Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности памяти и внимания



Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности являются достаточно развитые память и внимание.

Внимание активизирует сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, а память хранит добытые в ее ре­зультате сведения. Внимание - это особое состояние активного че­ловека в виде направленной сосредоточенности на каком-то объек­те. Внимание является одной из важных предпосылок всех видов сознательной деятельности, в первую очередь познавательной. Вы­деляют непроизвольное (нецеленаправленное) и произвольное (на­меренное, целенаправленное) внимание. Рабочий уровень внимания определяется комплексом основных его характеристик: объемом, кон­центрацией, переключаемостью.

Объем внимания - это его информационная емкость, т.е. количе­ство одновременно отчетливо осознаваемых при восприятии объек­тов. Средне нормативный объем внимания при одновременном вос­приятии не превышает пяти-семи не связанных одних с другим и объектов. При восприятии чем-то связанных объектов (букв в сло­ве, деталей конструкции) объем охватываемых вниманием объек­тов значительно возрастает.

Концентрация и устойчивость внимания - это способность не от­клоняться от цели, от направленной психической активности, удер­живать сосредоточенность на объекте внимания. Концентрация и устойчивость внимания являются важной энергетической базой умственной работоспособности школьника. Переключение внимания -способность перемешать его с одного объекта на другой - лежит и основе перехода от одного вида деятельности к другому. Противоположным вниманию состоянием является рассеянность, которая характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью, несосредоточенностью внимания.

При задержке психического развития недостаточный уровень внима­ния - одна из существенных и заметных


особенностей познавательной деятельности. Дети с ЗПР на уроках крайне рассеяны, час­то отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Следует отметить, что динамика уровня внимания у детей с ЗПР неодинакова. У одних детей максимальное напряже­ние внимания наблюдается в начале урока, и по мере продолжения работы оно неуклонно снижается; у других - сосредоточение вни­мания наступает лишь после некоторой деятельности, для третьих характерна периодичность в сосредоточении внимания. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утом­лении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в ре­зультате чего в знаниях образуются значительные пробелы.

Частые переходы от состояния активности внимания к полной пассивности, смена рабочих и нерабочих настроений тесно связаны с нервно-психическим состоянием детей и возникают порой без ви­димых причин. Но и внешние обстоятельства (сложность задания, большой объем работы) могут выводить школьника из равновесия, заставляют нервничать, снижают концентрацию внимания. Особен­но резко проявляются нарушения внимания после занятий, требую­щих интенсивного умственного напряжения.

Собственное бессилие, невозможность сосредоточиться на за­дании вызывает у одних раздражение, у других - категорический отказ от работы, особенно если требуется усвоить новый учебный материал. Как следствие, у детей развивается крайняя неуверен­ность в своих силах, неудовлетворенность учебной деятельностью.

Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекатель­ного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествова­ния. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружаю­щей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек в классе, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание учителя. Педагогу потребуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние.

Память - психический процесс, обеспечивающий организацию, хранение и повторное использование прошлого опыта. Недостатки памяти заметно тормозят, снижают продуктивность познавательной Деятельности.

У детей с ЗПР память значительно ослаблена (ограничены объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информа­ции). Дети с ЗПР склонны к механическому бездумному заучива­нию материала. Но и этот способ мнемической деятельности для них

 

труден, так как сами механизмы памяти ослаблены: уменьшены ско­рость, полнота, прочность и точность запоминания. Поэтому эти дети с трудом запоминают тексты, таблицу умножения, плохо удержива­ют в уме цель и условие задачи. Им свойственны резкие колебания продуктивности воспроизведения, они быстро забывают изученное.

Дети с ЗПР значительно хуже воспроизводят словесный материал, тратят на припоминание заметно больше времени, при этом самосто­ятельно почти не предпринимают попыток добиться более полного припоминания, редко применяют для этого вспомогательные приемы.

Заметно страдает у детей с ЗПР самоорганизация мнемоничес­кой деятельности. Они не умеют использовать рациональные при­емы запоминания (например, классификацию материала), не могут и не стремятся контролировать свои действия и результаты запомина­ния.

Практика показывает высокую отзывчивость детей с ЗПР на коррек-ционную работу, которая определяет следующие пути и средства педа­гогической поддержки детей с ослабленным вниманием, памятью:

микроалгоритмическая организация деятельности учащихся на уроке (выслушать устное задание еще раз);

дополнительный контроль за занятостью ребенка; при признаках истощения внимания смена деятельности на другую, более легкую;

использование разнообразных видов занятий, игровых моментов;

применение красочного наглядного дидактического материала вместо комплексных занятий, сложных инструкций, требующих пе­реключения внимания на последовательную постановку одноцеле-вых заданий;

организация самопланирования и самопроверки как обязатель­ных этапов любой самостоятельной работы ученика на уроке, оре-чевление учеником своей деятельности.

При организации обучения, адаптированного для детей с ослаб­ленной памятью, возможны следующие направления: учет и опора на ведущий зрительный или слуховой тип памяти (дополнительное привлечение наглядности или повторного проговаривания вслух); организация смыслового запоминания на основе выделения главно­го; визуализация (зрительное) запоминаемой информации (на осно­ве ярких и несложных таблиц, схем, конспектов); многократное по­вторение подлежащего запоминанию материала с расчленением его на несложную информацию; определение рационального объема за­поминаемого материала с постепенным усложнением (в зависимос­ти от особенностей развития и по годам обучения); обеспечение эмо­ционального богатства передаваемой информации для привлечения резервов эмоциональной памяти.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.