Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Связь эмоций с сенсорно-перцептивными процессами



Здесь выделим три аспекта изучения этой связи. Первый аспект касается изучения закономерностей влияния характеристик сенсорного воздействия на возникновение эмоций. Проанализировав и обобщив многочисленные экспери­ментальные данные зарубежных авторов, Я. Рейковский (20) выделил три груп­пы раздражителей, актуализирующих эмоции: натуральные, условные и сопос­тавительные.

Натуральные раздражители, которые вследствие врожденной чувствитель­ности к ним организма имеют прямое отношение к поддержанию гомеостаза, вызывают различные по модальности эмоции. Прослеживается явная зависи­мость эмоций от интенсивности, внезапности появления и модальности раздра­жителя. В последнем случае обращается внимание на значительный удельный вес собственно эмоционального ответа в оценке свойств контактных, относя­щихся к интероцептивной чувствительности, раздражителей.

Эмоциональный ответ может появиться и на условные раздражители, ко­торые, не являясь собственно эмоциогенными, стали таковыми в результате их познавательных оценок человеком. Эмоции могут сопровождать нейтральные раздражители, если последние:

1 Предшествуют во времени появлению эмоциогениых раздражителей;

2)обнаруживают физическое или семантическое сходство с эмоциогенным натуральным раздражителем;

3)в момент их воздействия для человека уже имела место эмоциогенная ситуация и, вследствие этого, его повышенная аффективная восприимчивость;

4)человек оценивает ситуацию в целом как эмоциогенную, но субъективно не уверен в возможности ее адекватного разрешения имеющимися в его опыте средствами.

Эмоции актуализируются под влиянием сопоставительных раздражителей, которые отражаются в определенном соотношении с его наличествующим по­знавательным опытом. Как правило, психический образ этих раздражителей не совпадает с ожиданиями человека на получение определенных стимулов, на вы­полнение планируемых действий, на достижение предвосхищаемых результатов.

Во втором аспекте анализируется влияние знака, интенсивности и модаль­ности эмоций на отражаемое содержание (20; 28).

Третий аспект анализа связи эмоций и сенсорных процессов изучает спе­цифические феномены этой связи: аффективный тон ощущений или уровень ор­ганической аффективно-эмоциональной чувствительности (22), или ключевое ведущее переживание (7), или эмоциональный тон ощущений (13); эмоциональ­ный тон впечатлений (13); феномен перцептивной защиты.

К характеристикам органической аффективно-эмоциональной чувстви­тельности можно отнести следующие: вызывается ощущениями непосредствен­но наличных предметов; эмоционально окрашивает сами ощущения; неопредмечена; преимущественно связана с органическими потребностями; не всегда осознанна; может быть локальной или носить характер разлитого органического самочувствия (22); в значительной степени связана с модальностью и интенсив­ностью конкретного раздражителя. Сходные характеристики описывает и Е.П. Ильин, называя анализируемый феномен эмоциональным тоном ощущений и подчеркивая его двухполюсность и большую инертность, по сравнению с ощу­щениями или перцептивным образом. В качестве функций эмоционального тона ощущений он рассматривает ориентировку в желательности или опасности воз­действия для организма; обеспечение обратной связи об удовлетворении-неудовлетворении биологических потребностей; необходимость осуществления поведения до нужного организму результата.

Е.П. Ильин вводит также понятие "эмоциональный тон впечатлений", рас­крывая его как эстетическое удовольствие-неудовольствие или знак эмоций. Эмоциональный тон впечатлений обладает такими же свойствами, как и эмо­циональный тон ощущений, но еще и обобщенностью, бесконтактностью (от­сутствие связи с прямым воздействием физико-химического раздражителя); социализированностью (13, с. 46-47).

Суть феномена перцептивной защиты состоит в перцептивном игнориро­вании раздражителей под влиянием эмоций. Феномен перцептивной защиты, систематически изучаемый с 40-х годов ХХ-го столетия, до сих пор остается проблематичным с точки зрения его наличия, когнитивной отнесенности и ме­ханизмов (20).

В экспериментальном изучении перцептивных реакций испытуемых (с яр­ко выраженной эмоциональной неустойчивостью и находящихся на момент об­следования в ситуации судебно-нсихиатрической экспертизы) было показано, что под влиянием сильных отрицательных эмоций пороги восприятия внешних стимулов заметно изменяются: в 2/3 случаев пороги обнаружения звуковых сти­мулов повышались, а в 1/3 случаев понижались (15). Для первой тенденции ха­рактерно увеличение так называемой подпороговой зоны восприятия: неосозна­ваемые звуковые раздражители вызывали фиксируемые в эксперименте био­электрические или вегетативные реакции. Иными словами, раздражители, кото­рые под влиянием отрицательных эмоций перцептивно игнорируются челове­ком, вызывают неподконтрольную ему реакцию. По мнению Костандова Э.А., влияние эмоций на перцептивные процессы опосредуется действием таких фак­торов, как интенсивность воздействующего раздражителя, одновременное воз­действие раздражителя на разные органы чувств, повышения порогов ощущения под влиянием снотворных, предшествующее состояние ЦНС. Так, в случаях пробы с кофеином, которая повышала возбудимость коры, наблюдалось улуч­шение восприятия звуковых сигналов и уменьшение зоны действия неосозна­ваемых раздражителей.

2.2 Особенности эмоциональной памяти

Связь эмоций с памятью в научно-психологической литературе рассмат­ривается в двух аспектах. В первом из них изучаются изменения мнемических процессов - воспроизведения, запоминания, сохранения, забывания - под влия­нием эмоций (20; 27). Показано, что мнемические процессы (в частности, запо­минание и воспроизведение) в значительно большей степени, чем перцептивные процесс, подвержены влиянию знака и интенсивности эмоций. Влияние знака эмоций на мнемические процессы избирательно, в большей степени изучено для запоминания, забывания (26, с. 222) и воспроизведения (2), опосредуется нали­чием интенсивности, конкретности-обобщенности, биологической целесообраз­ностью эмоций, а также предшествующими запоминанию другими эмоциональ­ными состояниями (20; 27). В целом можно с уверенностью говорить лишь о том, что эмоционально насыщенный материал в репродукции имеет преимуще­ства перед эмоционально нейтральным.

Влияние интенсивности эмоций на мнемические процессы также неодно­значно и, по-видимому, подчиняется закону Йеркса-Додсона (зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации.). По данным Симо­нова П.В.(23), это влияние опосредовано также актуальным для субъекта харак­тером воспроизводимого материала. Сила эмоций, имеющая место в момент за­поминания, может активизировать воспроизведение в случае сегодняшней зна­чимости материала. Экспериментально показано (11), что чрезмерная интенсив­ность эмоциональных переживаний, так же, как и покой, не являются лучшими условиями для функционирования кратковременной зрительной и слуховой па­мяти.

Во втором аспекте изучения связи эмоций и памяти анализируются специ­фические особенности эмоциональной памяти, под которой понимается "вос­произведение пережитого ранее эмоционального состояния при повторном воз­действии раздражителей, обусловивших первичное возникновение этого состоя­ния" (11, с. 12).

Наличие эмоциональной памяти, впервые описанной на патологическом материале (амнезия чувств), подвергалось сомнению. С одной стороны, эмоцио­нальная память считалась достоверно существующей наряду с иными видами памяти, с другой стороны, она трактовалась как реакция настоящего на прошлое. Психологические закономерности реальносуществующей эмоциональной памя­ти были описания Рибо Т.: непроизвольность-произвольность; медленность аф­фективного воспроизведения по сравнению с воспроизведением зрительных или слуховых образов; наличие истинной и ложной эмоциональной памяти в зави­симости от действительно имеющих место в прошлом воспроизводимых эмоций или от воспроизведения прошлого материала с присоединением к нему актуаль­ного эмоционального состояния (по: 24).

К характеристикам эмоциональной памяти относят (11) ее надмодальность (независимость формирования и воспроизведения эмоциональной памяти от мо­дальности сенсорных раздражителей), быстроту ее формирования, непроизволь­ность, непреднамеренность. Последняя характеристик является относительной, т.к. эмоциональная память может быть намеренной, целенаправленной, управ­ляться под влиянием тренировки, легко контролироваться представителями артономических профессий.

Особое место в изучении эмоциональной памяти отводится аффективному следу памяти, представляющему собой навязанное, неподконтрольное субъекту повторное и облегченное воспроизведение аффекта под влиянием отдельных элементов аффектогенной ситуации (17). Аффективный след имеет место вслед­ствие "специфического фиксирующегося "переключения" сильного аффективно­го переживания на все то, что попадает в этом состоянии в поле восприятия" (7, с. 69). Он также связан с совокупностью образов, которые запечатлеваются па­мятью под влиянием интенсивного аффекта так, что актуализация одного из них вызывает спонтанное проявление самого аффекта. По мнению Вилюнаса В.К., в аффективном следе памяти проявляется функция "синтезирования" эмоций, по­зволяющая структурировать когнитивные процессы и сознание.

Эмоции и воображение

Под воображением понимают процесс создания частично или полностью новых образов. Условием его возникновения является наличие в значительной степени неопределенной проблемной ситуации, разрешение которой субъект не может обеспечить привычными для него средствами и способами. По степени целенаправленности и намеренности различают произвольное( творческое -мечта, фантазия, и репродуктивное) и непроизвольное (грезы, сновидения) виды воображения. Для всех видов воображения характерен отлет от действительно­сти, который все же сохраняет логику, отражающую объективные закономерно­сти связей и отношений действительности. Актуализируясь в значимых для лич­ности ситуациях, воображение способствует самовыражению, самосовершенст­вованию личности (12; 18).

Связь эмоций и воображения особенно явно обнаруживается в психиче­ских состояниях тревоги, фрустрации, в состояниях, связанных с длительным неудовлетворением физиологических потребностей, в соревновательных ситуа­циях, в идеаторности эмоций. Очевидно, что эта связь играет значительную роль в развитии высших психических функций человека и в его творческой созида­тельной деятельности. Однако под влиянием эмоций может иметь место психо-травмирующий эффект разыгравшегося воображения, содержание которого вы­нуждает человека осуществлять негативные предвосхищения и приписывания, неадекватно действовать. В этом плане изучение закономерностей связей эмо­ций и воображения представляет интерес как для собственно психологической, так и для психотерапевтической практик.

К основным закономерностям связей эмоций и воображения отнесем:

Выраженные эмоциональные состояния, как следствия напряжения и не­удовлетворения потребностей, актуализируют процессы непроизвольного и произвольного видов воображения. Последние рассматриваются как явления компенсаторного характера, позволяющие человеку вести "жизнь в мире фанта­зий, в котором мы стараемся сгладить недостатки реального мира, воображая себе исполнение наших желаний" (26, с. 377). "Царство фантазии существует со всеобщего согласия человечества, и всякий, испытывающий лишения, ждет от него облегчения и утешения" (25, с. 240). Воображение описано в психологиче­ской литературе как следствие выраженной и обострившейся тревоги, фрустра­ции потребностей, невозможности разрешения жизненных ситуаций. В этом плане действительно можно говорить, что фантазируют несчастливые люди.

Содержание воображения может зависеть от ведущего по знаку самоот­ношения, эмоционального состояния (14), эмоциональности человека (16). К. Изардом приводятся результаты (Дж. Сингер, Дж. Антробус) факторного анали­за грез, свидетельствующие о наличии определенных устойчивых стилей: виновато-дисфорического (самообвинение, враждебность, стремление к высокому уровню достижений и озабоченность возможными неудачами), растерянного (сбивчивость, страх), планирующего (положительное эмоциональное содержа­ние, ориентированность на будущее) (14). Красноперова О.А., Панченко А.Л. (16) приводят данные, что содержание сновидений зависит от эмоциональности: лица с выраженной невротичностью, тревожностью, экстравертированностью желают иметь сновидения в значительно большей степени, чем лица с полярны­ми характеристиками.

Существует обратное влияние воображения на эмоции, описанное как закон творческого воображения (21) и способствующее активизации творческой деятельности человека.

Взаимовлияние эмоций и воображения проявляется в законе двойного вы­ражения чувств (9; 10). Согласно последнему, возникшая эмоция, актуализируя процессы воображения, может разрешить себя в образах фантазии и в силу этого ослабляется. "Если мы излили наш гнев в нашей фантазии, он в наружном про­явлении скажется чрезвычайно слабо" (10, с. 262). Но может быть и другой ис­ход: образы фантазии могут стать внутренним раздражителем для новой эмо­циональной реакции, которая, в свою очередь, усиливает первичную эмоцию. Подобного рода взаимовлияния описаны А. Стендалем в трактате "О любви" как феномены "кристаллизации".

Закон общего эмоционального знака: "впечатления или образы, имеющие общий эмоциональный знак, т.е. производящие на нас сходное эмоциональное воздействие, имеют тенденцию объединяться между собой, несмотря на то, что никакой связи ни по сходству, ни по смежности между этими образами не суще­ствует налицо. Получается комбинированное произведение воображения, в ос­нове которого лежит общее чувство, или общий эмоциональный знак, объеди­няющий разнородные элементы, вступившие в связь" (9, с. 14).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.