Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Эмоции как регулятивные явления



Впсихологической науке сложились представления об эмоциях (от лат. eraovere - возбуждать, волновать) как о явлениях специфической регуляции по­ведения и деятельности.

Под регуляцией в широком смысле слова будем понимать приведение че­го-либо (функций, процессов, состояний, поведения в целом) в соответствии с определенной нормой (эволюционно закрепленной или выработанной под влия­нием социальных условий).

Рассмотрение эмоций как регулятивных явлений осуществляется в рамках психофизиологического и психологического подходов. С точки зрения биологического и психофизиологического подхода к эмо­циям, они имеют самое непосредственное отношение к поддержанию процессом жизнедеятельности (1; 30). Реализация эмоциями сигнальной, подкрепляющем, ориентирующей, переключающей и др. функций (23) обеспечивает интегральный характер поведения в любых ситуациях. Специфичность протекания неко­торых эмоциональных явлений (в частности, стресса) обусловливает регуляцию размеров, плотности и качества состава популяции (23). В рамках рассматриваемого подхода обращается внимание на биологиче­скую целесообразность эмоциональных явлений, на их "сопровождение" физио­логическими реакциями, на их направленность на удовлетворение жизненных потребностей и обеспечение жизненного процесса в целом, на их исключитель­ное значение для селекции различных форм поведения. С точки зрения психологического подхода эмоции рассматриваются как особое оценивание действительности (6; 11), под влиянием которого происходит изменение уровня функционирования и продуктивности отдельных психических процессов; как внутренние по своей природе регуляторы деятельности (15), имеющие максимальную субъективную выраженность. Наличие двух планов рассмотрения эмоциональной регуляции отражает специфику самого предмета научного анализа: эмоции проявляются и физиоло­гически и психологически. Двойственная отнесенность эмоций определена во многих теоретических схемах их описания (11; 12; 30), где наряду с психологи­ческим компонентом эмоций присутствует компонент внешне выраженных фи­зиологических реакций. Итак, первая характеристика эмоциональной регуляции есть ее интегральная психофизиологическая сущность.

Очевидно, что регуляция поведения принципиально возможна, если нали­чествует оценка этого поведения. Реализация эмоциями функции оценки явле­ний действительности и поведения в целом отмечается в ряде работ (1; 6; 11; 12; 23). "Момент оценивания фактов действительности по их биологической или социально-личностной значимости - важный компонент эмоциональной струк­туры; если он есть, а что-то другое отсутствует, мы все равно имеем дело с эмо­циональным процессом" (11, с. 9). По мнению П. К. Анохина эмоции являются сигналами полезности или вредности воздействия на организм: это свойства и сделалоэмоции универсальным явлением в жизни организма.

Фило - и онтогенетически такие оценки сформировались ранее познава­тельных оценок (11; 30) и отражают не временные и пространственные характе­ристики воздействия, а лишь "качествуют" (30) последние. Эти оценки, как спе­цифическое отражение воздействий, недифференцированны, полярны, в основ­ном действуют по шкале "вредно-полезно", неосознанны. Согласно точке зрения К.К. Платонова (19), перечисленный ряд характеристик с добавлением таких, как безобразность и отсутствие необходимых рецепторов, делают возможным предположение о том, что эмоции, как форма отражения действительности, и являются первичной (а не ощущения, чувствительность) формой психического. Хотя развиваемая точка зрения и не получила должного распространения в оте­чественной психологии, все же понимание специфичности оценивания эмоция­ми различных воздействий способствовало конкретизации знаний об эмоцио­нальной регуляции.

Таким образом, вторая характеристика эмоциональной регуляции оцени­вание воздействий по шкале типа "да-нет", "вредно-полезно".

Что же является эталоном в ходе оценивания эмоциями воздействий? Это, прежде всего, критерий выживаемости (1), сам субъект (30), его потребности (6; 22). Иначе говоря, эмоциональная регуляция осуществляет интегральную адап­тацию организма с точки зрения удовлетворения потребностей, а оценки "вред­но-полезно" отражают возможность удовлетворения-неудовлетворения потреб­ностей.

Из этой характеристики вытекает еще одна - максимальная (по сравнению с другими психическими явлениями) субъективность эмоциональных явлений, обусловленная внутренней природой эмоций и их направленностью на поддер­жание жизнедеятельности, на интересы субъекта жизнедеятельности. Если гипо­тетически рассматривать "чистые" эмоции, то они сигнализируют о наличии ак­туальной в данный момент потребности и побуждают поведение к немедленному ееудовлетворению по типу "здесь и теперь". В рассматриваемом аспекте эмоциональная регуляция исключительно пристрастна, так как могут игнориро­ваться интересы личности в целом, но эта пристрастность содействует, прежде всего, удовлетворению актуальной потребности без учета социально-психологических переменных.

В чистом виде (выраженные эмоции, аффекты, фрустрация, тревога) эмо­циональная регуляция с точки зренияподконтрольности субъекту своего пове­дения и деятельности относится к разряду непроизвольной. Это, как правило, нецеленаправленное поведение, при котором субъект не ставит себе целью по­ступать определенным образом (не представляет заранее своего поведения), хотя и может осознавать текущие изменения своего поведения. Отсутствие целена­правленности и непосредственный характер эмоциональной регуляции ограни­чивает возможности субъекта по преднамеренному, сознательному управлению поведением, делает его зависимым от собственной актуально обострившейся по­требности и соответствующего ей раздражителя. В этом плане выраженная "экс­плуатация" эмоциональной регуляции приводит к тому, что субъект также ста­новится объектом управления и манипуляции со стороны других лиц, несмотря на его субъективную уверенность в самостоятельности собственных поступков.

Итак, эмоциональная регуляция приводит интегрально - физиологически и психологически - поведение субъекта жизнедеятельности к такой норме, которая эволюционно задается как биологический способ удовлетворения жизненных потребностей. Ее важными характеристиками являются:

1) психофизиологическая интегральная перестройка поведения;

2) мгновенное оценивание действительности по шкале "да-нет", "вред­но-полезно", "хорошо-плохо";

3) пристрастность, отражающая субъективный характер поведения, обу­словленного в первую очередь и, прежде всего, актуально обострившейся по­требностью. При такой регуляции достигается обеспечение жизнедеятельности ценой значительных вегетативных сдвигов. В случае сложившейся привычной актуа­лизации в различных ситуациях эмоциональной регуляции создаются условия для негативных психосоматических последствий, для возникновения социально­го неодобрения и конфликтов с окружающими, для потери личного контроля над собственным поведением.

1. 2 Эмоции как переживания

В отечественной психологии имеет место традиция рассматривать психи­ческие явления как отражательные, обеспечивающие адекватное поведение в связи со знанием действительности. Это обусловило научно-исследовательский интерес преимущественно к когнитивным процессам, позволило выделить ос­новные формы психического отражения - образнуюи понятийную, в конечном итоге привело к построению уровней (сенсорно-перцептивный, представлений, речемыслительный)познавательной регуляции (17). Однако для психологии эмоций указанная традиция оказалась нереализованной вплоть до 70-х годов нашего столетия.

В целом ряде психологических трудов, начиная с момента возникновения научной психологии (Рибо Т., Джеймс У., Вундт В.), а также в отечественной психологии (Выготский Л.С.; Шингаров Г.Х.; Вилюнас В.К.; Додонов Б.И.; Веккер Л.М.; Ломов Б.Ф.) отмечалась слабая проработанность теории эмоциональ­ных явлений.

'Гак, по мнению Рибо, психология эмоций может быть охарактеризована кик "темная" и мало изученная область (21); по мнению Джемса, она "представляст самый скучный отдел психологии" (10, с. 273). Н.Н. Ланге образно описал проблему эмоций в психологии: "Чувство занимает в психологии место Санд­рильоны, нелюбимой, гонимой, извечно обобранной в пользу старших сестер "ума" и "воли". Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологи­ческой науки, тогда, как воля, а особенно ум (познание) занимают вес парадные комнаты" (цит. по: Роговин М.С. Введение в психологию, М., 1969. С. 29).

Выготский, рассматривая состояние теории эмоций в научной психологии, характеризует последнюю как безраздельное господство чистого натурализма, который исключил возможность "адекватного изучения того, что составляет специфические особенности эмоции человека" (8, с. 4] 8). Нет в психологии глав более темных, чем ... две главы" - чувство и воображение; именно здесь "мы не имеем сколько-нибудь признанной и законченной системы учения" (9, с.246).

В.К. Вилюнас, осуществляя обзор современного состояния проблемы эмо­ций в психологии и констатируя в целом ее кризисный характер, предлагает вес­ти научно-исследовательскую работу по ряду направлений: накоплению, упоря­дочиванию и описанию феноменологических данных; выявлению функциональ­ного назначения эмоций; осуществлению психологического исследования в от­ношении эволюционно исходных функций эмоций.

Уместно также сослаться на точку зрения Б.Ф. Ломова по поводу понима­ния психических процессов как процессов субъективного отражения объектив­ной реальности. Привлекая внимание исследователей к этой точке зрения, он за­дает вопрос: "Справедливо ли положение об отражательной природе психики в отношении других процессов и явлений (не познавательных)?" (17, с. 172). И далее отвечает на этот вопрос так:"...эмоции возникают и развиваются не вне процесса психического отражения, а необходимым образом включены в процесс психического отражения. Неясно, являются ли они специфической формой от­ражения (наряду, например, с образной или знаковой) или их компонентом. ... несомненно, что эмоции характеризуют состояние субъекта отражения и поэто­му не могут не влиять на процесс отражения" (17, с. 173). Заключая вопрос о не­обходимости рассмотрения эмоций не только как регулятивных, но и отража­тельных явлений, обратимся к определению эмоциональных процессов Рубин­штейном. "Эмоции никак не сводимы к голой эмоциональности, или аффектив­ное™, как таковой, - это всего лишь одна, специфическая, сторона процессов,

которые в действительности являются вместе с тем познавательными процесса­ми, отражающими - пусть специфическим образом - действительность. Эмоцио­нальные процессы ... никак не могут противопоставляться процессам познава­тельным как внешние, друг друга исключающие противоположности. Сами эмо­ции представляют собой единство "эмоционального и интеллектуального" (22, с. 141).

Итак, неудовлетворительное состояние проблемы эмоций в психологии исследователи разных лет объясняли следующими обстоятельствами:

1)наличием междисциплинарных подходов к анализу эмоций, вследствие чего выявленные феноменологические и экспериментальные данные, а также их отражение в различных концептуальных схемах (терминологическая неодно­значность) затрудняли создание теории эмоций (разумеется, необходимость междисциплинарного анализа эмоций обусловлена спецификой самого предмета исследования) (5; 6; 8; 9);

2)исклточительной субъективностью, сложностью, внутренней природой эмоций (5; 6; 30);

3)отсутствием научно обоснованных границ эмоциональной сферы, отде­ляющих ее от других возможных видов переживаний (7);

4)отрывом психологии эмоций от психологии личности (6; 13) и от психо­логии когнитивных процессов (5; 6; 8; 9; 17).

Но уже с начала 70-х годов психология эмоций, как в сказке, из "Золушки" превратилась в "принцессу" (] 1, с, 3). Это оптимистическое заключение следует понимать как иллюстрацию роста научного интереса к проблеме эмоций. Они стали рассматриваться как явления, которые наряду с познавательными процес­сами специфическим образом отражают действительность. Наиболее полно это было представлено в работах Шингарова Г.Х., Веккера Л.М. , Вилюнаса В.К. Несмотря на определенные различия в теоретических посылках, существующих между исследованиями указанных авторов, в целом удалось с привлечением психофизиологических, эволюционно обусловленных и рассмотренных по ана­логии с познавательными процессами научных факторов выявить особенности эмоционального отражениядействительности. Целесообразно отметить, что эти особенности раскрываются через:

а)представление о том, что ощущение "действительно является простей­шей формой не только познавательного, но и всякого психического процесса" (5, с. 53);

б)понимание эмоции как целостного акта психического отражения, в ко­тором представлено "единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания" (22, с. 153);

в)сравнение характеристик аффективного и интеллектуального.

Первым и традиционным вопросом в связи со спецификой эмоционально­го отражения является следующий: что именно эмоции отражают? Ответ на этот вопрос можно условно разделить на две части.

По первой его части существует согласованность во мнениях практически всех исследователей; эмоции не отражают объективных качеств предметов ре­альности, содержания предметов внешнего мира. В отличие от познавательных процессов, которые рассматриваются как направленные по своей сути на внеш­ний мир и субъективные образы которых имеют аналоги в объективной дейст­вительности, эмоции имеют более эндогенное происхождение, а предметы внешнего мира не могут быть образцом для их описания и анализа. "Вне субъек­та не существует решительно ничего, что представляло бы объективный "корре­лят" любви, страха, или любого другого эмоционального переживания, т.е. что находилось бы с ними в том же отношении, какое обнаруживают, например, звуковые волны и слуховое ощущение" (6, с. 31).

Во второй же части интересующего нас ответа имеют место различные ис­следовательские позиции. Итак, что же отражают эмоции? Они отражают значе­ние объективных качеств предмета для жизнедеятельности субъекта (30); отражают мир в "форме субъективного отношения человека к предметам и явлениям этого мира" (31, с. 27); значениевоздействующих на субъекта объектов и ситуа­ций для осуществления его жизни (15); отражают отношения между мотивами и успешностью реализации соответствующей деятельности (15); "выражают со­стояние субъекта и его отношение к объекту" (22,с. 140); выражают "смысл объ­ективного содержания с точки зрения потребностей живого существа" (6, с. 132).

Во всех приведенных определениях прослеживается неотделимость эмо­ций от определенного знания предметов и явлений действительности. Если эмо­ция и есть отношение к чему-либо, то последнее в психической жизни субъекта должно выступить для него в соотнесении с его потребностями, мотивами, инте­ресами. Иначе говоря, эмоции рассматриваются как двойственные по своей де­терминации, как содержащие в своей структуре два момента:

1)отражаемое содержание (6) или когнитивный компонент (5), т.е. отра­жение посредством различающихся по степени непосредственности-опосредованности когнитивных процессов характеристик объекта эмоции;

2)собственно эмоциональное переживание (7) или субъектный компонент (5), т.е. непосредственная данность субъекту собственного состояния в связи с определенным отражаемым содержанием.

Двойственная детерминация эмоций присутствует и в теоретической схе­ме анализа эмоций, выполненного с позиции информационной теории (23). Со­гласно ей, в структурном строении эмоций выделяется потребность, содержание и динамика которой определяет характеристики эмоций, и информация, пред­ставляющая собой опыт субъекта.

Разумеется, двойственность эмоций вовсе не означает, что она представ­ляет сумму когнитивного и субъективного компонентов, а означает, что эмоция, как отражательное явление, представляет единство знания и переживания, но в этом единстве переживание в сознании субъекта выступает на первый план.

Второй характеристикой эмоционального отражения является его непосредственно-чувственная форма (5-7; 15). Анализируя различные дефиниции эмоций и признавая, что определение эмоций как отражения отношений субъек­та к значимым для него объектам, является наиболее адекватным, Веккер спра­ведливо замечает, что эти отношения могут отображаться не только в эмоциях, но и в мыслительных процессах, т.е. быть опосредованными. Эмоциональное же отражение данных отношений является именно непосредственным как по своим временным характеристикам, так и по итоговым последствиям.

Наконец, эмоциональное отражение есть отражение в высокой степени субъективное, пристрастное. Вопрос о субъективном характере психического отражения вообще и эмоций в частности обсуждается в литературе (17; 30). Обосновывая гипотезу о механизмах возникновения субъективного, Г.Х. Шингаров определяет последнее как такую форму отражения действительности, в которой "содержание психики... еще не имеет предметного характера. Это со­держание лишь качествует, не соотнесено субъектом с каким-то внешним объек­том" (30, с. 79).

Эмоция существует как пристрастное, субъективное отношение субъекта к объекту в непосредственно-чувственной форме. Такая форма отражения полу­чила название переживаний.

Категория переживания, как центральная категория психического (7), рас­сматривается как "психический факт, как кусок собственной жизни индивида в плоти и крови его, специфическое проявление его индивидуальной жизни" (22,с. 14). В отличие от знания в переживании "на передний план выступает не само по себе предметное содержание того, что в нем отражается, познается, а его значе­ние в ходе моей жизни" (там же). Переживание рассматривается как более ши­рокое, чем эмоция, понятие, как конкретно-субъективная форма существования отражаемого в психическом образе содержания (7; 30).

Выделим различные области психической жизни, для объяснения которых исследователи привлекают понятие "переживание":

1 )особый аспект сознания, который дан во взаимосвязи с другим его ас­пектом - знанием (22, с. 15); субъективную сторону процесса осознания как формы "существования психического в индивидуальном сознании" (30, с. 83). Подчеркивается, что внутренняя природа переживания определяется значением предмета для жизнедеятельности субъекта;

2)форма активности в кризисных ситуациях, проявляющаяся в преобразо­вании (переосмысливании) субъектом своего психологического мира (3);

3)мотивационные явления (желания, влечения, стремления), предметом которых могут быть не внешние воздействия и отражающие их познавательные образы, а определенные "гештальты" чувственных впечатлений (7). Подчеркива­ется, что желание есть "одна из наиболее ярких, распространенных и функцио­нально нагруженных разновидностей переживаний" (7, с. 243);

4)любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающего для него как событие его собственной жизни (Краткий психоло­гический словарь, 1985, с. 238-239);

5)особые состояния сознания, возникающие в моменты высшего счастья, свершения и самореализации личности - " пиковые переживания" (в гумани­стической психологии);

6)единица психологического анализа и описания эмоций.

Раскроем характеристики эмоций как переживаний:

а) непосредственная внутренняя субъективная данность (а не предметное
содержание психического образа и не представленность в сознании модальности
самого психического процесса);

б) воздействия внешних предметов и внутренней среды организма даны
субъекту как принадлежащие ему и в момент этого не соотносятся с субъектом
как с чем-либо внешним ("в эмоциях субъект и объект переживаются как нечто
единое" (30, с. 99), не осознается причинная связь между предметом и вызванной им реакцией человека;

в) особая пристрастность, субъективность, т.к. предметы и явления дейст­вительности отражаются не в связи с их объективными характеристиками, а в
связи с отнесенностью последних к актуальным потребностям и мотивам субъ­екта;

г) чувственное впечатление субъекта об окружающем и происходящем,
"хотя "трансформированное и упрощенное, зато унифицированное, переведен­
ное на общий чувственный язык" (7, с.223).

Эмоции рассматриваются также в контексте проблемы смысла (В.К. Вилюнас, Д.А.Леонтьев). Так, В.К. Вилюнас использует понятие "эмоционально-смысловой процесс (6, с. 99), соотносит эмоции с различаемыми А.Н. Леонтье­вым биологическим и личностным смыслами. Биологический смысл любого воздействия определяется его сигнальным значением, т.е. значением, который раскрывает отношение этого воздействия к потребностям субъекта (6, с. 86). Конкретно-субъективную форму существования биологического смысла пред­ставляют именно эмоциональные переживания. Иначе говоря, биологический смысл объекта открывается субъекту только через эмоцию.

Сопоставляя личностный смысл и эмоции, В.К. Вилюнас выделяет две формы личностного смысла: эмоционально-непосредственную и вербализован­ную форму, т.е. "воплощение личностного смысла в значениях" (6, с. 93). Эмо­ции как одну из форм существования личностного смысла он характеризует не­посредственностью, большей истинностью, в то время как вербализованную форму личностного смысла - большей содержательностью, но меньшей истин­ностью.

В трактовке Д.А. Леонтьева (16) эмоциональная и смысловая реальности принципиально не совпадают по ряду позиций. Эмоции относятся только к субъективным переживаниям, неспецифичны, упрощают реальную сложность жизненных отношений, дают лишь общую, поверхностную характеристику личностного смысла; в то время как смыслы относятся не только к субъективным переживаниям, всегда конкретны, явно или скрыто указывает на мотивы, при­дающие значимость данному объекту или явлению, влияют на эмоции. Разводя эмоции и смыслы Д.А. Леонтьев прибегает к результатам психологического ана­лиза искусства, примерам, демонстрирующим зависимость эмоций от целостной иерархии системы жизненного отношения. Д.А. Леонтьев приходит к следую­щим выводам. Во-первых, "эмоция является главной, но не единственной фор­мой субъективной презентации в образе личностного смысла объектов и явле­ний"; эмоциональная реакция сигнализирует нам о личностном смысле (16, с. 162); во-вторых, механизм эмоциональной индикации реализует специфическую функцию личностного смысла - "функцию презентации субъекту в образе роли и места отражаемых объектов и явлений действительности в его жизнедеятель­ности (16, с. 168).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.