Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ



Harris P. L., Johnson С. N., Hutton G., Andrews G., Cooke T. Young children's theory of mind and emotion. — Cognition and emotion, 1989, 3, 379-400 (b).

В трех экспериментах дети от 3 до 7 лет наблюдали за мультипликационными персонажами, которым предстояло открывать различные емкости. Дети понимали, что эмоции, проявляемые персонажами при открывании емкостей, зависят от того, что те рассчитывают там обнаружить.

Lazarus R. S., Coyne J. С., Folkman S. Cognition, emotion and motivation: The doctoring of Humpty-Dumpty. — In: K. R. Scherer, P. Ekman (Eds.). Approaches to emotion. — Hills-dale, NJ, Erlbaum, 1984, 221-237.

. Теоретический обзор взаимодействия личности со средой и отношений между эмоциями, когнитивными процессами и мотивацией.

Lewis H. В. Shame in depression and hysteria. — In: С. Е. Izard (Ed.). Emotions in personality and psychopathology. — New York, Plenum, 1979, 371-396.

Психоаналитический взгляд на роль стыда при депрессиях и истериях.

72__________________________________Глава 2_____________________

Roseman I. J. Cognitive determinants of emotions: A structural theory. — In: P. Shaver (Ed.). Review of personality and social psychology. — Beverly Hills, CA, Sage Publications, 1984, Vol.5, 11-36.

Детализированная теория когнитивных предпосылок эмоций. В основу положен принцип, что эмоции возникают в процессе оценки и сравнения текущей ситуации с личностными мотивациями.

Smith С. A., Ellsworth P. С. Patterns of appraisal and emotions related to taking an exam. — Journal of Personality and Social Psychology, 1987, 52, 475-488.

Социально-когнитивный подход к анализу процессов оценки, активирующих эмоции. Классификация и описание эмоций проводились по шести параметрам: приятность, привлечение внимания, своя и чужая ответственность, самоконтроль и внешний контроль.

Weiner В., Handel S. J. A cognition-emotion-action sequence: Anticipated emotional consequences of causal attributions and reported communication strategy. — Developmental psychology, 1985,21(1), 102-107.

Эмпирическое исследование предпосылок и последствий эмоций в рамках социально-когнитивной (атрибутивной)теории.

Глава 3

ЭМОЦИИ, СОЗНАНИЕ И СВЯЗЬ

эмоций и когнитивных

ПРОЦЕССОВ

Уже невозможно отмахиваться от этого вопроса как от бессмысленного, хотя это самый странный и самый необычный вопрос, когда-либо встававший перед наукой. Пришлось ли Вселенной с первых дней своего существования приспосабливаться к тем требованиям, которые в будущем предъявят к ней жизнь и разум? Пока мы не поймем, в каком направлении нужно искать ответ на этот вопрос, мы вынуждены будем признать, что не знаем о Вселенной самого главного.

Одни считают, что исследование этой проблемы потребует от нас постепенного погружения в глубины вещества — от кристаллической структуры к молекулярной, от молекул к атомам, от атомов к мельчайшим частицам, от мельчайших частиц к кваркам и, быть может, к еще более элементарным частицам. Но есть и совершенно иная точка зрения, ее можно назвать «логический парадокс Лейбница». В соответствии с ней, анализ физического мира, выполненный достаточно глубоко, откроет некий, пока скрытый от нас, путь, ведущий к человеку, к его сознанию и разуму, и тогда мы, возможно, неожиданно для себя обнаружим, что человеческий разум, человеческое сознание лежат в ос-' нове универсума благодаря одной лишь способности к наблюдению и к проникновению в тайны сущего (Wheeler, 1974, р. 688-691).

Есть немало исследователей, склонных счесть сознание основным предметом психологии, однако проблема сознания зачастую выглядит незаслуженно обойденной вниманием теоретиков и экспериментаторов. В каком-то смысле сознание воспринимается как «данность», лежащая в основе отдельных более частных переменных, которыми манипулирует и которые измеряет научная психология. Не существует общепризнанного определения сознания, и нужно признать, что выработка ясного и четкого определения сознания — дело чрезвычайно трудное. Ученые часто говорят о сознании, не только не определяя его, но даже и не соотнося со смежными понятиями, такими как «разум» (или «ментальные структуры») и «субъективный опыт». Разумеется, в рамках этой главы невозможно разрешить все существующие проблемы в отношении сознания, мы просто попытаемся более четко обозначить их, приведем некоторые постулаты, которые могут составить основу для определения сознания, подои-

7_4_________________________________________Глава 3_______

дем к рассмотрению этого понятия с точки зрения других, соотнесенных и отчасти смежных с ним, понятий. Мы также рассмотрим эмоции как организующие факторы активного сознания, обсудим взаимоотношения «мозг—эмоция—сознание».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.