продукция фитопланктона и фитобентоса.
13. Определения локального и глобального климата. Основные климатообразующие факторы.
14. Тепловой баланс земной поверхности и его составляющие. Процессы охлаждения и нагревания деятельного слоя земной поверхности. Определение парникового эффекта. Окно прозрачности атмосферы.
15. Схема общей циркуляции атмосферы и ее роль в процессах тепло- и влагооборотов.
16. Центры действия атмосферы и их географическое расположение. Процессы формирования центров действия атмосферы.
17. Основные структурные элементы общей циркуляции атмосферы. Важнейшие факторы формирования общей циркуляции атмосферы.
18. Климатическое значение географических типов воздушных масс. Основные черты морского и континентального климата и их связь с преобладающими переносами воздушных масс.
Й вопрос билета
1. Комплексное управление прибрежными зонами и принципы устойчивого развития побережий. Особенности природопользования в прибрежных областях.
2. Прибрежная зона Калининградской области как объект комплексного управления прибрежными зонами.
3. Экологические конфликты на побережьях. Меры по предотвращению и ликвидации негативных антропогенных воздействий. Важнейшие конвенции по охране морской среды.
4. Характеристика основных экосистем в пределах структурных зон Мирового океана: шельф, апвеллинги, фронтальные зоны и др.
5. Сообщества фитопланктона в водах Мирового океана. Закономерности пространственного распределения и сезонной изменчивости. Роль в формировании биологической продуктивности вод.
6. Виды загрязнений: органические нетоксичные, минеральные и органические токсичные, смешанные. Механизм действия загрязнителей, механизм реагирования живых систем на загрязнение, чувствительность и устойчивость гидробионтов к токсикантам. Летальная и пороговая концентрация загрязняющих веществ, кумулятивный эффект.
7. Понятие эвтрофикации водоемов. Биологическая продуктивность водоемов, естественная (природная) и антропогенная эвтрофикация. Факторы, способствующие возникновению эвтрофикации водоемов.
8. Основные характеристики барьерных зон в океане по протекающим в них процессам: механические (гидродинамические), геохимические, солевые, температурные, плотностные барьерные зоны.
9. Классификация гидромеханических барьерных зон по условиям возникновения: геоморфологические, связанные с взаимодействием литосферы и гидросферы; гидрологические, образуемые на контактах водных масс с различными параметрами; аэрологические (синоптические), генерируемые воздействием атмосферы на гидросферу.
10. Синоптические вихри Мирового океана. Механизмы их образования. Внутренняя структура и динамика, характерные размеры, географическая распространенность.
11. Понятие о верхнем квазиоднородном слое Мирового океана. Механизмы его формирования, особенности широтной и сезонной его изменчивость.
12. Переменные величины и функции при изучении природных систем. Методы визуализации натурных данных. Характерные масштабы географических величин. Размерные и безразмерные величины.
13. Методы интерполяции экспериментальных данных. Линейная и квадратичная интерполяции – основные формулы. Задачи экстраполяции.
14. Методы аппроксимации табличных данных. Невязки. Метод наименьших квадратов. Поиск простейших эмпирических зависимостей при помощи среднеквадратичного приближения – степенная и экспоненциальные зависимости.
15. Общие сведения о процессах взаимодействия атмосферы и океана. Схема теплообмена в системе океан – атмосфера. Радиационный и тепловой баланс в атмосфере.
16. Биопродуктивность Мирового океана: процессы формирования; распределение по акватории Мирового океана; состояние и перспективы промыслового использования.
17. Минеральные ресурсы Мирового океана. Россыпные, конкреционные полезные ископаемые, полезные ископаемые дна Мирового океана.
18. Основные типы загрязнения Мирового океана и методы его очищения. Химическое загрязнение (нефтеуглеводородами, тяжелыми металлами, пестицидами, детергентами). Физическое загрязнение (радиоактивное, солевое, термальное). Особенности биологического загрязнения. Процессы самоочищения океана.
Директор Института природопользования,
территориального развития и градостроительства Г.М. Федоров
Вопросы ГАК по «Методике преподавания предметов
географического цикла» 2013 г.
(специальности «Геоэкология», «География», «Океанология», направления «География», «Экология и природопользование», очная и очно-заочная формы обучения)
1. Связь методики обучения географии с географическими дисциплинами, педагогикой, психологией.
2. Методы научных исследований в методике обучения географии.
3. Принцип линейно-ступенчатого построения школьного курса географии.
4. Сущность географических представлений, понятий, умений и навыков. Основные методы их формирования у учащихся.
5. Классификация методов обучения географии.
6. Значение карты в обучении географии и приемы работы с ней.
7. Методы наблюдения и их роль в изучении географии.
8. Значение учебных экскурсий в изучении географии и методика их проведения.
9. Сущность краеведческого принципа в преподавании географии, методы и приемы его реализации.
10. Задачи, построение и содержание начального курса физической географии, особенности методики его преподавания.
11. Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках географии.
12. Задачи, построение и содержание школьного курса «География материков и океанов», особенности методики его изучения.
13. Задачи, построение и содержание школьного курса «Экономическая и социальная география мира», особенности методики его изучения.
14. Структура, содержание и особенности методики изучения школьного курса «Природа России».
15. Структура, содержание и особенности методики изучения школьного курса «Экономическая и социальная география России».
16. Роль географии в формировании научного мировоззрения учащихся.
17. Содержание и методы изучения темы «География своего края» в курсе географии России.
18. Роль наглядного материала в преподавании географии, методы работы с ним.
19. Словесные методы обучения, требования к ним и условия их применения в школьном курсе географии.
20. Роль учебника в преподавании географии, приемы работы с ним.
21. Методы повторения, проверки и оценки географических знаний учащихся. Тестовый контроль.
22. Практические работы по географии, их значение в формировании у учащихся географических умений и навыков.
23. Урок географии. Современные требования к уроку географии.
24. Планирование учебного процесса. Система подготовки учителя географии к уроку.
25. Экологическое образование и воспитание учащихся в процессе изучения географии.
26. Типы уроков географии, их зависимость от содержания учебного материала, цели и места в учебном процессе.
27. Информационные технологии в обучении географии.
28. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся.
29. Внеклассная работа по географии, ее роль в обучении и воспитании учащихся.
30. Профориентационные возможности школьных курсов географии и пути их реализации.
Директор Института природопользования,
территориального развития и градостроительства Г.М. Федоров