Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ. Diener E., Emmons R. A. The independence of positive and negative affect



Diener E., Emmons R. A. The independence of positive and negative affect. — Journal of Personality and Social Psychology, 1984,47(5), 1105-1117.

Показано сходство позитивной эмоциональности с эмоциональными чертами характера и ее независимость от негативной эмоциональности.

Malatesta С. Z. The role of emotions in the development and organization of personality. — In: R. Thompson (Ed.). Socioemotional Development. — Nebraska Symposium on Motivation, 1990, 1-56.

Теория и практические данные о роли эмоций в развитии личности.

Watson D., Clark L. A. On traits and temperament: General and specific factors of emotional experience and their relation to the five-factor model. — Journal of Personality, in press. (1991).

Радость и счастье представлены на предложенной исследователями шкале удовольствия и шкале «позитивного аффекта».

Wessman A. E., Ricks D. F. Mood and Personality. — New York, Holt, Rinehart & Winston, 1966.

Одна из первых и все еще сохраняющих свое значение работ, посвященных взаимосвязи радости (счастья) и несчастья с особенностями личности.

Глава 8

УДИВЛЕНИЕ—ИЗУМЛЕНИЕ

Удивление нельзя назвать эмоцией в собственном смысле этого слова, ибо оно не обладает тем набором характеристик, которые присущи таким базовым эмоциям, как радость или печаль.

АКТИВАЦИЯ, ВЫРАЖЕНИЕ И ПЕРЕЖИВАНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Удивление порождается резким изменением стимуляции. Внешней причиной для удивления служит внезапное, неожиданное событие. Этим событием может быть удар грома, вспышка фейерверка или нежданное появление друга.

Мимическое выражение удивления представлено на рис. 8-1. Оно легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.

Чувство удивления знакомо каждому, но его трудно описать. Отчасти это объясняется тем, что удивление недолговечно, но еще более важную роль играет то обстоятельство, что в миг удивленья наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание удивления немного напоминает ощущение от легкого удара электрического тока: ваши мышцы мгновенно сокращаются, и вы чувствуете легкое покалывание от проходящего по вашим нервам разряда, которое заставляет вас вздрогнуть. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул; его внезапность порождает у нас чувство неопределенности.

На рис. 8-2 представлен профиль аффективных параметров для ситуации удивления, полученный в исследовании Бартлета—Изарда. Из рисунка видно, что ситу-

Удивлениеизумление

191

Рис. 8-1. Мимическое выражение удивления.

ация удивления характеризуется высокой степенью удовольствия. Это согласуется с общепринятым мнением о том, что большинство людей расценивают чувство удивления как позитивное переживание/Если попросить человека вспомнить ситуацию, в которой он испытывал удивление, то он наверняка расскажет о радостном или приятном событии. В ситуации удивления люди, как правило, испытывают примерно такое же удовольствие, как в ситуации, вызывающей сильный интерес. Воспомина-

18 —

16 —

Рис.-8-2. Аффективный профиль для ситуации удивления (по данным ПШ).

Условные обозначения: Удв — удовольствие, СУ — самоуверенность, Им — импульсивность, Нп — напряжение.

             
  14 —      
  12 —      
  10 —          
     
  Q ___ 6 —          
  4 —          
  2 —          
           
             

Удв СУ Им Нп

192

Глава 8

ния о ситуации удивления не столь приятны, как воспоминания о ситуациях радости, но значительно более приятны, чем воспоминания о ситуациях, вызывавших любую из отрицательных эмоций — печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.

При удивлении средний показатель по шкале удовольствия значимо выше сред-них.показателей по шкалам самоуверенности и импульсивности, последние в свою очередь значительно превосходят средний показатель по шкале напряжения. Уровень импульсивности в ситуации удивления выше, чем в других эмоционально зна-.чимых ситуациях, за исключением ситуаций гнева и радости. Уровень самоуверенности в ситуации удивления выше, чем в любой из эмоционально негативных ситуаций; то же самое можно сказать о параметре напряжения, средние значения которого приблизительно одинаковы в ситуациях удивления и интереса и значимо выше, чем в ситуации радости. Полученные значения параметра напряжения в различных эмоционально значимых ситуациях в известной мере подтверждают предположение Томкинса (Tomkins, 1962) о том, что удивление занимает промежуточное положение между позитивными и негативными эмоциями. Хотя большинство испытуемых-студентов в нашем исследовании (все они были американцами и относились к среднему классу) оценивали ситуацию удивления как приятную, укрепляющую уверенность человека в себе, уровень субъективно ощущаемого напряжения при этом скорее приближался к уровню напряжения, который характерен для ситуации печали, нежели для ситуации радости. Поскольку во всех эмоционально негативных ситуациях показатели по шкале напряжения значительно превосходят аналогичные показатели в ситуациях удивления, интереса и радости, то мы имеем все основания заключить, что напряжение, достигая определенного уровня, переживается человеком как негативное состояние. Однако следует отметить, что положи-

18-

Рис. 8-3. Эмоциональный профиль для ситуации удивления (по данным ШДЭ). Условные обозначения: Рд — радость, Ин — интерес, Уд — удивление, См — смущение, Стр — страх.

               
  16 —      
  14 —      
  12 —        
  10 —          
  8 —          
  fi __          
  4 — 2 —            
     
             
               

Рд Ин Уд См Стр

Удивлениеизумление____________193

тельная эмоция интереса—возбуждения может создавать гораздо более высокий уровень напряжения, чем эмоция радости.

На рис. 8-3 представлен эмоциональный профиль для ситуации удивления. Каждая пара последовательных значений характеризуется выраженными внутренними различиями. У испытуемых, принимавших участие в исследовании Бартлета—Изар-да, типичный эмоциональный паттерн в ситуации удивления складывался из комбинации трех эмоций — удивления, радости и интереса. Из отрицательных эмоций в ситуации удивления у наших испытуемых наиболее часто активировались эмоции смущения (стыда) и страха. Например, человек испытывал смущение оттого, что был «застигнут врасплох», оказался на виду. Средний показатель эмоции страха имеет довольно низкое значение, и поэтому можно предположить, что страх не слишком часто ассоциируется с ситуацией удивления. Однако сам факт присутствия этой эмоции может служить подтверждением предположения, что на нейрофизиологическом уровне удивление и страх имеют сходные или общие компоненты (Tomkins, 1962).

ЗНАЧЕНИЕ УДИВЛЕНИЯ

Из приведенного выше описания удивления ясно, что это весьма кратковременное состояние, — оно наступает внезапно и так же быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не может длительно мотивировать поведение человека. В каком-то смысле удивление не является эмоцией в истинном значении этого слова, оно во многом отлично от базовых эмоций, рассматриваемых в данной работе.

Если удивление так быстротечно и почти не оказывает мотивирующего влияния на мыслительные процессы и действия человека, то каковы его функции? Основная функция удивления состоит в том, чтобы подготовить человека к эффективному взаимодействию с новым, внезапным событием и его последствиями. Готовность к встрече с новым чрезвычайно важна для человека. Если взглянуть на этот вопрос с эволюционной точки зрения, то становится очевидно, что первобытный человек должен был обладать способностью изменять свою мотивационную установку в связи с возникновением опасной ситуации, например в момент внезапного появления хищника, — в противном случае он просто не выжил бы.

Человек всегда испытывает ту или иную эмоцию, и, как правило, не одну. Некоторые эмоции характеризуются психологической инертностью — однажды возникнув, они долго не угасают. Примером такой эмоции может служить печаль. Специалисты в области психических нарушений знают, как плохо поддается лечению депрессия, — она представляет собой целый комплекс эмоций и чувств, среди которых доминирует эмоция печали. Если бы не реакция удивления, которая способна изменить общий эмоциональный фон человека, то внезапное возникновение опасной ситуации, например появление ядовитой змеи или мчащегося автомобиля, для человека в состоянии депрессии означало бы верную гибель.

Таким образом, основная функция удивления состоит в том, чтобы в момент внезапного изменения в окружающей среде прекратить активность нервной системы, которая перестала быть уместной и может помешать адаптации. По меткому выра-

7 Зах. 364

194_________________________________Глава 8____________________________________

Таблица 8-1 Причины и последствия удивления

Ответы Число испытуемых, давших ответы* (%)

Причины удивления

Чувства

1. Синонимы удивления: испуг, шок 31,4

2. Неожиданное осознание чего-то 22,3

3. Растерянность, смущение, конфуз 12,4

4. Физическая или психическая стимуляция 8,3

5. Чувство, что введен в заблуждение, обида; чуветво, что тобой воспользовались 7,4

6. Синонимы страдания: угнетенность, печаль 4,6

7. Синонимы стыда: смущение, стеснительность 0,7

8. Другие чувства 12,4 Мысли

\. Мысли о какой-нибудь ошибке, несообразности 27,3

2. Мысли об определенном человеке или деятельности 23,9

3. Неожиданное осознание чего-то 19,8

4. Оригинальная, творческая мысль 16,5

5. Другие мысли 12,4 Действия

1. Оригинальное, творческое действие ' 33,9

2. Неожиданный успех или неудача 33,1

3. Глупое, ошибочное действие 15,7

4. Реакция на стимул 7,4

5. Другие действия 9,9

Последствия удивления

Чувства

1. Синонимы удивления 37,6

2. Растерянность, смущение 14,3

3. Синонимы страха 10,5

4. Синонимы интереса 10,0

5. Счастье или печаль, в зависимости от контекста . 6,8

6. Синонимы удовольствия 4,5

7. Синонимы стыда 2,3

8. Другие чувства 14,3 Мысли

1. Мысли о причине, вызвавшей удивление 39,9

2. Мысли о том, что удивляться не следовало бы 33,9

3. Ожидание последствий 11,2

4. Мысли о возможных положительных последствиях 0,7

5. Мысли о том, как вновь обрести контроль над собой и ситуацией 0,7

6. Другие мысли Действия

1. Попытки понять причину удивления 28,5

2. Попытки обрести контроль над собой и ситуацией 21,8

3. Выражение удивления, вербальное или физическое · 18,8

4. Действия, продиктованные ситуацией, необходимые действия 9,2

5. Ожидание последствий 7,5

6. Панические, иррациональные действия 3,0

7. Выражение удовольствия 2,3

8. Другие действия 9,2

*N — приблизительно 130 студентов колледжа.

Удивлениеизумление____________________ 195

жению Томкинса (Tomkins, 1962), удивление — это «эмоция очищения каналов». Удивление освобождает проводящие нервные пути, подготавливает их к новой активности, отличной от предыдущей.

Если Джон чаще испытывал приятное удивление, то он наверняка будет расценивать удивление как позитивный опыт, хотя, строго говоря, удивление не является ни позитивной, ни негативной эмоцией. Если Ребекка чаще испытывала неприятное удивление, она, скорее всего, будет расценивать его как отрицательный опыт и будет хуже справляться с ситуациями, вызывающими удивление. Нарушения процесса социализации удивления приводят к тому, что человек, оказываясь в новой, необычной ситуации, всякий раз испытывает страх, действует неэффективно, независимо от того, изменилась ситуация внезапно или нет.

Результаты исследования причин и последствий удивления у студентов колледжа представлены в табл. 8-1.

Чарлзуорт (Charlesworth, 1969) в своем детальном резюме обширной литературы, посвященной проблеме удивления, определяет его как функцию ошибки ожидания (в отличие от неожиданности). Такое определение удивления исключает возможность его проявления раньше 5-7-месячного возраста, ибо новорожденный ребенок в силу недостаточного развития когнитивных функций еще не способен к формированию ожиданий и предположений. Работая в рамках этой концептуальной схемы, Чарлзуорт доказывает, что удивление играет важную роль в когнитивном развитии. Он говорит о его побудительной, «просвещающей», подкрепляющей роли в формировании многообразия реакций, детерминирующих развитие когнитивных структур, то есть приписывает удивлению те черты, которые в теории дифференциальных эмоций рассматриваются как характеристики эмоции интереса.

Бауэр (Bower, 1974) придерживается противоположной точки зрения. Он приводит данные, свидетельствующие о том, что реакция испуга, или удивления (он употребляет эти термины как синонимы), наблюдается у младенцев уже через несколько часов после рождения. Однако, несмотря на различия в подходах, оба исследователя сходятся в том, что реакция удивления является критерием развития определенных когнитивных процессов и может служить показателем этапов когнитивного развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.