Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методики по развитию памяти



Память

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию.

Виды:

По длительности сохранения информации:

· Кратковременная

· Оперативная

· Долговременная

По форме психической активности:

· Непроизвольная

· Произвольная

По объекту запоминания:

· Образная

· Эмоциональная

· Двигательная

· Словесно-логическая

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание и воспроизведение.

Запоминание- процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения.

Сохранение - процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.

Воспроизведение и узнавание - процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение же происходит в отсутствие объекта.

Образная память - это память на образы, сформированные с помощью процессов восприятия через различные сенсорные системы и воспроизводимые в форме представлений. В этой связи в образной памяти выделяют:
- зрительную (образ лица близкого человека, дерево во дворе родного дома, обложка учебника по изучаемому предмету);
- слуховую (звучание любимой песни, голос матери, шум турбин реактивного самолета или морского прибоя);
- вкусовую (вкус любимого напитка, кислота лимона, горечь черного перца, сладость восточных фруктов);
- обонятельную (запах луговых трав, любимых духов, дыма от костра);
- тактильную (мягкая спинка котенка, ласковые руки матери, боль случайно порезанного пальца, тепло ком натной отопительной батареи).

Имеющаяся статистика показывает относительные возможности этих разновидностей памяти в учебном процессе. Так, при одноразовом прослушивании лекции (т.е. при использовании только слуховой памяти) студент на следующий день может воспроизвести лишь 10% ее содержания. При самостоятельном зрительном изучении лекции (используется лишь зрительная память) эта цифра возрастает до 30%. Рассказ и наглядность доводят эту цифру до 50%. Прак тическая отработка лекционного материала с использованием всех перечисленных выше видов памяти обеспечивает 90% успеха.

Двигательная (моторная) память проявляется в способности запоминать, сохранять и воспроизводить различные двигательные операции (плавание, езда на велосипеде, игра в волейбол). Этот вид памяти составляет основу трудовых навыков и любых целесообразных двигательных актов.

Эмоциональная память - это память на чувства (память страха или стыда за свой прежний поступок). Эмоциональную память относят к одному из наиболее надежных, прочных «хранилищ» информации. «Ну и злопамятный же ты!» - говорим мы человеку, который долго не может забыть нанесенную ему обиду и не в состоянии простить обидчика.

Отсутствие эмоциональной памяти приводит к «эмоциональной тупости»: человек становится для окружающих непривлекательным, неинтересным, роботоподобным существом. Умение радоваться и страдать - необходимое условие психического здоровья человека.

Словесно-логическая, или семантическая, память -это память на мысли и слова. Собственно, мыслей без слов не бывает, что и подчеркивается самим названием данного вида памяти. По степени участия мышления в словесно-логической памяти иногда условно выделяют механическую и логическую. О механической памяти говорят, когда запоминание и сохранение информации осуществляются преимущественно за счет многократного ее повторения без глубокого осмысления содержания. Кстати, с возрастом механическая память имеет тенденцию ухудшаться. Примером может служить «насильственное» запоминание слов, не связанных между собой по смыслу.

Логическая память базируется на использовании смысловых связок между запоминаемыми объектами, предметами или явлениями. Ею постоянно пользуются, например, преподаватели: излагая новый лекционный материал, они периодически напоминают студентам о ранее введенных понятиях, относящихся к данной теме.

По степени осознанности запоминаемой информации различают имплицитную и эксплицитную память. Имплицитная память - это память на материал, который человек не осознает. Процесс запоминания идет неявно, скрытно, независимо от сознания, недоступно непосредственному наблюдению. В процессе социализации, например, человек воспринимает нормы и ценности своего общества без осознания основных теоретических принципов, которыми руководствуется в своем поведении. Это происходит как бы само собой.

Эксплицитная память
базируется на сознательном использовании полученных ранее знаний. Для решения какой-либо задачи они извлекаются из сознания на основе припоминания, узнавания и т.п.

По характеру связи с целями деятельности различают произвольную и непроизвольную память. Непроизвольная память - след образа в сознании, возникающий без специально поставленной на это цели. Информация сохраняется как бы автоматически, без волевых усилий. В детстве этот вид памяти развит, а с возрастом ослабевает. Пример непроизвольной памяти - запечатление картины длинной очереди в кассу концертного зала.

Произвольная память - намеренное (волевое) запоминание образа, связанное с какой-то целью и осуществляемое с помощью специальных приемов. Следует отметить, что сравнительнаи характеристика произвольной и непроизвольной памяти по прочности запоминания информации не дает абсолютных преимуществ ни одной из них.

По продолжительности сохранения образов различают мгновенную (сенсорную), кратковременную, оперативную и долговременную память.

Мгновенная (сенсорная) память
- это память, удерживающая информацию, воспринятую органами чувств без ее переработки. Управлять этой памятью практически невозможно. Разновидности этой памяти:
- иконическая (послеобразная память, образы которой сохраняются на короткий промежуток времени после краткого предъявления объекта; если закрыть глаза., затем на мгновение открыть их и снова закрыть, то сохраненный на время 0,1-0,2 с образ увиденного й составит содержание этого вида памяти);
- эхоическая (послеобразная память, образы которой сохраняются в течение 2-3 с после краткого слухового раздражителя).

Кратковременная (рабочая) память - это память на образы после однократного, непродолжительного восприятия и с немедленным (в первые секунды после восприятия) воспроизведением. Этот вид памяти реагирует на количество воспринимаемых символов (знаков), их физическую природу, но не на их информационное содержание. Существует магическая формула кратковременной памяти человека: «семь плюс-минус два». Это означает, что при однократном предъявлении цифр (букв, слов, символов и т.п.) в кратковременной памяти остаются 5-9 объектов этого типа. Удержание информации в кратковременной памяти составляет в среднем 20-30 с.

Оперативная память
, «родственная» кратковременной, позволяет сохранить след образа только лишь для выполнения текущих действий (операций). Например, последовательное снятие информационных символов какого-то сообщения с экрана дисплея и удержание в памяти до окончания всего сообщения.

Долговременная память - это память на образы, «рассчитанная» на длительное сохранение их следов в сознании и последующее многократное использование в будущей жизнедеятельности. Она составляет основу прочных знаний. Извлечение из долговременной памяти информации осуществляется двояко: или по своему желанию, или при постороннем раздражении определенных участков коры головного мозга (например, при гипнозе, раздражении некоторых участков коры головного мозга слабым электрическим током). Наиболее важная информация сохраняется в долговременной памяти человека на всю жизнь.

Следует отметить, что по отношению к долговременной памяти кратковременная память представляет собой своеобразный «контрольно-пропускной пункт», через который воспринимаемые образы проникают в долговременную память при условии повторного приема. Без повторения образы теряются. Иногда вводят понятие «промежуточная память», приписывая ей функцию первичной «сортировки» входной информации: наиболее интересная часть информации задерживается в этой памяти на несколько минут. Если в течение этого времени она не будет востребована, то возможна ее полная потеря.

В зависимости от целей исследования вводят понятия генетической (биологической), эпизодической, реконструктивной, репродуктивной, ассоциативной, автобиографической памяти.

Генетическая {биологическая) память обусловлена механизмом наследственности. Это «память веков», память на биологические события огромного эволюционного периода человека как вида. Она сохраняет склонность человека к определенным видам поведениям и образцам действия в конкретных ситуациях. Через эту память передаются элементарные врожденные рефлексы, инстинкты и даже элементы физического облика человека.

Эпизодическая память касается хранения отдельных фрагментов информации с фиксацией ситуации, в которой она была воспринята (время, место, способ). Например, человек в поисках подарка другу наметил четкий маршрут обхода торговых точек, фиксируя подходящие вещи по местам расположения, этажам, отделам магазинов и лицам продавцов, работающих там.

Репродуктивная память состоит в повторном воспроизводстве путем припоминания оригинального сохраненного ранее объекта. Например, художник по памяти рисует картину (на основе припоминания) таежного пейзажа, который он созерцал, будучи в творческой командировке. Известно, что Айвазовский все свои картины создавал по памяти.

Реконструктивная память состоит не столько в воспроизводстве объекта, сколько в процедуре восстановления нарушенной последовательности стимулов в ее первоначальной форме. Например, инженер-технолог по памяти восстанавливает утерянную схему последовательности процессов изготовления сложной детали.

Ассоциативная память опирается на любые установленные функциональные связи (ассоциации) между запоминаемыми объектами. Человек, проходя мимо кондитерского магазина, вспомнил, что дома ему поручили купить к ужину торт.

Автобиографическая память - это память на события собственной жизни (в принципе, ее можно отнести к разновидности эпизодической памяти).

Все виды памяти, относящиеся к разным классификационным основаниям, тесно взаимосвязаны между собой. Действительно, например, качество работы кратковременной памяти определяет уровень функционирования долговременной памяти. Вместе с тем объекты, воспринимаемые одновременно по нескольким каналам, лучше запоминаются человеком

 

Возрастные особенности.

С момента рождения у человека существует способность к непосредственному запечатлению образов. Именно потому память детей характеризуется легкостью запоминания любых воспринимаемых впечатлений. На этом основании считалось, что память ребенка лучше, чем память взрослого, однако жизненные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что хотя маленькие дети и запоминают материал легко и быстро, но содержание их памяти качественно отличается от памяти взрослых.
До 4 лет они не умеют ни намеренно запомнить, ни тем более пользоваться специальными приемами, их память носит непроизвольный характер. Хотя запоминание у маленьких детей идет случайно и беспорядочно, однако интересные, эмоционально насыщенные события дети запоминают легко и надолго. Отличительной характеристикой памяти дошкольников является преобладание образной памяти, особенно зрительной, над словесной.
С 4 лет начинают проявляться умения произвольной памяти, выражающейся в принятии задачи «запомнить». Особенно успешно произвольная память проявляется в игровой форме. Основными способами запоминания служат повторения. В возрасте 6 лет у детей уже есть представления о произвольных способах запоминания в повседневной жизни, но они не переносятся на учебную ситуацию. По мере общего психического развития, происходят коренные изменения памяти. Требования сознательного и систематического усвоения знаний изменяют способность запомнить произвольно. Приобретая умение подчинять свои мнемические процессы задачам обучения, учащийся овладевает различными способами запоминания.
Младшим школьникам вполне доступно умственное действие обобщение. Легко овладевают дети этого возраста и классификацией. Непроизвольное запоминание продолжает играть существенную роль в накоплении опыта у младших школьников, особенно в условиях их активной деятельности.В этом возрасте, как и у дошкольников, преимущественное значение имеет наглядно-образная память. Дети этого возраста начинают приобретать умения мыслить логически, устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями окружающей действительности, но могут это делать лишь по отношению к конкретным, образно-представляемым связям. Младшие школьники в ходе усвоения учебного материала широко пользуются суждениями, умозаключениями, хотя при этом стараются точно подражать образцу учителя. Наглядно-образный характер памяти и ориентация на точное усвоение того, что предлагает учитель, приводят к такой особенности памяти, как буквальность, которая проявляется в воспроизведении текстов. Привязанность к тексту помогает ребенку осуществлять самоконтроль за деятельностью, соотнести предложенный и воспроизведенный материал, обогащает активный словарный запас ребенка, развивает литературно- оформленную речь, помогает овладеть научными понятиями.
К 3 классу у ребенка появляются «свои слова» при воспроизведении учебного материала. Буквальность воспроизведения является показателем произвольности памяти. Трансформаций в структуре текста практически нет, характерно незначительное количество повторений: для рифмованного материала 3-5 раз, для текстового 2-3 раза. В этом случае после прочтения материала воспроизводится более половины прочитанного. Но, являясь положительной характеристикой памяти, буквальность запоминания уже к концу начальной школы начинает препятствовать творческому развитию памяти ребенка и, как следствие этого, затруднять его умственное развитие. Поэтому, начиная с 1 класса, следует учить ребенка логически запоминать материал, выделять главное.

Методики по развитию памяти.

Двигательную память детей 3-6 лет развивает игра «Делай, как я». На первом этапе взрослый становится за спиной ребенка и проделывает несколько манипуляций с его телом – поднимает его руки, разводит их в стороны, поднимает ногу и так далее, а потом просит малыша повторить эти движения. На втором, более сложном этапе, взрослый сам делает несколько движений, а ребенок повторяет их, потом малыш совершает свои движения, а взрослый повторяет за ним.

Слуховую память старших дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время малышу повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти.

Долговременная память - Ребенку показывают4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Игра "Кто знает больше" также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Младшие школьники
«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

Далее таким же образом для запоминания предлагаются 2, а затем и 3 комбинации цветных карточек.

На последующих занятиях комбинации цветов меняются.

Вариант 2

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек, цветные карандаши или фломастеры тех же цветов, лист бумаги.

Карточки демонстрируются по одной с интервалом в 3 секунды и складываются последовательно, чтобы потом можно было бы проверить правильность ответа. После демонстрации всех карточек ребенок на несколько секунд закрывает глаза и мысленно представляет себе последовательность цветов. Затем он на листе бумаги должен восстановить ее при помощи карандашей или фломастеров. Проверка правильности производится путем повторной демонстрации карточек. Затем демонстрируется другая комбинация.

Если занятие проводится в группе, то правильность выполнения определяется путем самоконтроля или в парах.

«Инопланетяне-1»

Для занятия вам потребуется рисунок, на котором изображены 3 инопланетянина, цветные карандаши, лист бумаги.

Вы говорите ребенку, что в город прилетели 3 инопланетянина и необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида гостей. После этого демонстрируется рисунок с изображением инопланетян. На запоминание дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».

Портреты инопланетян составляются из геометрических фигур. По аналогии вы сможете сами составить подобные фигуры для последующих занятий. Также можно раскрасить фигуры, это усложнит задание. Но не используйте при этом более трех цветов. После выполнения задания рисунок, сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием, то можно предложить ему нарисовать в следующий раз двоих или всех троих инопланетян. Также можно варьировать время, отведенное на запоминание рисунка, в зависимости от количества допускаемых ошибок. Не забывайте, что ребенку нужно напоминать, чтобы он закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.

 

Мышление

Мышление— опосредствование, установление отношений и зависимостей раскрытие внутренних связей и закономерностей. Оно создает возможность опосредованного познания путем умозаключений и суждений

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.