Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕМА 10. ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И РЕФОРМАЦИИ

Вопросы лекции:

1. Политическое учение Никколо Маккивелли.

2. Политическое учение Жана Бодена.

3. Полемико-правовые идеи раннего социализма Томаса Мора

4. Политико-правовые идеи Томазо Кампанеллы в произведении «Город Солнца»

 

Литература

Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.

Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли: В 5 т. Т. 2. М., 1999.

Кампанелла Ф. Город Солнца. М.; Л., 1934.

Макиавелли Н. Государь: Рассуждения о первой декаде Тита Ливия: О военном искусстве. М., 1996 (или иное издание).

Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. M., 1998 (или иное издание).

 

 

Введенеие

Если основная тема Средних веков — Град Божий (civitas Dei), то основная тема Возрождения — человек, обожествление человеческого начала в искусстве и государстве. Поэтому мировоззренческая основа Возрождения — гуманизм (лат. humanus — человечный). Если в Средние века предметом восхищения был Бог, которого нельзя увидеть, то в эпоху Возрождения — человек и зримый человеческий мир.

Если в Средние века чтили святых, то в эпоху Возрождения — людей прославленных, великих.

Если в Средние века гордыня считалась худшим из пороков, то в эпоху Возрождения возник культ героев и гениев.

Реформация, поставив перед собой цель обновить на основе Евангелия жизнь каждого христианина, тем самым обращалась к широким массам. Реформация отвергла догму католической церкви об обязательном посредничестве духовенства между человеком и Богом. Началом Реформации принято считать выступление в 1517 г. М. Лютера с 95 тезисами против продажи индульгенций.

Факторы, обусловившие Возрождение и Реформацию:

1. развитие книгопечатания: к 1500 г. оно было известно в двенадцати странах Европы;

2. децентрализация Италии (итальянское Возрождение);

3. децентрализация Германии (Реформация в немецких землях).

 

Основные направления политико-правовой мысли, сформировавшиеся в эпоху Возрождения и Реформации:

• буржуазные политико-правовые теории (Макиавелли, Боден);

• теории утопического социализма (Мор, Кампанелла).

1 вопрос

Политическое учение Никколо Макиавелли

 

Никколо Макиавелли (1469—1527) — итальянский политический мыслитель эпохи Возрождения, основатель политической науки Нового времени. Автор концепции политической этики — этики главы государства («макиавеллизм»).

Эпоха. Политическая раздробленность Италии, постоянная угроза нападения со стороны централизованных государств (Испания, Франция). Флоренция — «цветок Тосканы, зеркало Италии», в XV в. этот город символизировал центр образованности — «вторые Афины», центр культуры — воплощение «Золотого века» и центр благочестия — «Новый Иерусалим». В XVI в. Флоренция уступает свою лидирующую роль Риму, становится культурной провинцией.

Остро осознавал необходимость объединения Италии великий флорентиец Н. Макиавелли. Его политическое мышление сосредоточилось на государстве как важной составляющей человеческого космоса: «Судьбе было угодно, чтобы я не умел говорить ни о шелке, ни о хлопчатобумажной ткани, ни о наживе, ни о потере, — я должен говорить о государстве».

Биография. Н. Макиавелли родился во Флоренции. Семья Макиавелли принадлежала к знатному роду, но была небогатой: его отец лишился права занимать какой-либо важный пост из-за огромного долга перед городом. Основным доходом семьи была скромная земельная рента. Н. Макиавелли не смог получить классического образования. «Блестящее серьезное образование», о котором говорят некоторые его исследователи, — результат упорного самообразования. Он начал свою политическую карьеру в 29 лет, став секретарем Флорентийской республики (1498—1512). В 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, республиканское правление было заменено тиранией, а Макиавелли отстранен от должности. Его обвинили в заговоре против правителей, заключили в тюрьму, подвергли пыткам. Позже Макиавелли был сослан в семейное поместье, где и создал свои политические и литературные произведения.

10 декабря 1513 г. из ссылки Макиавелли пишет другу в Рим: «Я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; и у дверей я сбрасываю дневную одежду, покрытую грязью и пылью, и облачаюсь в царственное придворное одеяние. И переодевшись соответствующим образом, я вхожу в древние покои людей античности, где, с любовью встреченный, я вкушаю пищу, которая только мне принадлежит и для которой я создан. И здесь я не испытываю никакой робости, чтобы говорить с ними и расспрашивать их о мотивах их поступков. Они же любезно мне отвечают, и в течение целых четырех часов я не чувствую усталости, забываю обо всех заботах, не боюсь нищеты, меня не пугает смерть — я полностью отдаю себя им».

Макиавелли видел главное зло Италии в притязаниях главы католической церкви на светскую власть. Он считал церковь реакционной силой еще и потому, что она поддерживает в народе суеверия и предрассудки. В остро сатирическом сочинении в стиле Боккаччо «Мандрагора» (1518) Макиавелли вывел образ монаха как олицетворение глупости, лицемерия и зла.

В 1520 г. Макиавелли становится официальным историографом, в 1521 г. — советником кардинала Джулио Медичи (впоследствии — папа римский Клемент VII). В 1526 г. Макиавелли участвовал в военной кампании Клемента VII против императора Священной Римской империи Карла V, завершившейся провалом. После изгнания Медичи из Флоренции Макиавелли вновь был лишен всех постов.

Современники. В 1502 г. Макиавелли познакомился с Леонардо да Винчи (1452—1519), служившим у герцога Чезаре Борджиа в качестве военного инженера и архитектора. По протекции Макиавелли Леонардо получил от городских властей престижный заказ на большую фреску «Битва при Ангиари» для Палаццо Веккио.

Логическое основание политического учения: эмпиризм, согласно которому единственный источник получения знания, в частности, о политике — это опыт. Разрабатывая свое политическое учение, Макиавелли обращается к политическому опыту Древнего Рима, изучая его историю, а также использует свой собственный опыт государственной службы.

Макиавелли отказывается от средневекового теоцентризма, и заменяет его на антропоцентризм. Это означает, что в центре мира у Макиавелли стоит не Бог, а человек. Соответственно, политический универсум у Макиавелли имеет только человеческое измерение и никак не связан с Богом. Из опыта следует, что в основе политического поведения лежат не каноны христианской морали, а выгода и сила. По теории Макиавелли грандиозные дела творили как раз те князья, которые не считались с обещаниями и действовали хитростью и обманом.

Основные работы: «Принцепс» (1513); «Рассуждения на первые 10 книг Тита Ливия» (1516-1517); «История Флоренции» (1520); «О военном искусстве» (1521).

Содержание политического учения. Н. Макиавелли сравнивал величие Древнего Рима с современной ему Италией. Как образовалась пропасть между возвысившимся до мирового господства Римом и постоянно ожидающей нашествий Италией?

Причины политического упадка Италии:

• христианская религия, которая ориентировала людей на потусторонний мир, сделав их чуждыми государству, что и привело к ослаблению государства;

• папство, которое имело престол в Риме, владея частью Италии и препятствуя ее объединению.

Понятие государства. Макиавелли вводит в политическую лексику новый политический термин — Stato (лат. status), которым он обозначает общее понятие государства, независимо от его конкретных форм. Stato, т.е. государство, — это политическое состояние, которое предполагает наличие отношений господства-подчинения. Наряду с уже известными к XVI в. политическими терминами «республика», «княжество», «королевство», «власть», «империя», «город», «правление», «тирания», «монархия» Макиавелли ввел новый политический термин, которым и сегодня обозначают общее понятие государства.

Государство — это дело рук человеческих. Форма правления государства представляет собой результат борьбы двух сил: народа и знати. Борьба народа и знати — вот источник развития государства: «Народ и знать есть в каждом городе, и чувства их всегда различны, а происходит это оттого, что народ не хочет, чтобы знатные им распоряжались и угнетали его, а знатные хотят распоряжаться и угнетать народ; эти два разных стремления приводят в городе к одному из трех последствий: к единовластию, свободе или произволу какой-нибудь партии».

Классификации форм правления государства. Вслед за Аристотелем Макиавелли называет три правильные формы правления (монархия, аристократия, демократия) и три неправильные (тирания, олигархия, распущенность).

Новация Макиавелли заключалась в следующем выводе: все государства есть либо республики, либо единовластные по форме правления государства. К XIX в. эта классификация государств на республики и монархии станет в науке о государстве преобладающей.

Концепция политической этики главы государства (концепция «макиавеллизма»). Макиавелли разрабатывает концепцию политической этики принцепса (единоличного главы государства), направленную на объединение Италии и превращение ее в сильное государство.

В работе «Принцепс» Макиавелли как естествоиспытатель формулирует ряд политических принципов, свободных от каких-либо моральных запретов, которые позволят принцепсу действовать эффективно на политическом поприще и добиться осуществления поставленной цели:

• овладевая государством, необходимо все жестокости совершать сразу, чтобы не пришлось каждый день их повторять;

• обиды нужно наносить разом, тогда меньше чувству ешь их в отдельности;

• все благодеяния надо делать понемногу, чтобы они лучше запоминались;

• принцепс должен иметь одновременно природу льва и лисицы: быть львом, чтобы устрашать волков, и быть лисицей, чтобы распознать западню;

• принцепс не может и не должен быть верным данному им слову, если такая честность обращается против него. При этом всегда можно найти оправдание. Макиавелли ссылается на папу римского Александра VI, который всех обманы вал, не держал слова, но тем не менее многого добился;

• принцепс не обязательно должен обладать всеми добродетелями — гораздо важнее казаться, что ими обладаешь;

• принцепс не должен трогать имущество подданных и задевать их честь, тогда подданные будут довольны жизнью, а принцепсу придется бороться лишь с честолюбием немногих;

• принцепс должен передавать другим дела, вызывающие недовольство подданных, а милости оказывать самому;

• каждый поступок принцепса должен подтверждать молву о нем как о великом и выдающемся человеке;

• принцепс должен рассчитывать не на любовь своих подданных, а на их страх, но не на их ненависть;

• чтобы судить об уме принцепса, надо видеть его окружение.

 

Контрреформация, развернувшаяся в Италии во второй половине XVI в., задушила не только Реформацию, но и светскую культуру Ренессанса. Действовавший с 1559 г. «Индекс запрещенных книг» наложил запрет на многие известные произведения литературы: «Декамерон» Боккаччо, сочинения Валы, Аретино. Все сочинения Макиавелли были включены в «Индекс». О сочинении «Принцепс» («Государь») еще ранее (1546) говорилось, что оно написано «рукой Сатаны».

Никколо Макиавелли стоит у истоков политической науки нового времени. Его сторонниками были Ж.-Ж. Руссо, М.А. Бакунин; а противниками — Т. Кампанелла, Ж. Боден, Вольтер.

Макиавелли оказал огромное влияние на итальянскую политическую мысль (Г. Моска, В. Парето и др.). Б. Муссолини, находясь под впечатлением работы Макиавелли «Принцепс», рассматривал себя как нового принцепса.

В политике сложилось понятие «макиавеллизм», в основе которого лежит идея, что для достижения выбранной цели все средства допустимы. Однако итальянский исследователь Луиджи Руссо предложил иное толкование этой идеи: «Правильные средства в конечном счете оправдывают цель».

2 вопрос

Политическое учение Жана Бодена

 

Жан Боден (1530-1596) — французский правовед, выдающийся политический мыслитель.

Эпоха. Во второй половине XVI в. во Франции разгорелись религиозные войны между католиками и гугенотами, следствием которых стали убийства французских королей Генриха III и Генриха IV религиозными фанатиками. Для мыслителей того времени альтернативой религиозному и политическому хаосу могло быть только «сильное» государство без какого-либо разделения властей. Именно такой точки зрения придерживался Жан Боден, разрабатывая теорию государственного суверенитета. Бодену принадлежит научное первенство в создании этой теории.

Биография. Жан Боден родился в семье, принадлежащей к среднему сословию. Еще в молодости Боден сознательно выбрал путь практикующего юриста, так как считал, что таким образом можно послужить людям и в то же время лучше понять право. Боден закончил факультет права Тулузского университета, некоторое время преподавал там римское право. Затем он стал заниматься адвокатской практикой в Париже. С 1575 по 1580 г. Боден — судья, рассматривающий дела по обвинению в колдовстве. В 1576 г. был депутатом третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, с 1587 г. — королевским прокурором в Лане (эту должность Боден получил по наследству от брата своей жены). Умер от чумы в Лане.

Основные работы: «Метод легкого познания истории» (1566); «Шесть книг о республике» (1576).

Логическое основание политико-правового учения. Политическое и правовое мышление Бодена сформировалось под влиянием теоцентризма; историзма; рационализма.

Лучшему познанию права, полагал Боден, должно служить знание юридической практики: «Тот, кто думает, что познал право вне юридической практики, в действительности глубоко ошибается'— и уподобляется тому, кто, истязаясь гимнастикой и физическими упражнениями, мнит себя равным воину, познавшему пыл сражения и утомление военной битвой».

Содержание политике-правового учения. После Бога, по мнению Бодена, именно государство представляет для людей огромную ценность. Поэтому он в своих работах воздает «благодарность государству, которому,-после бессмертного Бога, мы обязаны всем».

Боден уделяет пристальное внимание институту государства (для обозначения понятия государства им используется латинский термин «res publica» и его французский аналог «une Republique», но не современный французский термин «Etat»).

Боден ставил перед собой цель осмыслить государство иначе, чем его предшественники (Аристотель, Полибий, Цицерон и др.) и современники (Макиавелли, Мор и др.). Он упрекал Аристотеля и Цицерона за то, что они не предложили детального описания верховной власти, без которой невозможно представить себе государство. Боден оспаривает исключительное значение и такого признака государства, как «согласие в вопросах права», на котором настаивал Цицерон: « ...Глупо утверждать, что империя турок, которая включала народы, проживающие вместе, но не

 

 

подчиненные общей системе единого закона, не была государством, пока народы удерживались в одном государстве при помощи силы и власти».

Боден понимает государство следующим образом: «Государство — это правовое управление семьями и тем, что у них общее, суверенной властью». В этом определении еще нет упоминания о территории как признаке государства (для западных теоретиков государства этот признак приобретет значение, начиная с XIX в.). Государство понимается Боденом как правовое управление, что позволяет ему отличать государство от шайки разбойников (в этой части Боден продолжает придерживаться взглядов Цицерона и Аврелия Августина). Основным элементом государства для Бодена является семья: «Государство не может существовать без семьи как город без домов или как дом без фундамента».

Вслед за Аристотелем Боден различает три вида социальной власти внутри семьи: родительскую; супружескую; господскую. Ослабление власти главы семьи, по Бодену, приводит к деградации государства.

Важнейший признак государства — суверенная власть (четвертый вид социальной власти), под которой Боден понимает постоянную, абсолютную и неделимую власть государства: «Суверенитет есть абсолютная и постоянная власть государства». Именно Бодену принадлежит научное первенство в создании теории государственного суверенитета.

Суверенная власть государства, с точки зрения Боде-на, — это власть:

· постоянная, которая отличается от временной, подобной власти диктаторов Древнего Рима;

· абсолютная, не ограниченная никакими условиями, носитель которой может ее передать другому лицу как собственник. Боден допускает лишь три ограничения абсолютной власти: суверен в своей деятельности связан законами Бога, законами естественными и законами человеческими, общими для всех народов. Законами Бога и естественными законами людям предписана частная собственность, поэтому суверен не может произвольно облагать налогами граждан без согласия Генеральных штатов. Никто, считает Боден, не имеет право брать чужую собственность без согласия ее владельца. Боден был одним из первых мыслителей, критически оценивших утопийское государство Томаса Мора;

· государство, основанное на отрицании частной собственности «было бы прямо противоположно законам Бога и природы»;

· единая, т.е. неделимая. Она не может принадлежать одновременно монарху, аристократии и народу. Боден был противником теории смешанной формы государства, которой в разное время придерживались Полибий, Цицерон, Мор, Макиавелли.

Компетенция суверенной власти государства — комплекс исключительных прерогатив:

· право издавать, отменять и обнародовать законы без согласия граждан (основная прерогатива);

· право объявлять войну и заключать мир;

· право назначать должностных лиц и определять для них служебные обязанности;

· правосудие в последней инстанции для всех должностных лиц и граждан;

· право помилования в тех случаях, «когда сам закон не предоставляет возможности для помилования и смягчения наказания»;

· чеканка монет;

· определение мер и весов;

· взимание налогов и податей.

 

Боден обстоятельно исследует проблему форм государства. Вслед за Аристотелем он рассматривает проблему обусловленности форм правления государства различными факторами (климатом, почвой и др.). В XVIII в. эта же проблема будет рассматриваться французским мыслителем Ш. Л. Монтескье. Вместе с тем Боден критикует Аристотеля, который делил формы правления государства на правильные и неправильные, и предлагает собственную классификацию.

Классификация форм правления государства. В своей классификации форм правления государства Боден использует критерий принадлежности власти тому или иному суверену ). Боден выделяет три формы правления: демократию; аристократию; монархию. В демократии все или большая часть граждан обладают суверенной властью над всеми. В аристократии меньшая часть граждан обладает суверенной властью над всеми. Аристократия для Бодена не есть правление «лучших» в понимании Аристотеля. Боден считает, что коррупция «может появиться в любом государстве, где нобили или богатые люди сосредоточили в своих руках политическую власть, не располагая ни уважением окружающих, ни личной добродетелью, ни соответствующим образованием».

В монархии суверенная власть всегда принадлежит одному лицу, будь это король или тиран. Боден критикует Аристотеля, который считал, что тиран — это правитель, действующий всегда вопреки желаниям народа. Тогда, заключает Боден; «сам Моисей, наиболее мудрый и справедливый правитель, может быть заклеймен как величайший тиран, потому что он приказывал и запрещал своему народу почти все, действуя против его воли».

Ж. Боден рассматривает различные формы правления государства с точки зрения их эффективности для обеспечения общественного порядка.

Демократию он оценивает отрицательно: «Народ — это зверь многоголовый и лишенный рассудка, он с трудом делает что-либо хорошее. Доверять ему решение политических дел — это все равно, что спрашивать совета у безумного». Недостаток аристократии — неустойчивость, которая обусловлена коллегиальным способом принятия решений. Общий недостаток демократии и аристократии, по Бодену, заключается в следующем: «В демократическом или аристократическом государстве голоса подсчитываются, но не взвешиваются на весах добродетели».

Лучшая форма правления государства для преодоления политического и религиозного кризиса — монархия, так как она прямо отвечает природе суверенной власти: ее единству и неделимости. Боден приводит много доводов в пользу монархии, используя рассуждения по аналогии. Он повсюду находит торжество единовластного начала: Бога, Солнца, отца и др. Боден был сторонником наследственной, а не выборной монархии. Выборная монархия — это всегда междуцарствие, а государство в это время «подобно кораблю без капитана, мечется по волнам мятежей, и часто тонет».

Идеальная форма государства для Франции XVI в., по Бодену, — легитимная монархия. Это такая форма правления государства, при которой подданные, пользуясь личной свободой и собственностью, подчиняются законам монарха, а монарх — законам божеским и естественным. Но монархия может превратиться в тиранию, если монарх будет нарушать естественные законы, рассматривая собственность своих граждан как свою собственную и относясь к гражданам как рабам.

Боден признает право народа на убийство тирана, если тот захватил власть насилием, но Боден не признает такого права, если монарх ведет себя как тиран, занимая престол на основе действующего закона о престолонаследии. Боден уповает только на Божественный суд: «Считается незаконным для частного лица не только попытка убить своего за-конного государя, но даже и восставать против него без особого и недвусмысленного повеления Господа».

Нестабильность форм правления государства определяется следующими факторами:

• крайне неравномерным распределением богатства;

• отсутствием свободы вероисповедания.

 

Следовательно, необходимы законы против ростовщичества, законы о наследовании имущества, а также законы, допускающие веротерпимость.

Содержание правовой теории. Как правовой мыслитель Боден сформулировал концепцию универсального права. Это право нельзя вывести, изучая законодательство только одного государства, будь это даже римское государство. Напротив, необходимо провести сравнительный анализ законодательства древних народов (персов, евреев, греков, египтян, римлян и др.) и дополнить его знанием современных правовых систем (французской, турецкой и др.). Боден обосновывает свою точку зрения ссылкой на Платона: «Пусть бы они почитали Платона, который полагал, что другого способа утвердить закон или наладить государственное управление не существует, мудрый человек соберет вместе законодательные структуры всех или наиболее известных государств и, сравнив, из них выделит лучшую форму». Однако Боден признает зависимость законов от формы правления государства: «Законы необходимы и при монархии, и при народных формах правления, и при аристократических (законы являются столь же разнообразными, как и формы правления)».

Боден классифицирует законы и в зависимости от их источника. Он выделяет:

• законы, установленные Богом;

• законы, установленные природой;

• законы, установленные суверенной властью;

• законы, установленные народами;

• законы, установленные общим соглашением, в котором берет начало суверенная власть (для монархии — это закон престолонаследия, подобный Салическому Закону (Lex Salica)).

 

Исторический подход к праву привел Бодена к такому пониманию права, в основе которого лежит синтез правовых взглядов Фомы Аквинского, римских юристов, а также собственное понимание Боденом современных правовых систем.

Основная научная заслуга Бодена — это создание теории государственного суверенитета. Она сформировалась в эпоху становления европейских абсолютных монархий. Теория государственного суверенитета оказалась очень продуктивной.

В XVII в. понятие суверенитета как абсолютной власти государства было воспринято английским философом Томасом Гоббсом. Государство у Гоббса стало представлять собой великого Левиафана — «смертного Бога», которому по силе в земной жизни никто и ничто не может противостоять. В XVIII в. суверенитет как абсолютную власть государства понимал и французский философ Жан-Жак Руссо. Но в отличие от Бодена и Гоббса носителем этой власти у Руссо могла быть только Общая Воля (Volont-й Gftmirale), которая исходила от народа как единого целого. Суверенитет, считал Руссо, никому нельзя передать. Боден же полагал иначе: «Эту верховную и постоянную власть над гражданами с правом жизни и смерти народ может передать одному из граждан без всяких ограничений так же, как может это сделать собственник, желающий кого-либо одарить».

В XIX в. немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель предложил понимать государство как «шествие Бога в мире», наделив его абсолютной властью над индивидами, т.е. суверенитетом в трактовке Бодена. Только в государстве, писал Гегель, человек понимает кто для кого: человек для государства или государство для человека.

В XX в. теория государственного суверенитета Бодена подверглась основательной критике. Так, французский правовед Леон Дюги предложил отказаться от понятия суверенитета государства, которое приводит к представлению о неподотчетности государства. Дюги считал, что государство связано в своей деятельности нормой солидарности. Критически оценивал теорию государственного суверенитета также австрийский правовед Ганс Кельзен, признавая приоритет норм международного права над внутригосударственными нормами права.

Весьма скептически относился к концепции суверенитета государства французский религиозный философ Жак Маритен. Он полагал, что понятие «суверенитет» может быть применимо только к Богу, папе римскому или мудрецу. Это понятие необходимо исключить из политической философии, ведь оно «есть не что иное, как аналог понятия абсолютизм». Маритен считал, что «в сфере политики и в отношении тех людей и организаций, которые ответственны за земную судьбу людей, понятие суверенитета не может использоваться адекватно. Потому что, в конечном счете, ни одна земная власть не есть образ Бога и не является представителем Бога».Но, несмотря на существенную критику, теория государственного суверенитета Бодена до сих пор остается важным компонентом современной науки о государстве и руководством для принятия решений на государственном уровне. "

3 вопрос

Политико-правовые идеи раннего социализма. «Утопия» Томаса Мора

 

Томас Мор (1478-1535) — английский юрист, гуманист, политический деятель и писатель.

Эпоха. Династическая война в Англии, известная как война Белой и Алой Розы, привела к тяжелым социальным последствиям. В это же время шел процесс становления капитализма. Замена хлебопашества овцеводством (поскольку более выгодным стал сбыт шерсти, а не хлеба), привела к массовому изгнанию крестьян с насиженных мест. В стране усилилось бродяжничество, возросло число преступлений.

Биография. Родился в семье потомственных горожан Лондона, его отец дослужился до королевского судьи. Учился в Оксфорде (два года), затем, по настоянию отца, — в одной из юридических школ Лондона. Некоторое время занимался адвокатской практикой, брал под защиту обиженных, в 1504 г., став членом парламента, посчитал своим долгом перед обществом возглавить оппозицию королю Генриху VIII, требовавшему введения новых налогов, за что был заключен в Тауэр. После освобождения был судьей и шерифом. Затем уже Генрих VIII приблизил Т. Мора ко двору. С 1529 по 1532 г. Мор — лорд-канцлер, ликвидировавший практику принимать подарки от тех, кто обращался в королевский суд. За отказ присягнуть королю Генриху VIII как главе реформированной англиканской церкви Т. Мор был обвинен в государственной измене, признан виновным и казнен. Католическая церковь причислила Мора к лику святых. Генрих VIII — инициатор Реформации в Англии. В связи с тем, что папа римский не давал согласия на его развод с Екатериной Арагонской, которая не рожала наследника престола, Генрих VIII объявил, что король Англии должен быть одновременно и главой церкви в стране.

Логическое основание политико-правового учения.

Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения, воспринял критическое отношение Платона к частной собственности; придерживался идей ранних христиан о всеобщем обязательном труде.

Основная работа: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом его острове Утопии» (всемирно известная как «Утопия») (1516).

Утопия — термин, предложенный Мором. Игра греческих слов в латинской транскрипции допускает два перевода: «несуществующая страна» или «благословенная страна».

Содержание политике-правового учения. В книге «Утопия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (европейскому) государству. Описание этого государства дается словами одного из путешественников — Рафаэля Гитлодея, который побывал на острове Утопия, расположенном где-то в Новом Свете. Гитлодей — участник диалога с Мором.

Томас Мор использует в своей книге форму диалога, подражая Платону.

В Англии в это время шел процесс «огораживания земель»: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на их месте создавали пастбища для овец. Этот процесс привел к массовому бродяжничеству и связанному с ним росту преступности. Мор оценил эту ситуацию таким образом: «овцы... пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города».

В уголовном законодательстве Англии была установлена одна и та же санкция за совершение как кражи, так и убийства, — смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор признал такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что: «карать смертью за простую кражу — чрезмерное наказание»; «нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью».

Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества: «Ни одно наказание не является столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе пропитание».

Английское государство и другие известные Мору государства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».

Законы этих государств представляют собой ухищрения, позволяющие богатым использовать труд бедных людей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом как только богатые от имени государства, а значит и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать» .Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств.

Это принципы:

• коллективной собственности;

• всеобщей обязательности труда;

• аскетического образа жизни;

• централизованного распределения произведенной продукции.

 

Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государстве он действует: «распределять все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот».

Если в европейских государствах принцип всеобщей обязательности труда не действовал, и было много праздных сословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают, поэтому каждому достаточно работать не более шести часов.

Если в европейских государствах принцип аскетического образа жизни не являлся универсальным, то жителям идеального государства — утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебрежительно относятся к изделиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов.

Статус раба — это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы.

Согласно принципу централизованного распределения произведенной продукции все, что произведено утопийцами, накапливается на складах, расположенных в центре каждого города. Распределение осуществляется централизованно, с учетом потребностей той или иной семьи. Какая бы то ни было денежная система расчетов отсутствует.

Идеальное государство представляет собой государство со смешанной формой правления. Идея смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цицероном.

Государственное устройство Утопии — федерация 54 городов.

По подсчетам исследователей, в Англии XVI в. тоже было 54 города.

Высший орган — утопийский сенат из 162 человек: по три старца от каждого города. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы и др. В каждом городе 6000 патриархальных семей. Каждые 30 семей избирают на один год филарха; в каждом городе 200 филархов, которые следят за тем, чтобы все работали. Есть также протофилархи, которые избираются из числа ученых. Один протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит князь, который избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя — несменяема, если он не становится тираном.

Князь и протофилархи входят в сенат города. В каждом городе проводятся народные собрания, на которых решаются важные дела города.

В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Законы понятны всем: «...у утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование»; «...утопийцы считают в высшей степени не-справедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения...».

Работа Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние на последующее развитие социалистической политико-правовой идеологии. Вторая часть книги Томаса Мора «Утопия» может быть рассмотрена как мыслительный эксперимент по созданию справедливого государственного строя в интересах трудящегося большинства.

«Утопия» стимулировала появление проектов радикального изменения общества. В XVI в. в Новой Испании (современная Мексика) одним из последователей идей Томаса Мора была предпринята попытка учредить среди коренного населения порядки утопийцев.

4 вопрос

Политико-правовые идеи Томазо Кампанеллы в произведении «Город Солнца»

 

Кампанелла Томазо (1568-1639) — выдающийся итальянский мыслитель.

Эпоха. К концу XVI в. Италия находилась под испанским господством. В Италии в это время располагалось много доминиканских монастырей, которые боролись с еретиками. В 1599 г. был раскрыт заговор против испанского владычества, одним из участников которого был доминиканский монах Кампанелла.

XVI-XVII вв. — эра географических открытий. Появляются произведения, которые относятся к утопиям места, — описания «блаженных», но неизвестных уголков мира. Особенность этих произведений — отсутствие точных географических сведений.

Биография. Кампанелла Джованни Доменико, в монашестве сменивший имя на Томазо, родился в Стило (полуостров Калабрия, на юге Италии). Провел 27 лет в застенках папской тюрьмы за желание реформировать христианство и объединить все народы единым гражданским законом и единой же «естественной религией». Умер в Париже.

Логическое основание политике-правового учения. Кампанелла мыслил в рамках христианского мировоззрения. Воспринял идеи античных философов — Платона и Аристотеля. Расходился во взглядах на государственную власть со своим соотечественником Николо Макиавелли. При написании своих работ Кампанелла использовал метод моделирования, который понимал следующим образом: «Небесполезно то, что мы написали, ведь если невозможно точно повторить такую Республику, то можно пытаться, насколько возможно, подражать образцу, который мы предложили».

Основные работы: «Город Солнца» (1602). Написан по-итальянски, был более известен современникам в латинском переводе, издававшемся при жизни автора дважды (1623 и 1637 гг.). Это

произведение написано в подражание Платону в форме диалога, действующими лицами которого выступают Гостинник монастыря и Мореход; «Монархия Мессии» (1605-1607).

Содержание политике-правового учения. В сочинении «Город Солнца» Кампанелла описывает «наилучшее государство» из всех известных ему. Рассказ об этом государстве ведется от лица Морехода, который делится с Гостинником впечатлениями от увиденного им во время путешествия «наилучшего государства». Это государство находится на острове Тапробана, расположенном в Индийском океане не так далеко от экватора. Жителей этого государства называют соляриями.

Вслед за Мором Кампанелла представляет себе идеальное государство островным государством, отделенным от всех других государств этого бренного мира. Это государство живет согласно принципам, которые Кампанелла считал правильными. Одни из этих принципов были выведены и обоснованы еще Платоном, другие — использовались членами ранних христианских общин, а третьи -- взяты Кампанеллой непосредственно из жизни монастырей того времени.

Принцип общности имущества позволяет решить проблему разделения людей на богатых и бедных, актуальную не только Для Италии, но и для других стран. Кампанелла считал, что только общность имущества позволяет соляриям (жителям города Солнца) стать более добродетельными. Кампанелла обосновывает идеал общества, в котором все одновременно одинаково богаты и одинаково бедны: «Тогда как община делает всех одновременно и богатыми и вместе с тем бедными: богатыми — потому что у них есть все, бедными — потому что у них нет никакой собственности; и поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».

Общность имущества, по представлению Кампанеллы, исключает:

• нищету, которая делает людей негодяями,

• богатство, которое делает людей надменными.

Кампанелла делает вывод, что люди при общности имущества становятся более добродетельными.

Принцип всеобщей обязательности труда позволяет решить проблему получения равных возможностей для реализации своих интеллектуальных прав. Все солярии работают «не больше четырех часов в день», а все «остальное время проводится в приятных занятиях науками, собеседовании, чтении, рассказах, письме, развитии умственных и телесных способностей, и все это делается радостно». Исходя из принципа всеобщей обязательности труда, невозможно обосновать мотивацию людей к труду. Проблему мотивации формулирует Гостинник: «никто не захочет работать, раз будет рассчитывать прожить на счет работы других, в чем Аристотель и опровергает Платона».

Кампанелла вкладывает в уста Морехода эмоционально-пафосное заявление: «они (солярии) пылают такой любовью к родине, какую и представить себе трудно».

Принцип централизованного распределения продукции позволяет решить проблему удовлетворения потребностей каждого в пище, одежде, жилье и др. при полном отсутствии товарно-денежных отношений. Все то, в чем нуждаются солярии, «они получают от общины». Распределением благ занимаются должностные лица, которые могут и злоупотреблять своим должностными обязанностями. Однако Кампанелла такую возможность исключает полностью: «Распределение всего находится в руках должностных лиц, но так как знания, почести и наслаждения являются общим достоянием, то никто не может ничего себе присвоить».

Принцип религиозной нетерпимости просматривается в изображении идеального государства, которое, на взгляд Кампанеллы, может состоять только из христиан. Кампанелла сообщает, что солярии «Магомета презирают... как вздорного и ничтожного законодателя», а «образ Иисуса Христа и двенадцати апостолов» занимает у них самое почетное место.

Принцип общности жен (отрицание нуклеарной семьи), полагает Кампанелла, способствует тому, что деторождение осуществляется только в интересах государства, а не по прихоти отдельных лиц: «На деторождение они смотрят как на религиозное дело, направленное на благо государства, а не отдельных лиц, причем необходимо подчиняться властям». «Общность жен» как принцип представляется Кампанелле вполне логичным, так как он вытекает из положения, что у соляриев «все общее».

Контроль за рождением детей осуществляется у соляриев следующим образом: «Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое у них общее. Но через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй: каждая из них обозначается буквами на притолоке».

Принцип «казармы» в быту позволяет последовательно реализовать в обществе идею крайнего равенства, включая частную жизнь. Кампанелла сообщает, что все солярии одинаково «меняют одежду четыре раза в год», ежемесячно «стирается одежда» и др.

Форма правления идеального государства у Кампанеллы не похожа ни на одну из существующих форм правления. Глава этого государства — Солнце («Метафизик»), который выбирается из числа 24 жрецов. Высшее должностное лицо — Солнце несменяемо до тех пор, пока не найдется тот, кто «окажется мудрее своего предшественника и способнее его к управлению». Солнцу принадлежит суверенитет: «по всем вопросам и спорам он выносит окончательные решения».

Итак, Кампанелла возрождает платоновский идеал правления философа. Одновременно он отвечает на вопрос, которым сам Платон не задавался: а способен ли управлять тот, кто всю свою жизнь посвятил науке? От лица Морехода Кампанелла говорит: «Наш Солнце, пусть он даже неопытен в деле управления государством, никогда, однако, не будет ни жестоким, ни преступником, ни тира-ном именно потому, что он столь мудр».

Управленческая деятельность Солнца и трех его соправителей не прерывается ни на один день: «Ежедневно Солнце и трое главных правителей совещаются о текущих делах; проверяют, утверждают и приводят в исполнение постановленное на выборах и обсуждают другие необходимые мероприятия».

В городе Солнца действует также коллегиальный орган управления — Собрание всех должностных лиц, которое проводится один раз в неделю.

Кампанелла описывает еще один орган управления — это Собрание всех соляриев («Большой совет»). На нем присутствуют все солярии, которые достигли 20 лет. Это Собрание проводится каждые две недели. Здесь не только проводятся богослужения, но и «всем предлагается поодиночке высказаться о том, какие есть в государстве недочеты, какие должностные лица исполняют свои обязанности хорошо, какие — дурно». Вслед за Томасом Мором Кампанелла считает, что в идеальном государстве законов должно быть мало: «Законы их немногочисленны, кратки и ясны. Они вырезаны все на медной доске у дверей храма».

Судебная система — в обычном для нас понимании — отсутствует: «Все (солярии) по отдельности подсудны начальнику своего мастерства».

В идеальном государстве судопроизводство осуществляется в устной форме. Тюрем нет. В качестве санкций, применяемых к подсудимым, главные мастера могут использовать изгнание, бичевание, запрет общаться с женщинами, лишение общей трапезы и др.

При назначении наказания лицам, совершившим насильственные преступления, применяется принцип талиона. Смертная казнь, сообщает Кампанелла, применяется по следующей схеме: «исполняется только руками народа, который убивает или побивает осужденного камнями, и первые удары наносят обвинитель и свидетели; иным дается право самим лишать себя жизни, обложившись мешочками с порохом».

В государстве Кампанеллы признается право помилования: смягчить приговор могут только три соправителя, а после них можно апеллировать о помиловании к самому Солнцу.

В идеальном государстве Кампанеллы сочетаются две формы правления: демократия (солярии участвуют в контроле за деятельностью должностных лиц) и технократия (высшие государственные должности занимают «умнейшие»).

Кампанелла, как и Мор, моделирует будущее общество, радикально отличая его от «плачевного» состояния современных обществ. Читатель может принимать эти модели, или нет, — все зависит от той культурной традиции, в которой он сформировался, и от его индивидуальных вкусов. И потому оценки проектов Кампанеллы могут быть диаметрально противоположными. Как замечает Маргарет Мид, «мечты одного человека — это кошмары другого».

Проект идеального государства Кампанеллы послужил руководством для иезуитов в так называемой Республике гуарани (1610-1768).Гуарани — индейские племена в Южной Америке (Пара-гвай).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.