Как было показано в работах Дарвина (Darwin, 1872, 1877) и в трудах современных ученых (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; Izard, 1971), эмоции, отнесенные в этой книге к фундаментальным, одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах; исключением не являются даже первобытные племена, не имеющие контактов с западной цивилизацией. Данные, приведенные в табл. 1-1 и 1-2, убедительно доказывают, что фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако этот факт — факт существования генетических механизмов фундаментальных эмоций — вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть некие незыблемые, немоди-фицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформиро- *Ί. вать ее. Так, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как де- f-a монстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гне- J,'t ве, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать внешние проявления гнева. Мимика подобного рода, призванная скрыть или заместить врожденные типы выражения эмоций, чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев и разных культур. Социокультурные влияния и индивидуальный опыт не только помогают человеку обрести те или иные экспрессивные навыки, но и во многом определяют ту взаимосвязь, которая уста- i навл'ивается между определенным раздражителем и определенной эмоцией, а также детерминируют поведенческие паттерны, сопутствующие той или иной эмоции. \
Используемые в этой книге термины «врожденное» и «приобретенное» не стоит понимать как абсолютную дихотомию. Как заметил Мэрфи (Murphy, 1958) по пово-
Число испытуемых, одинаково оценивших эмоциональные категории выражений лиц на фотографиях (%)
Таблица 1-1
to ко
Культуральные (национальные) группы
Американцы*
Англичане*
Немцы*
Шведы*
Французы*
Швейцарцы*
Греки*
Японцы* (Токио)
Мексиканцы**
Бразильцы***
Чилий- Аргентинцы*** цы***
Число испытуемых
Интерес —
возбуждение
84,5
79,2
82,0
83,0
77,5
77,2
66,0
71,2
—
—
—
—
Удовольствие —
радость
96,8
96,2
98,2
96,5
94,5
97,0
93,5
93,8
Удивление —
испуг
90,5
81,0
85,5
81,0
84,2
85,5
80,2
79,2
Горе-
страдание
74,0
74,5
67,2
71,5
70,5
70,0
54,5
66,8
"83
Отвращение —
омерзение
83,2
84,5
73,0
88,0
78,5
78,2
87,5
55,8
Гнев — ярость
89,2
81,5
83,2
82,2
91,5
91,8
80,0
56,8
Стыд-
унижение
73,2
59,5
71,8
76,2
77,2
70,0
71,0
41,2
—
—
—
—
Страх — ужас
76,0
67,0
84,0
88,8
83,5
67,5
67,8
58,2
71 '
78.
Усредненный
83,4
77,9
80,6
83,4
82,2
79,6
75,1
65,4
71,7
84,5
84,5
81,8
показатель
а а
* Данные Изарда (hard, 1971).
** Данные о мексиканцах получены Дикки и Ноуером (Dickey, Knower, 1941).
*** Данные о бразильцах, чилийцах и аргентинцах получены Экманом и Фризеном (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972), данные о японцах по тем же самым шести эмоциям, которые они изучали в Южной Америке, показали до некоторой степени более высокие проценты совпадения, чем те, которьге получил Изард.
О происхождении и функциях эмоций
Таблица 1-2
Идентификация эмоции визуально изолированными друг от друга представителями дописьменных культур Новой Гвинеи и Борнео*
Число совпадений предположений относительно характера
представленных на снимках эмоций при сопоставлении
с суждениями представителей западных культур с развитой
письменностью (%)
Эмоциональная категория, описанная в рассказе
Число испытуемых взрослых N = 189
Число испытуемых детей N = 130
Счастье
Удивление
Печаль
Отвращение
Гнев
Страх отличают от гнева/
отвращения
Печаль отличают от удивления 43
* Испытуемым предъявлялись фотографии и предлагалось устно рассказать о тех чувствах, которые испытывают люди, изображенные на снимках (по Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972, p. 161).
ду затянувшейся полемики о природе интеллекта — «ничто не врожденно и ничто не приобретение». Большинство исследователей поведения склонны согласиться с этим мнением, полагая, что практически любая поведенческая реакция, любой поведенческий комплекс требуют некоторой практики, опыта. Однако врожденные способы эмоциональной экспрессии, по-видимому, можно рассматривать как исключение из этого закона Мэрфи. Например, плач как прототипическое выражение горя мы слышим уже при рождении человека. Работы отдельных исследователей (Dumas, 1932, 1948; Fulcher, 1942; Goodenough, 1932; Tompson, 1941; Eîbl-Eibesfeldt, 1972) демонстрируют нам, что врожденные способы эмоциональной экспрессии идентичны у слепых и у зрячих детей, однако экспрессивность эмоции слепорожденного с возрастом обедняется. Эту тенденцию можно объяснить именно слепотой, «неза-действованностью» глаз, поскольку для эмоциональной выразительности крайне важны именно движения глаз, мимические механизмы взгляда.
Мы признаем важность обучения, воспитания и других факторов среды, и все же главным образом наше внимание будет обращено к проблеме генетической детерминации эмоциональных характеристик, выступающих в качестве черт, или характеристик, личности. Широко известен факт сходства психологических характеристик монозиготных близнецов, даже в тех случаях, когда они росли и воспитывались в разных условиях (Nicholas, 1978). Этот факт может послужить прекрасным свидетельством той мощной роли, которую играют генетические предпосылки в предопределении личностных характеристик.