Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика А.Р. Лурия по определению состояния кратковременной памяти



Подберите 10 простых, не связанных непосредственно слов. На­пример, игла, лес, вода, чашка, стол, гриб, полка, нож, булка, пол, бутылка.

Инструкция: «Я прочту тебе слова, а потом ты повторишь все, что запомнил. Слушай меня внимательно. Начинай повторять сразу же, как только я кончу читать. Готов? Читаю». Затем следует четко произнести 10 слов, после чего предложить повторить их в любом порядке. Такую процедуру совершать пять раз, каждый раз под на­званными словами ставить крестики, занося результаты в протокол.

Выявите, на каком повторении ребенок воспроизводит наиболь­шее число слов.

Обратите внимание и на следующие характеристики ребенка:

1. Если воспроизведение начинает сначала увеличиваться, а по­том уменьшаться, то это говорит об истощаемости внимания, за­бывчивости.

2. Зигзагообразная форма «кривой» указывает на рассеянность, неустойчивость внимания.

3. «Кривая» в форме «плато» наблюдается при эмоциональной вя­лости, отсутствии заинтересованности.

Методика Джекобсона

По определению способности к запоминанию

Названные вами слова или цифры ребенок должен повторить в том же порядке.

Инструкция: «Я назову тебе слова (цифры), ты их постарайся за­помнить, а потом мне их в том же порядке повторишь». Вы называ­ете три слова (цифры). После повторения учеником называете че­тыре слова (цифры)... и т.д. до семи слов (цифр):


- контрольный столбец: если ре­бенок ошибся при воспроизведении какой-то строки из 1-го столбца, за­дание по пей повторяются из этого (2-па) столбца..

2,7,4 4,7,1

9,6,1,8 3,0,6,2

4,7,2,5,9 1,4,9,6,0

6,0,7,5,9,2 3,8, 1,5,7,2

1,7,4,2,8,3,9 9,0,3,8,5,2,7 При воспроизведении слов (цифр) выполнение задания оценивается следующим образом:

строка из 7 знаков - в 10 баллов («отлично»); строка из 6 знаков - в 9 баллов («очень хорошо»);


строка из 5 знаков - в 7 баллов («хорошо»);

строка из 4 знаков - в 4 балла («удовлетворительно»);

строка из 3 знаков - в I балл («неудовлетворитель»). 23

Методика по определению концентрации и распределения внимания

Начертите квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместите в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, полукруг, квадрат, прямоугольник, звездочка, флажок.

При определении концентрации внимания ребенок должен ставить на заданной вами фигуре крестик, А при определении переключае-мости внимания в одну фигуру ставить крестик, а в другую - чер­точку.

Инструкция: «Здесь нарисованы разные фигуры. Сейчас ты будешь ставить на звездочках крестик, а на остальных ничего ставить не бу­дешь». При определении переключаемости внимания в инструкцию включается задание ставить на одной выбранной вами фигуре крес­тик, а на другой - черточку. В остальные ничего не ставить. Правиль­ность, полноту выполнения задания оценивают по 10-балльной систе­ме, снижая по 0,5 балла за каждую ошибку. Обратите внимание на то, насколько быстро и уверенно выполняется задание.

Методика по определению состояния долговременной памяти

Попросите ребенка назвать ранее заученные слова через 1 час. Инструкция: «Вспомни те слова, которые я тебе читал». Оценка 10 баллов - если ребенок вспомнил все слова, которые он воспроиз­водил в лучшем для себя варианте. Каждое невоспроизведенное сло­во уменьшает оценку на 1 балл..

Особенности речи

Речь - ведущая форма общения и мышления, опосредованная язы­ком. Готовность к школьному обучению включает определенный уровень речевого развития: правильное звукопроизношение, способ­ность различать и дифференцировать акустические признаки звуков (звонкость и глухость, твердость и мягкость, шипящие-свистящие и др.), достаточный для полноценного общения с окружающими, уро­вень сформированности словаря и грамматического строя, умение логично, связно строить высказывание, речевую активность.



Речь детей с ЗПР в целом развивается с отставанием от возрастной нормы и обладает рядом особенностей, куда входят: низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи; недостаточ­ность произношения свистящих, шипящих звуков и звука «р», обус­ловленная вялостью артикулирования, приводящей к их неотчетли­вому звучанию, искажению (слабое осознание звукового строения слова); недостаточно сформированы фонематический слух и фоне­матическое восприятие - умственное действие по определению ко­личества, последовательности, мест звуков.

Для детей с ЗПР характерна недостаточность межанализатор­ного взаимодействия, т.е. они с трудом образуют слуходвигательные, зрительно-двигательные и слухозрительные связи. Поэтому им сложно установить соответствие между фонемой и графемой: они с трудом определяют связь между звуком и буквой, что значительно усложняет процесс обучения чтению и письму. Для них характерна бедность, неточность, недифференцированность словаря. Он пред­ставлен преимущественно бытовой, обиходной лексикой.

Имеют место случаи неверного понимания и неточного употреб­ления многих общеупотребительных слов: «стакан» вместо «круж­ка», «цветы» вместо «клумба»; смешение слов с разным лексичес­ким значением, но близких по звуковому составу (пояс - поезд); дети не улавливают разницы в значении слов («вышивает» — «шьет», «по­ливает» - «льет», «выливает» - «льет»); употребляют слова в при­близительном, неточном значении («сад» - «деревья», «шляпа» -«шапка», «клевать» - «есть»); называют целый предмет вместо час­ти и наоборот (посуда - тарелки, туфли - обувь, платье - одежда, одежда-рубашка); наименование заменяют описанием ситуации или действия, связанных с обозначением предметов (конура- «тут соба­ка живет», дворник - «улицу метет», почтальон - «газеты, письма разносит»).

В словаре детей данной категории преобладают слова с конкрет­ным, хорошо им известным значением. В основном они пользуются такими категориями, как существительное, глагол. Из прилагатель­ных употребляют в основном качественные, обозначающие непос­редственно воспринимаемые признаки (цвет, форму, величину), не­достаточно владеют антонимическими, синонимическими средства­ми языка.

В речи детей с ЗПР недостаточно представлены местоимения, наречия. Такие дети замедленно включают в свою речь новые слова, понятия, полученные в процессе обучения.

У детей с ЗПР отмечается неточное понимание и неадекватность употребления сложных предлогов; в связной речи встречаются

 

Хлопни в ладоши, если услышишь звук м среди звуков п, к, м, н, п, т, м, р.

2. Повторение за учителем слогового ряда со звонкими и глухими звуками: са-за, за-са, са-за-са, ба-па, па-ба, ба-па-ба, са-ша, ша-са, ша-са-ша, са-за-ца, ша-ча-ша, ра-ла-ла, ра-ла-ра."

3. Выделение звука в слогах. (Подними руку, если услышишь слог со звуком с (да, ка, ша, со, ны, а, жу, сы, га, си.)

4. Выделение звука в слове. (Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуком р. Лужа, рука, живот, дыра, молоток, жук, кровать. НОЖНИЦЫ.)

5. Подбор слов с заданным звуком. (Вспомни слова со звуком з.)

6. Различение звуков в словах-паронимах. (Назови картинки и скажи, чем отличаются названия: Бочка-почка, точка-дочка, уточ­ка - удочка, коза - коса.)

7. Определение места звука: в начале, конце, середине слова. (Где находится звук ч в словах чайник, мяч, ручка?)

Обследование навыков звукового анализа слова

1. Определить качество звуков в словах: ус, мак, лужа, ромашка.

2. Выделить последовательно каждый звук в словах: дом, зонт, крыша, самолет, танкист.

3. Назвать первый ударный гласный звук в словах: Оля, Юра, Аня, уши, осы, Яша.

4. Определить последний согласный звук в словах: ус, кот, сыр, стакан, щенок,стол.

5. Выделить согласный звук в начале слова: сон, шуба, магазин, щука, чай.

6. Назвать ударный согласный звук в конце слова: рука, грибы. ведро, мячи.

7. Закончить слово: бара_, пету_, самоле_.

8. Определить, какими звуками отличаются слова: Оля - Коля. крыша - крыса, трава - дрова.

Обследование активного словаря

1. Назвать слова, обозначающие бытовые предметы, изображен­ные на картинках.

2. Самостоятельно дополнить данный тематический ряд слов: ко­рова, собака, коза...

3. Назвать предмет по его описанию. («Как называется помеще­ние, где читают, выдают и получают книги?»; «Кто косой, слабый, трусливый?»; «Что светит, сияет, греет?» и т.д.)


4. Назвать детенышей кошки, собаки, коровы, козы, лошади, куриц, утки, лисы, медведя.

5. Подобрать обобщающее слово: стол - мебель, а чашка - что? сапоги - обувь, а шуба - что? Земляника - ягода, а сыроежка - что? Комар - насекомое, а карась - кто?

Назвать обобщающим словом группу однородных предметов (предъявляются специально подобранные картинки, например, паль­то, платье, шуба, рубашка).

6. Назвать признаки предметов: небо какое, елка какая, лимон какой?

- Морковь сладкая, а редька какая?

- Ручей узкий, а река какая?

- Трава низкая, а дерево какое?

7. Назвать действия людей и животных:

- Повар что делает?

- А почтальон, сапожник, учитель? И т.д.

- Кто как передвигается: воробей летает, а лягушка, змея? И т.д.

- Кто как голос подает? (петух кукарекает, а ворона, воробей, со­рока?)

 

8. Назвать действия по картинкам (входит, заходит, переходит,выходит и т.п.).

9. Назвать времена года, их последовательность и признаки.

 

10. Подобрать слова, противоположные по значению (большой маленький) холодный, чистый, твердый, мокрый.

11. Подобрать синонимы к словам: высокий, радость, врач, тай­на, громкий и т.п.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.