Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Врожденность—приобретенность



Как было показано в работах Дарвина (Darwin, 1872, 1877) и в трудах современных ученых (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972; Izard, 1971), эмоции, отнесенные в этой книге к фундаментальным, одинаково проявляются у представителей самых разных культур, проживающих на разных континентах; исключением не являются даже первобытные племена, не имеющие контактов с западной цивилизацией. Данные, приведенные в табл. 1-1 и 1-2, убедительно доказывают, что фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Однако этот факт — факт существования генетических механизмов фундаментальных эмоций — вовсе не означает, что в эмоциональной жизни человека есть некие незыблемые, немоди-фицируемые аспекты. Напротив, практически любой человек, взрослея, научается управлять врожденной эмоциональностью, в той или иной степени трансформиро- *Ί. вать ее. Так, врожденный механизм проявления гнева предполагает оскал как де- f-a монстрацию готовности броситься на противника и укусить, но многие люди в гне- J,'t ве, напротив, стискивают зубы и поджимают губы, словно стремясь смягчить или замаскировать внешние проявления гнева. Мимика подобного рода, призванная скрыть или заместить врожденные типы выражения эмоций, чрезвычайно различна у представителей разных социальных слоев и разных культур. Социокультурные влияния и индивидуальный опыт не только помогают человеку обрести те или иные экспрессивные навыки, но и во многом определяют ту взаимосвязь, которая уста- i навл'ивается между определенным раздражителем и определенной эмоцией, а также детерминируют поведенческие паттерны, сопутствующие той или иной эмоции. \

Используемые в этой книге термины «врожденное» и «приобретенное» не стоит понимать как абсолютную дихотомию. Как заметил Мэрфи (Murphy, 1958) по пово-

Число испытуемых, одинаково оценивших эмоциональные категории выражений лиц на фотографиях (%)

Таблица 1-1

to ко

                             
  Культуральные (национальные) группы  
  Американцы* Англичане* Немцы* Шведы* Французы* Швейцарцы* Греки* Японцы* (Токио) Мексиканцы** Бразильцы*** Чилий- Аргентинцы*** цы***  
  Число испытуемых  
  Интерес —                          
  возбуждение 84,5 79,2 82,0 83,0 77,5 77,2 66,0 71,2  
  Удовольствие —                          
  радость 96,8 96,2 98,2 96,5 94,5 97,0 93,5 93,8  
  Удивление —                          
  испуг 90,5 81,0 85,5 81,0 84,2 85,5 80,2 79,2  
  Горе-                          
  страдание 74,0 74,5 67,2 71,5 70,5 70,0 54,5 66,8 "83  
  Отвращение —                          
  омерзение 83,2 84,5 73,0 88,0 78,5 78,2 87,5 55,8  
  Гнев — ярость 89,2 81,5 83,2 82,2 91,5 91,8 80,0 56,8  
  Стыд-                          
  унижение 73,2 59,5 71,8 76,2 77,2 70,0 71,0 41,2  
  Страх — ужас 76,0 67,0 84,0 88,8 83,5 67,5 67,8 58,2 71 ' 78.  
  Усредненный 83,4 77,9 80,6 83,4 82,2 79,6 75,1 65,4 71,7 84,5 84,5 81,8  
  показатель                          
                             

а а

* Данные Изарда (hard, 1971).

** Данные о мексиканцах получены Дикки и Ноуером (Dickey, Knower, 1941).

*** Данные о бразильцах, чилийцах и аргентинцах получены Экманом и Фризеном (Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972), данные о японцах по тем же самым шести эмоциям, которые они изучали в Южной Америке, показали до некоторой степени более высокие проценты совпадения, чем те, которьге получил Изард.

О происхождении и функциях эмоций

Таблица 1-2

Идентификация эмоции визуально изолированными друг от друга представителями дописьменных культур Новой Гвинеи и Борнео*

Число совпадений предположений относительно характера

представленных на снимках эмоций при сопоставлении

с суждениями представителей западных культур с развитой

письменностью (%)

         
  Эмоциональная категория, описанная в рассказе Число испытуемых взрослых N = 189 Число испытуемых детей N = 130  
  Счастье  
  Удивление  
  Печаль  
  Отвращение  
  Гнев  
  Страх отличают от гнева/  
         

отвращения

Печаль отличают от удивления 43

* Испытуемым предъявлялись фотографии и предлагалось устно рассказать о тех чувствах, которые испытывают люди, изображенные на снимках (по Ekman, Friesen, Ellsworth, 1972, p. 161).

ду затянувшейся полемики о природе интеллекта — «ничто не врожденно и ничто не приобретение». Большинство исследователей поведения склонны согласиться с этим мнением, полагая, что практически любая поведенческая реакция, любой поведенческий комплекс требуют некоторой практики, опыта. Однако врожденные способы эмоциональной экспрессии, по-видимому, можно рассматривать как исключение из этого закона Мэрфи. Например, плач как прототипическое выражение горя мы слышим уже при рождении человека. Работы отдельных исследователей (Dumas, 1932, 1948; Fulcher, 1942; Goodenough, 1932; Tompson, 1941; Eîbl-Eibesfeldt, 1972) демонстрируют нам, что врожденные способы эмоциональной экспрессии идентичны у слепых и у зрячих детей, однако экспрессивность эмоции слепорожденного с возрастом обедняется. Эту тенденцию можно объяснить именно слепотой, «неза-действованностью» глаз, поскольку для эмоциональной выразительности крайне важны именно движения глаз, мимические механизмы взгляда.

Мы признаем важность обучения, воспитания и других факторов среды, и все же главным образом наше внимание будет обращено к проблеме генетической детерминации эмоциональных характеристик, выступающих в качестве черт, или характеристик, личности. Широко известен факт сходства психологических характеристик монозиготных близнецов, даже в тех случаях, когда они росли и воспитывались в разных условиях (Nicholas, 1978). Этот факт может послужить прекрасным свидетельством той мощной роли, которую играют генетические предпосылки в предопределении личностных характеристик.

2 Зак.364

34 Глава I

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.