Здесь выделим три аспекта изучения этой связи. Первый аспект касается изучения закономерностей влияния характеристик сенсорного воздействия на возникновение эмоций. Проанализировав и обобщив многочисленные экспериментальные данные зарубежных авторов, Я. Рейковский (20) выделил три группы раздражителей, актуализирующих эмоции: натуральные, условные и сопоставительные.
Натуральные раздражители, которые вследствие врожденной чувствительности к ним организма имеют прямое отношение к поддержанию гомеостаза, вызывают различные по модальности эмоции. Прослеживается явная зависимость эмоций от интенсивности, внезапности появления и модальности раздражителя. В последнем случае обращается внимание на значительный удельный вес собственно эмоционального ответа в оценке свойств контактных, относящихся к интероцептивной чувствительности, раздражителей.
Эмоциональный ответ может появиться и на условные раздражители, которые, не являясь собственно эмоциогенными, стали таковыми в результате их познавательных оценок человеком. Эмоции могут сопровождать нейтральные раздражители, если последние:
1 Предшествуют во времени появлению эмоциогениых раздражителей;
2)обнаруживают физическое или семантическое сходство с эмоциогенным натуральным раздражителем;
3)в момент их воздействия для человека уже имела место эмоциогенная ситуация и, вследствие этого, его повышенная аффективная восприимчивость;
4)человек оценивает ситуацию в целом как эмоциогенную, но субъективно не уверен в возможности ее адекватного разрешения имеющимися в его опыте средствами.
Эмоции актуализируются под влиянием сопоставительных раздражителей, которые отражаются в определенном соотношении с его наличествующим познавательным опытом. Как правило, психический образ этих раздражителей не совпадает с ожиданиями человека на получение определенных стимулов, на выполнение планируемых действий, на достижение предвосхищаемых результатов.
Во втором аспекте анализируется влияние знака, интенсивности и модальности эмоций на отражаемое содержание (20; 28).
Третий аспект анализа связи эмоций и сенсорных процессов изучает специфические феномены этой связи: аффективный тон ощущений или уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности (22), или ключевое ведущее переживание (7), или эмоциональный тон ощущений (13); эмоциональный тон впечатлений (13); феномен перцептивной защиты.
К характеристикам органической аффективно-эмоциональной чувствительности можно отнести следующие: вызывается ощущениями непосредственно наличных предметов; эмоционально окрашивает сами ощущения; неопредмечена; преимущественно связана с органическими потребностями; не всегда осознанна; может быть локальной или носить характер разлитого органического самочувствия (22); в значительной степени связана с модальностью и интенсивностью конкретного раздражителя. Сходные характеристики описывает и Е.П. Ильин, называя анализируемый феномен эмоциональным тоном ощущений и подчеркивая его двухполюсность и большую инертность, по сравнению с ощущениями или перцептивным образом. В качестве функций эмоционального тона ощущений он рассматривает ориентировку в желательности или опасности воздействия для организма; обеспечение обратной связи об удовлетворении-неудовлетворении биологических потребностей; необходимость осуществления поведения до нужного организму результата.
Е.П. Ильин вводит также понятие "эмоциональный тон впечатлений", раскрывая его как эстетическое удовольствие-неудовольствие или знак эмоций. Эмоциональный тон впечатлений обладает такими же свойствами, как и эмоциональный тон ощущений, но еще и обобщенностью, бесконтактностью (отсутствие связи с прямым воздействием физико-химического раздражителя); социализированностью (13, с. 46-47).
Суть феномена перцептивной защиты состоит в перцептивном игнорировании раздражителей под влиянием эмоций. Феномен перцептивной защиты, систематически изучаемый с 40-х годов ХХ-го столетия, до сих пор остается проблематичным с точки зрения его наличия, когнитивной отнесенности и механизмов (20).
В экспериментальном изучении перцептивных реакций испытуемых (с ярко выраженной эмоциональной неустойчивостью и находящихся на момент обследования в ситуации судебно-нсихиатрической экспертизы) было показано, что под влиянием сильных отрицательных эмоций пороги восприятия внешних стимулов заметно изменяются: в 2/3 случаев пороги обнаружения звуковых стимулов повышались, а в 1/3 случаев понижались (15). Для первой тенденции характерно увеличение так называемой подпороговой зоны восприятия: неосознаваемые звуковые раздражители вызывали фиксируемые в эксперименте биоэлектрические или вегетативные реакции. Иными словами, раздражители, которые под влиянием отрицательных эмоций перцептивно игнорируются человеком, вызывают неподконтрольную ему реакцию. По мнению Костандова Э.А., влияние эмоций на перцептивные процессы опосредуется действием таких факторов, как интенсивность воздействующего раздражителя, одновременное воздействие раздражителя на разные органы чувств, повышения порогов ощущения под влиянием снотворных, предшествующее состояние ЦНС. Так, в случаях пробы с кофеином, которая повышала возбудимость коры, наблюдалось улучшение восприятия звуковых сигналов и уменьшение зоны действия неосознаваемых раздражителей.
2.2 Особенности эмоциональной памяти
Связь эмоций с памятью в научно-психологической литературе рассматривается в двух аспектах. В первом из них изучаются изменения мнемических процессов - воспроизведения, запоминания, сохранения, забывания - под влиянием эмоций (20; 27). Показано, что мнемические процессы (в частности, запоминание и воспроизведение) в значительно большей степени, чем перцептивные процесс, подвержены влиянию знака и интенсивности эмоций. Влияние знака эмоций на мнемические процессы избирательно, в большей степени изучено для запоминания, забывания (26, с. 222) и воспроизведения (2), опосредуется наличием интенсивности, конкретности-обобщенности, биологической целесообразностью эмоций, а также предшествующими запоминанию другими эмоциональными состояниями (20; 27). В целом можно с уверенностью говорить лишь о том, что эмоционально насыщенный материал в репродукции имеет преимущества перед эмоционально нейтральным.
Влияние интенсивности эмоций на мнемические процессы также неоднозначно и, по-видимому, подчиняется закону Йеркса-Додсона (зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации.). По данным Симонова П.В.(23), это влияние опосредовано также актуальным для субъекта характером воспроизводимого материала. Сила эмоций, имеющая место в момент запоминания, может активизировать воспроизведение в случае сегодняшней значимости материала. Экспериментально показано (11), что чрезмерная интенсивность эмоциональных переживаний, так же, как и покой, не являются лучшими условиями для функционирования кратковременной зрительной и слуховой памяти.
Во втором аспекте изучения связи эмоций и памяти анализируются специфические особенности эмоциональной памяти, под которой понимается "воспроизведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воздействии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состояния" (11, с. 12).
Наличие эмоциональной памяти, впервые описанной на патологическом материале (амнезия чувств), подвергалось сомнению. С одной стороны, эмоциональная память считалась достоверно существующей наряду с иными видами памяти, с другой стороны, она трактовалась как реакция настоящего на прошлое. Психологические закономерности реальносуществующей эмоциональной памяти были описания Рибо Т.: непроизвольность-произвольность; медленность аффективного воспроизведения по сравнению с воспроизведением зрительных или слуховых образов; наличие истинной и ложной эмоциональной памяти в зависимости от действительно имеющих место в прошлом воспроизводимых эмоций или от воспроизведения прошлого материала с присоединением к нему актуального эмоционального состояния (по: 24).
К характеристикам эмоциональной памяти относят (11) ее надмодальность (независимость формирования и воспроизведения эмоциональной памяти от модальности сенсорных раздражителей), быстроту ее формирования, непроизвольность, непреднамеренность. Последняя характеристик является относительной, т.к. эмоциональная память может быть намеренной, целенаправленной, управляться под влиянием тренировки, легко контролироваться представителями артономических профессий.
Особое место в изучении эмоциональной памяти отводится аффективному следу памяти, представляющему собой навязанное, неподконтрольное субъекту повторное и облегченное воспроизведение аффекта под влиянием отдельных элементов аффектогенной ситуации (17). Аффективный след имеет место вследствие "специфического фиксирующегося "переключения" сильного аффективного переживания на все то, что попадает в этом состоянии в поле восприятия" (7, с. 69). Он также связан с совокупностью образов, которые запечатлеваются памятью под влиянием интенсивного аффекта так, что актуализация одного из них вызывает спонтанное проявление самого аффекта. По мнению Вилюнаса В.К., в аффективном следе памяти проявляется функция "синтезирования" эмоций, позволяющая структурировать когнитивные процессы и сознание.
Эмоции и воображение
Под воображением понимают процесс создания частично или полностью новых образов. Условием его возникновения является наличие в значительной степени неопределенной проблемной ситуации, разрешение которой субъект не может обеспечить привычными для него средствами и способами. По степени целенаправленности и намеренности различают произвольное( творческое -мечта, фантазия, и репродуктивное) и непроизвольное (грезы, сновидения) виды воображения. Для всех видов воображения характерен отлет от действительности, который все же сохраняет логику, отражающую объективные закономерности связей и отношений действительности. Актуализируясь в значимых для личности ситуациях, воображение способствует самовыражению, самосовершенствованию личности (12; 18).
Связь эмоций и воображения особенно явно обнаруживается в психических состояниях тревоги, фрустрации, в состояниях, связанных с длительным неудовлетворением физиологических потребностей, в соревновательных ситуациях, в идеаторности эмоций. Очевидно, что эта связь играет значительную роль в развитии высших психических функций человека и в его творческой созидательной деятельности. Однако под влиянием эмоций может иметь место психо-травмирующий эффект разыгравшегося воображения, содержание которого вынуждает человека осуществлять негативные предвосхищения и приписывания, неадекватно действовать. В этом плане изучение закономерностей связей эмоций и воображения представляет интерес как для собственно психологической, так и для психотерапевтической практик.
К основным закономерностям связей эмоций и воображения отнесем:
Выраженные эмоциональные состояния, как следствия напряжения и неудовлетворения потребностей, актуализируют процессы непроизвольного и произвольного видов воображения. Последние рассматриваются как явления компенсаторного характера, позволяющие человеку вести "жизнь в мире фантазий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний" (26, с. 377). "Царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения" (25, с. 240). Воображение описано в психологической литературе как следствие выраженной и обострившейся тревоги, фрустрации потребностей, невозможности разрешения жизненных ситуаций. В этом плане действительно можно говорить, что фантазируют несчастливые люди.
Содержание воображения может зависеть от ведущего по знаку самоотношения, эмоционального состояния (14), эмоциональности человека (16). К. Изардом приводятся результаты (Дж. Сингер, Дж. Антробус) факторного анализа грез, свидетельствующие о наличии определенных устойчивых стилей: виновато-дисфорического (самообвинение, враждебность, стремление к высокому уровню достижений и озабоченность возможными неудачами), растерянного (сбивчивость, страх), планирующего (положительное эмоциональное содержание, ориентированность на будущее) (14). Красноперова О.А., Панченко А.Л. (16) приводят данные, что содержание сновидений зависит от эмоциональности: лица с выраженной невротичностью, тревожностью, экстравертированностью желают иметь сновидения в значительно большей степени, чем лица с полярными характеристиками.
Существует обратное влияние воображения на эмоции, описанное как закон творческого воображения (21) и способствующее активизации творческой деятельности человека.
Взаимовлияние эмоций и воображения проявляется в законе двойного выражения чувств (9; 10). Согласно последнему, возникшая эмоция, актуализируя процессы воображения, может разрешить себя в образах фантазии и в силу этого ослабляется. "Если мы излили наш гнев в нашей фантазии, он в наружном проявлении скажется чрезвычайно слабо" (10, с. 262). Но может быть и другой исход: образы фантазии могут стать внутренним раздражителем для новой эмоциональной реакции, которая, в свою очередь, усиливает первичную эмоцию. Подобного рода взаимовлияния описаны А. Стендалем в трактате "О любви" как феномены "кристаллизации".
Закон общего эмоционального знака: "впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не существует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в основе которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объединяющий разнородные элементы, вступившие в связь" (9, с. 14).