Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Введение в Англии канонического права



Введение.

Период Раннего Нового Времени в странах Европы характеризуется тем, что в это время окончательно назрела необходимость изменений в духовной жизни общества, обусловлена тем, что государственный строй стремился к оформлению абсолютизма.

В экономике увеличился объём производства, торговли. Европейские государства разными темпами двигались к становлению капиталистического строя в экономике. Происходил расцвет искусств и науки.

Но при этом духовная жизнь находится в совершенном упадке. Римская католическая церковь является мощным институтом, имеющим экономическое и политическое влияние на все Европейские государства. Но само духовенство было поражено сильнейшими пороками, упадку нравственности, которые стали нормой жизни. Этими же духовными недугами страдали и миряне.

В период перехода от одного экономическо-политического строя к другому рушатся прежние идеалы, происходит изменение в мировоззрении, которое впоследствии получило название «культурной революции».

Изучение этого процесса на примере Реформации в Англии актуально и в наше время, поскольку смена застойных явлений в общественной духовной жизни идеями гуманизма, проблема становления нового общества, новой культуры – это проблема рождения не только новых культурных ценностей, но и другого образца мыслей. Если взглянуть в исторической перспективе на историю нашего государства начиная с принятия христианства в 988 году, затем Синодальной реформы Петра I (выполненной, опять же по примеру англиканской церкви), затем практически полный отказ от установленных Церковью христианских ценностей после Октябрьской Социалистической революции. В наши дни с крушением прежнего социалистического строя в экономике и политике мы находимся в процессе, опять же, полного изменения культурных ценностей и возвращения к христианству достаточно большой части общества. При этом необходимо обратить внимание на то, что глобальные изменения в экономической и политической жизни неизбежно влекут за собой ломку нравственных устоев – «культурную революцию».

И опять же застойный процесс в духовной и культурной жизни общества стимулирует развитие общественных движений, ведущих к реформам в политике и экономике.

Во время Реформации царившая много лет система ценностей католической церкви была за несколько лет разрушена. Генрих VIII создал, можно сказать, свою собственную церковь с новой системой ценностей.

Я поставила целью данной работы определение причин и предпосылок Реформации в Англии. Для этого необходимо определить, чем было вызвано недовольство католической церковью в Англии, выявить экономические, социальные и политические предпосылки к началу Реформации, определить историческую обусловленность начала противостояния королей Англии и католической церкви, определить роль религиозных движений в Англии в начале XVI века и до этого, а также выявить роль Генриха VIII в начале Реформации.

 


Введение в Англии канонического права.

В 1066 году Британские острова были завоёваны норманнами под предводительством Вильгельма Завоевателя. Папа римский, рассчитывая на то, что после этого ему там удастся установить римское каноническое право и тем самым подчинить Англию Риму, дал ему своё благословение. Но в постановлениях Вильгельма не было отделения духовенства от мирян. Тем не менее он искал «золотую середину» в отношениях с Римом, как и его преемники, «зачастую подвергая опасности неприкосновенность законов страны и права короны». Каноническое право при нём так и не было установлено. Это вторжение дало почву для жесткой борьбы между англо-саксами, жившими в Англии прежде, и норманнами-завоевателями. Своими постановлениями Вильгельм Завоеватель закрепостил крестьян и ослабил дворянство, что отнюдь не способствовало популярности норманнов и его самого в частности.

Сын Вильгельма, Генрих I, усилил значение королевского суда в Англии. Также он вступил в конфликт с архиепископом Кентерберийским, Ансельмом. Ансельм настаивал на том, чтобы папа римский Урбан II признал папой римским Климента III, а Генрих утверждал, что Ансельм не имеет права «назначать папу над королевством Англии». Борьба короля и епископа продолжалась очень долго. Когда Ансельм сбежал в Рим, Генрих конфисковал владения епископства. Папа римский трижды присылал своего представителя для урегулирования конфликта, но безуспешно.

После смерти Генриха I в 1135 году началась междоусобная война между Матильдой, его дочерью и Стефаном, его племянником. При этом оба они жили во Франции. В такое трудное время папа римский вновь послал в Англию своего уполномоченного. Синод в Лондоне был против иностранного пресвитера, намеревающегося поставить себя выше архиепископа, епископов, аббатов и всей собравшейся знати, но протест остался без внимания. Обстоятельства в стране, невежество народа и слабохарактерность короля стали причинами усиления влияния Рима на дела английской церкви и Англии в целом. Во время его правления в Англии ввели римское церковное право. Это означало, что всё управление церковными делами выходит из-под власти короны и приписывается папе римскому. Государство не могло повлиять на жизнь духовенства. Действия пресвитеров могли осуждаться только церковным руководством, их преимущество «было объявлено святым и неприкосновенным». Вмешательство правителей в назначения на духовные должности объявлялось симонией (торговлей должностями). В итоге собственность и доходы церкви были абсолютно независимы от государства, а духовенство неподсудно государственной власти. 1

Во время правления Генриха II, внука Генриха I и племянника короля Стефана, произошёл новый конфликт короны с духовенством в лице Томаса Бекета, архиепископа Кентербери.

Томас Бекет получал образование в Дублине, Лондоне и Париже, затем занимался конторскими делами в канцелярии Феобалда, тогдашнего архиепископа Кентербери. Архиепископ заметил Беккета и порекомендовал его на должность канцлера Англии. Так он стал человеком, облечённым достаточной властью. Вскоре Генрих стал доверять Бекету и дарить его своей благосклонностью. Он обладал множеством достоинств: гибкостью характера, острым умом, был прекрасным дипломатом в «военных делах», хорошим военачальником, несмотря на то, что принадлежал к духовенству. В те времена это было обычным явлением. Бекет обладал властью и богатством, пользовался расположением короля. Однако эта дружба вскоре обратилась во вражду.

После смерти Феобалда Генрих назначил на пост архиепископа Кентерберийского Томаса Бекета. После встречи его с папой Александром III на соборе в Туре Бекет поменял свои взгляды и вернулся в Англию уже не преданным слугой короля, а «римским вассалом». С тем же рвением, с каким он исполнял недавно волю короля, он стал противостоять ему. Намерения короля пресечь растущую власть церкви были известны Бекету, но теперь он старался пресечь их.

Генрих требовал, чтобы выборы епископов и аббатов происходили под его контролем, а духовные лица, совершившие уголовное преступление должны лишиться сана и перейти в ведомство королевского правосудия. А духовенством было совершено множество преступлений: убийство, разбой, поджоги, воровство, грабеж. Тем не менее король не мог преследовать преступников, облечённых духовным саном. Чтобы решить этот вопрос он созвал парламент в Лондоне и потребовал высокопоставленных представителей духовенства дать ответ, но они дали ему уклончивый ответ равносильный отказу. Генрих в возмущении прервал заседание и уехал из Лондона, урезав права Бекета. Он, в свою очередь долго сопротивлялся, а потом всё же согласился на требования короля. По утверждению некоторых, потому что Генрих грозит отказать папе римскому в деньгах. В Кларедоне был подписан договор, подкрепляющий это согласие и получивший название «кларедонская конституция». Однако Бекет не намеревался исполнять её, он даже призывал духовенство нарушать её в случае необходимости.

Бекет снял с себя полномочия канцлера и начал вести аскетический образ жизни. «Показная святость» также была оружием в борьбе против Генриха. Он назначил Бекета на должность архиепископа Кентерберри для того, чтобы тот помогал ему в борьбе против римской партии, но в итоге тот отвернулся от короля.

После долгой борьбы Генрих приказал судить Бекета, но тот бежал во Францию и был радушно там принят, а в Англии был именован государственным преступником, на что в ответ осыпал короля церковными проклятьями. Пробыв во Франции семь лет, Бекет всё же вернулся, не изменив своё поведение. Епископы прибегали к королю, ища помощи.

Однажды во время одного из приёмов он обронил фразу: «Я один из несчастнейших правителей, нет ни одного человека, который освободил бы меня от этого мятежного пресвитера, который причиняет мне столько горечи и ищет со всех сторон всякими способами, как пошатнуть мой королевский авторитет!» Четверо рыцарей решили «избавить» своего короля от мятежного архиепископа. Никому не сказавшись, они поехали в Кентербери. Генрих, узнав об этом, решил помешать им, но было уже поздно. Рыцари убили направлявшегося на мессу архиепископа.

Папа был в гневе, он грозил анафемой Генриху, а на все его земли наложить интердикт (при наложении интердикта запрещалось совершать богослужения и церковные обряды на определённой территории). Вместо этого он выставил жёсткие требования королю Англии (содержать на святой земле двести рыцарей за свой счёт, три года ежегодно совершать паломничество в Палестину, восстановить Кентербери в правах, отменить «кларедонскую конституцию»), после принятия которых он примирился с Генрихом. А в народе росло недовольство из-за убийства Бекета. Необразованные люди внимали проповедям священников, выставлявших его святым, пострадавшим за саксов от норманнов, и брали это на веру.

Так смерть Томаса Бекета послужила интересам церкви больше, чем его жизнь. Долгое время имя его использовалось в корыстных целях, чтобы настроить народ против короля. В этом политика нормандских королей по отношению к саксонцам сыграла плохую роль. К гробу объявленного святым архиепископа всё множилось. Тем не менее Генрих VIII разорил гроб (к нему делались богатые приношения), выкопать тело, сжечь и развеять прах по ветру.2

Таким образом, введение канонического права в Англии практически вывелодуховенство из подчинения королю. Духовные лица зачастую не платили налоги, совершали преступления, не подчинялись приказам короля. Эта безнаказанность, естественно, вызывала недовольство.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.