Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В отличие от школы в вузе студенты изучают не основы наук, а саму науку, полную систему научных знаний по программным учебным дисциплинам

Каждая система имеет свое ядро, в котором собраны воедино все ее элементы. Системообразующим элементом в дидактической системе педагогического вуза являются цели подготовки молодых специалистов.

Цель обучения - подготовка квалифицированных учителей и других специалистов для народного образования в соответствии с современными требованиями общества и образования, формирование разносторонне развитой личности.

При более точном освещении данного вопроса следует различать цели общественные, образовательные, личностные, которые задаются исходя из потребностей общества в специалисте определенного типа, возможностей системы профессионального образования по подготовке такого специалиста и интересов личности.

Системообразующими являются цели образования, которые аккумулируют общественные, образовательные и персонализированные цели. На этой целевой основе и осуществляется профессиональная подготовка учителей и других специалистов.

В настоящее время педагогические вузы осуществляют профессиональную подготовку учителей: преподавателей различных предметов для всех классов средней школы и других типов учебных заведений; педагогических работников для дошкольных учреждений; социальных педагогов и психологов; организаторов внешкольной воспитательной работы; организаторов детского туризма и т.д. Всего в классификаторе специалистов, которых в настоящее время готовят педагогические вузы республики, 27 наименований педагогических профессий и специальностей. Бесспорно, ведущая среди них - учитель. Некоторые факультеты университетов дают выпускникам две специальности - ведущую (основную) и дополнительную. Подобная практика оправдывает себя, особенно в условиях небольших школ сельской местности.

Понятие «квалифицированный учитель» в разные времена трактовалось по-разному, что определялось воззрениями общества. Это мог быть учитель - хороший предметник -«урокодатель» или учитель - педагог и наставник - воспитатель, учитель - догматик и консерватор или творческий учитель. И в каждом случае были и будут различные подходы к процессу профессиональной подготовки учителя, ценностные ориентации, отбор методов, организационных форм и видов обучения, а главное - основных принципов, определяющих учебный процесс. Так, если ставится цель сформировать учителя-предметника, главное внимание обращается на специальные дисциплины. В учебном плане вуза они будут представлены достаточно объемно в ущерб другим предметам. Делается акцент на формировании частных методов обучения конкретному предмету, в период педагогической практики шлифуется методика подготовки и проведения урока. Вопросам воспитания не уделяется нужного внимания так же, как и вопросам более широкой подготовки к педагогической деятельности.

Цель обучения конкретизируется в задачах. Они дают более развернутое представление об учителе, который сегодня нужен обществу и школе. К современному учителю предъявляются следующие требования:

• высокая психолого-педагогическая культура;

• аналитический склад ума, развитая рефлексия;

• знание своего предмета и методики его преподавания;

• знание теории и методики воспитания;

• общая эрудиция, высокая политическая культура;

• ориентация на гуманистические нравственные ценности;

• креативность, гибкость, творческое отношение к своему делу;

• ориентация на демократические методы и стиль работы, на взаимодействие с учащимися;

• знание и владение ТОО, компьютером, другими современными средствами и технологиями обучения.

Требования общества и школы к учителю не остаются неизменными, появление новых требований отражается в задачах обучения.

Содержание учебно-воспитательного процесса педагогического вуза (учебные предметы, их объемы) определяется не произвольно, а вырабатывается в процессе накопления научной информации по учебным дисциплинам, формирования научного представления о профессии учителя.

Содержание, структура и объемы учебных дисциплин определяются нормативными документами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь. Это образовательные стандарты по каждой профессии, учебные планы по каждой специальности, квалификационные характеристики, учебные программы по предметам.

Модель специалиста (квалификационная характеристика), в которой содержатся требования к определенной специальности, служит основой для разработки учебных планов и программ.

Программы являются ориентиром для подготовки учебников, учебных и методических пособий.

По мере развития общества, научно-технического и культурного прогресса, по мере социальных преобразований представления о деятельности учителя изменяются, что влечет за собой соответствующие изменения в содержании учебно-воспитательного процесса, методике и технологиях его организации.

Совершенствование, модернизация профессиональной подготовки будущего учителя могут носить частичный характер и происходить как бы «на ходу движения», но могут быть и глобальными, выливаясь в реформу. В процессе перестройки изменяются учебные планы вузов и факультетов, учебные программы по конкретным дисциплинам, учебники, учебные и методические пособия, учебное оборудование.

В профессиональной подготовке учителя участвуют три блока учебных дисциплин.

Первый блок. Цикл предметов по профилю специальности. Призван подготовить учителя к обучению учащихся по конкретным дисциплинам (физике, химии, черчению, истории, ботанике и т. д.), к проведению внеурочной работы по этим предметам, к организации воспитания учащихся.

Второй блок. Цикл психолого-педагогических дисциплин. Способствует развитию педагогического мышления, способностей, формированию педагогических профессиональных ценностей, подготовке к педагогической деятельности в широком смысле слова и к конкретным ее видам.

Третий блок. Цикл дисциплин по социокультурной подготовке студентов. Обеспечивает формирование у них общей и политической культуры, овладение уже накопленным общественно-историческим опытом. Но обучение в вузе одновременно должно быть устремлено в будущее, давать студентам ключ к пониманию изменений и преобразований окружающей действительности.

В отличие от школы в вузе студенты изучают не основы наук, а саму науку, полную систему научных знаний по программным учебным дисциплинам.

Системообразующим элементом в учебно-воспитательном процессе является профессиональная педагогическая культура личности учителя, так как она дает ответ на вопрос: кого готовит педагогический вуз.

Традиционная проблема состоит в том, чтобы выяснить и научно доказать, каким должно быть соотношение между тремя блоками учебных дисциплин в бюджете учебного времени.

Первый блок - специальные дисциплины

Второй блок - психолого-педагогические дисциплины

Третий блок - социокультурные дисциплины

Длительный период доминировало мнение, что приоритет должны иметь предметы специального цикла по профилю подготовки. Затем оно начало оспариваться и на смену пришел другой подход в пользу дисциплин социокультурного цикла. В настоящее время структура учебных дисциплин педагогического университета выглядит следующим образом: история педагогики, педагогика, теория и методика воспитательной работы, спецкурс по педагогике. Кроме того, студенты пишут курсовые работы по педагогике и могут готовить дипломные работы, если тема является интегративной (педагогика плюс еще один основной учебный предмет).

Сущность процесса обучения впедагогическом вузе состоит в том, чтобы,

во-первых, вооружить будущих учителей необходимым объемом научных знаний, умений и навыков для продуктивной педагогической деятельности;

во-вторых, развить индивидуально и профессионально значимые качества личности;

в-третьих, сформировать потребность и готовность к продолжению самообразования и самовоспитания, так как в современных условиях вуз не в состоянии дать студентам знания на всю жизнь.

В процессе обучения можно выделить три взаимосвязанных звена:

• восприятие учебного материала;

• осмысление, запоминание и усвоение учебного материала (персонификация);

• применение научных знаний на практике. Каждое звено является важным в познавательной деятельности как для преподавателя, так и для студентов.

Осуществляя цели и задачи, стоящие перед высшей школой, учебно-воспитательный процесс вуза реализует четыре основные функции:

• образовательную;

• воспитывающую;

• развивающую;

• профессиональную.

Названные функции взаимосвязаны, у преподавателя-профессионала каждая из них «поддерживает» друг друга. Ведущей, системообразующей в условиях вуза является профессиональная функция, хотя она в «чистом виде» реализуется довольно редко.

Образовательная функция дает студентам возможность в процессе обучения приобрести научные систематизированные знания в соответствии с учебным планом по профилю подготовки, а также соответствующие умения и навыки, которые позволяют применять, использовать персонифицированные знания на практике. Кроме того, студенты должны самостоятельно добывать и пополнять знания, заниматься самообразованием, познавательным поиском. Реализация этой функции создает предпосылки для того, чтобы шаг за шагом повышалась образованность студентов, чтобы вуз готовил образованных специалистов.

Воспитывающая функция направлена на то, чтобы содержание учебного материала, сама организация процесса обучения способствовали формированию личности будущего учителя, его индивидуально и профессионально значимых качеств. Решая задачи воспитания студентов, содержание учебных предметов можно использовать по-разному, в зависимости от педагогической направленности личности, педагогической установки самого преподавателя вуза. Реализуя эту функцию, можно формировать учителя-воспитателя, учителя-наставника, учителя-консерватора, учителя-инноватора, учителя-предметника и т.д.

Поступки, действия, отношения, позицию каждого человека определяют его взгляды и убеждения, а также индивидуально и профессионально значимые качества. Они выражаются в тех или иных оценках происходящих событий и действий людей: политических, нравственных, эстетических. Материал учебных предметов дает возможность при высокой методической оснащенности не только вооружать будущих учителей научными знаниями, но и формировать их мировоззрение, общую и педагогическую культуру. Воспитывающая функция обучения создает нужные условия для взаимосвязи всех важных процессов, необходимых для становления личности студента, человека, учителя.

Развивающая функция при осознанном подходе к возможностям развивающего обучения ориентирует на то, что познавательные процессы более продуктивно воздействуют на развитие мышления, памяти, воображения, наблюдательности, речи. При обучении можно создать необходимую атмосферу для развития эмпатии и креативности, эмоциональной и сенсорной сфер, что, как известно, духовно обогащает студентов, создает реальные предпосылки, внутреннюю среду для индивидуального профессионального становления. Главная ценность развивающей функции обучения состоит в том, что студенты учатся находить в учебном материале то, что оказывает влияние на развитие личности растущего и формирующегося человека.

Учебный процесс в университете с учетом целевой установки может осуществляться по двум направлениям:

1) подготовка специалиста в определенной области научных знаний;

2) подготовка специалиста-учителя.

Профессиональная функция (второе направление) успешно претворяется тогда, когда профессорско-преподавательский состав вуза осознает ее важность. Но в настоящее время большинство преподавателей специальных и социокультурных дисциплин сориентировано на подготовку специалиста, так как считается, что методические знания являются не всеобщей задачей, а уделом преподавателей кафедр методики. Значение рассматриваемой функции обучения проявляется в том, что осознание и восприятие ее дает возможность придать учебно-воспитательному процессу профессиональную направленность.

В учебно-воспитательном процессе высшей школы участвуют два действующих типа субъектов: преподаватели и студенты. Преподаватели являются носителями научной информации, передают ее студентам, а те ее воспринимают, персонифицируют, дополняют. В истории развития педагогики и образования выделяются три основных взгляда на позицию субъектов учебно-воспитательного процесса, на степень их активности, на выбор методов деятельности преподавателя и студентов.

Так, немецкий ученый И. Гербарт считал, что в процессе обучения активен педагог, школьник (студент) пассивен, он лишь усваивает готовые знания. Задача педагога состоит в том, чтобы как можно полнее передать знания студентам, а они должны во всем объеме их усвоить. Вся тяжесть обучения ложится на память обучаемых. При таком подходе студент - «это сосуд, который следует наполнить». Данный подход, господствовавший в образовании несколько веков, устарел.

Другой немецкий ученый Ф. Дистервег, критикуя Гербарта, писал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учитель учит ее находить». Подобный взгляд предполагал более высокую познавательную активность студентов, а от педагога требовал поиска и творчества, более тесного общения с обучающимися. В этом случае студент - «это факел, который нужно зажечь». Но и этот подход подвергается (вполне обоснованно) критике.

Оба подхода являются односторонними, они не должны исключать друг друга, т.е. студент - это и «факел», и «сосуд» одновременно, если речь идет о плодотворном обучении в условиях вуза. У будущих учителей создается фундамент научных знаний и умений, формируется потребность в их расширении, самостоятельном приобретении новых знаний.

Таким образом, учебно-воспитательный процесс имеет двусторонний характер и включает:

• преподавание - деятельность педагога;

• учение - деятельность студентов. Продуктивность этого процесса в значительной мере зависит от степени взаимодействия преподавателя и студентов. Студенты являются

объектами и субъектами процесса обучения одновременно, но они не вполне самостоятельны, так как не всегда могут планировать и организовывать свою познавательную деятельность, чтобы она приводила к достижению поставленных целей.

Решая вопросы обучения студентов, преподаватель выполняет различные формы педагогической деятельности: читает лекции, руководит семинарскими и практическими занятиями, проверяет и анализирует рефераты, контрольные работы, различные виды УИРС, организует педагогическую и производственную практику, принимает зачеты и экзамены.

В организационно-содержательную структуру деятельности педагога входят следующие этапы.

1. Планирование. Преподаватель планирует учебно-воспитательный процесс всего предмета полностью или отдельных его фрагментов. Он разрабатывает при этом учебно-тематический план курса, спецкурса, рабочую программу, планы проведения лекций, семинаров, практических и других занятий, педагогической практики. При отсутствии программы по курсу (спецкурсу, спецсеминару) преподаватель должен ее разработать и утвердить в установленном порядке (на заседании кафедры и ученого совета вуза).

2. Организация обучения, его технология. Преподаватель определяет цель и задачи, содержание, вид и форму обучения, отбирает методы, средства и оборудование (если оно необходимо), осуществляет учебно-воспитательный процесс.

3. Стимулирование студентов. Для повышения продуктивности учебно-воспитательного процесса применяются различные методы и средства стимулирования студентов к познавательной деятельности: глубина и новизна содержания учебного материала, яркость его изложения, методическое разнообразие, проблемность, инновации и т.д. Проявляя гибкость и заинтересованность в работе, преподаватель в каждом конкретном случае выбирает такие методы стимулирования, которые способствуют корректировке хода обучения и решению выдвинутых задач.

4. Контроль. Различные формы контроля - текущий, промежуточный, итоговый -позволяют преподавателю судить о результативности своей работы и познавательной деятельности студентов, обнаружить слабые места, выявить, что не знают и чего не умеют делать студенты. Особенно важен текущий, каждодневный контроль во время проведения лекций, семинарских и практических занятий. На лекциях преподаватель может задавать вопросы отдельным студентам, создавать проблемные ситуации, вводить микродискуссии и т.д. Проверяя, он одновременно активизирует аудиторию.

5. Анализ результатов. Этот этап учебно-воспитательного процесса многими преподавателями недооценивается. Между тем, анализируя итоги данного процесса в целом или его части, педагог сможет установить, достигнута ли цель, решены ли намеченные задачи, выполнены ли его функции. Этот анализ дает возможность своевременно, если необходимо, внести коррективы или фундаментальное обновление в последующую часть процесса обучения. Преподаватель обязан подвергать аналитическому разбору каждую лекцию, семинарские и практические занятия, коллоквиумы, рефераты, контрольные, курсовые работы и другие формы учебно-исследовательской работы студентов, зачеты и экзамены.

Одним из основных видов человеческого труда является учение. По своей социальной функции учение - это овладение результатами общественно-исторического развития человечества.

Учение есть целенаправленный, регламентированный учебными планами и программами, управляемый процесс усвоения знаний, умений и навыков, развития и становления личности, ее сущностных сил и качеств.

Учеба в вузе - специфический вид трудовой деятельности. Эта специфика состоит в том,

что:

• учение, будучи сложным видом труда, представляет определенную систему, все элементы которой взаимосвязаны;

• деятельность студентов не носит производственного характера, она относится к духовной сфере труда;

• в процессе учения студентами создается базис знаний для будущей профессиональной деятельности;

• учебно-познавательный труд студентов осуществляется в двух формах: теоретической и практической, которые взаимосвязаны общей целью и направлены на формирование знаний и умений;

• учение, с одной стороны, протекает под воздействием и руководством преподавателей, с другой стороны, его успех предопределяется долей и уровнем организации самостоятельной познавательной работы студентов;

• учебная деятельность студентов в условиях вуза носит продуктивно-преобразующий, а во время практики - созидательно-продуктивный характер.

Каждый преподаватель должен хорошо представлять структуру, формы и методы учебно-познавательной деятельности студентов. Рассмотрим основные ее формы.

Слушание, осознание, усвоение (персонификация учебной информации на лекциях, семинарских, практических и других занятиях). Студентам, особенно I курса, трудно воспринимать речевую информацию (например, одни не умеют выделить главное, другие не успевают записывать). Необходимо, чтобы преподаватель чувствовал аудиторию и реагировал на затруднения студентов, изменяя темп чтения лекции, тембр и громкость речи, повторяя и уточняя сказанное.

Чтение, восприятие, переработка, усвоение. Рациональное чтение - это научно обоснованная технология, обеспечивающая чтение и персонификацию максимального объема информации за кратчайшее время с минимальными затратами труда. Производительность чтения зависит от его скорости, а скорость должна сочетаться со сложностью, типом чтения (вслух, шепотом, про себя), его новизной.

Конспектирование. Осуществляется студентами в двух разновидностях: со слуха и при чтении. В обоих случаях они используют следующие способы конспектирования: записывают подробно без осмысления; записывают главное и одновременно осмысливают записанное; ведут опорный конспект с более глубоким осмыслением текста. При самостоятельном чтении литературы степень персонификации информации более основательная.

Необходимо выделить еще один способ конспектирования. В последние годы телевидение организует образовательные программы, часть из них предназначается для вузов. Студенты воспринимают информацию одновременно органами слуха и зрения, конспектируют или осуществляют краткую запись ее после завершения программы.

Выполнение упражнений, решение задач. Основная цель - формирование умений при изучении конкретных дисциплин. До недавнего времени в вузах бытовало мнение, что задачи и упражнения следует практиковать в сфере изучения естественнонаучных, технических и точных дисциплин. Однако образовательная практика показала, что это мнение ошибочно. Задачи и упражнения уместны по всем вузовским дисциплинам. И несмотря на их различный характер, они необходимы для развития аналитического мышления студентов, их самостоятельности. Например, решая педагогические задачи, будущие учителя учатся действовать в нестандартных ситуациях, разрешать психолого-педагогические конфликты, моделировать.

При выполнении упражнений студенты должны прежде всего понять их сущность, затем выбрать оптимальные пути своих действий и, наконец, объяснить и доказать их правильность или правомерность.

Проведение опытов. Изучение естественнонаучных дисциплин предусматривает проведение опытов в лабораторных условиях. Это обязательная форма учебной работы, предусмотренная учебным планом вуза. Проведение опытов требует, чтобы студенты были подготовлены теоретически, хорошо знали лабораторное оборудование, материалы и технологию организации опытной работы. Ценность ее состоит в том, что студенты приобретают умения и навыки проведения научного исследования, углубляют теоретические знания, у них развивается пытливость, ответственность, самостоятельность.

Учебные исследования. Со второй половины XX в. эта форма обучения в вузе является обязательной. К учебным исследованиям относятся курсовые и дипломные работы, рефераты, проекты. Выполнение учебно-исследовательской работы студентов требует от них высокой степени самостоятельности и познавательной активности. Учебные исследования способствуют развитию умений ведения научного поиска и формированию аналитического мышления, а также пробуждают или углубляют интерес к той или иной науке. Нередко реферат перерастает в курсовую работу, а на ее базе готовится дипломная работа, которая впоследствии может стать основой для более глубокого исследования - кандидатской диссертации.

Педагогическое моделирование. Оно применяется во время практики в школе или другом учебном заведении. Специфика его состоит в том, что студенты, разрабатывая планы, готовя и проводя уроки, внеклассные мероприятия, встречи с родителями, приближаются к реальному педагогическому процессу, учатся моделировать различные его варианты. Кроме того, они как бы еще раз «примеряют» себя к роли учителя. Педагогическое моделирование предполагает достаточную подготовленность к профессиональной деятельности, и в то же время содействует повышению профессионализма будущих учителей.

Каждая из рассмотренных форм учебной работы студентов своеобразна, неоднозначна по трудоемкости, требует разной степени развития самостоятельности, креативности, рефлексии будущих учителей. Но всегда рядом со студентами находится преподаватель вуза, готовый проконсультировать, оказать им педагогическую помощь.

В ходе учебно-воспитательного процесса у студентов формируется готовность к педагогической деятельности, которая представляет собой интегративное образование и включает следующие компоненты: ценностный, психологический, теоретический, практический.

Готовность к педагогической деятельности свидетельствует о наличии педагогического профессионализма - первого этапа на пути профессионального становления учителя. Он характерен для всех выпускников педагогического вуза.

Обучение студентов в педагогическом вузе, профессиональная подготовка повышают уровень их общего образования. Цель и задачи, содержание, принципы, методы, средства, формы, технологии учебного процесса составляют дидактическую систему вуза. Эта система изучается, анализируется, раскрывается педагогикой высшей школы в разделе «Дидактика». Дидактическая система имеется в каждом учебном заведении. Обладая общим стержнем, эти системы отличаются друг от друга, что объясняется спецификой компонентов, их образующих.

Содержание вузовского образования представляет собой динамичное явление, определяется нормативными документами: образовательными стандартами, учебными планами, квалификационными характеристиками, учебными программами по соответствующим дисциплинам. Этими же документами регламентируются структура и объемы учебных предметов.

В процессе и результате обучения у студентов формируется необходимый объем научных знаний, умений и навыков; развиваются индивидуально и профессионально значимые качества личности; формируется потребность и готовность к самообразованию и самовоспитанию, готовность к педагогической деятельности.

Продуктивность учебно-воспитательного процесса в высшей школе в значительной мере зависит от степени реализации функций обучения: образовательной, воспитывающей, развивающей, профессиональной.

Учебно-воспитательный процесс имеет двусторонний характер. Активность субъектов этого процесса - преподавателей и студентов, развитость их взаимодействия - один из решающих факторов его эффективности. Каждый из субъектов учебно-воспитательного процесса осуществляет собственную деятельность, имеющую свою структуру и методику. Это преподавание и учение. Преподаватели должны хорошо представлять не только свою педагогическую деятельность, но и познавательную деятельность студентов.

При организации учебно-воспитательного процесса полезно иметь в виду замечание Л. Н. Толстого: «И воспитание и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знаний, всякое же знание действует воспитательно».

 

 

О принципах системного исследования фольклора и литературы

 




Поиск по сайту:

Народная культура и проблемы ее изучения - Вып 7
Методы исследованиязависят, как известно, от предмета и целей исследования. Следовательно, то или иное понимание природы литературы и фольклора в их отношении друг к другу диктует определение различных принципов их анализа, в том числе системного анализа. Обозначим крайние точки зрения, чтобы выявить теоретико-методологические основы системного рассмотрения фольклора и литературы. Одна крайность - это их противопоставление, разведение по разным полосам. Оно осуществлялось на разных основаниях и по разным признакам. Прежде всего, литература как искусство когда-то противопоставлялась фольклору как неискусству, т. е. явлению, художественные функции которого в большей или меньшей мере подчинены различным формам практической и духовной деятельности народа. Поэтому фольклор долгое время был предметом общей науки «народознание» или «народоведение» и изучался гораздо больше этнографами, историками, социологами, культурологами, чем искусствоведами и собственно фольклористами. Более того, между бытом и искусством ставился знак равенства. Соответственно фольклористика рассматривалась как часть этнографии. В 70-80-ые годы и в начале 90-х годов прошлого века эта точка зрения получила развитие в проблемно-тематических сборниках, выпущенных институтом этнографии Академии наук. При этом, необходимо добавить, ученые, как правило, придерживались мнения, что сущность фольклора как искусства (по аналогии с языком) заключается в «безыскусственности», «безличности», «бессознательности». Ярким представителем этой точки зрения явился Б. Н. Путилов. Другим основанием для противопоставления фольклора и литературы были синкретизм первого(народного искусства) и односоставность второго - профессионального. Так, В. Е. Гусев, понимая фольклор как искусство комплексное, соответственно и фольклористику, в отличие от литературоведения, определял как науку синтетическую, искусствоведческую, рассматривающую составные художественные элементы фольклора в их совокупности и целостности. Другая крайность в изучении соотношения фольклора и литературы - это их сближение, вплоть до отождествления. А. Н. Нечаев в статье «О тождестве литературы и фольклора» подробно прослеживает развитие этого взгляда в трудах ученых 19 и 20-го веков. В 19-м веке он возник в процессе борьбы с традициями славянофильской фольклористики. В результате проблема коллективности творчества народа была подменена проблемой индивидуальности. В. Ф. Миллер, А. В. Марков, А. Д. Григорьев, братья Б. М. и Ю. М. Соколовы, а затем и Н. П. Андреев, М. К. Азадовский, отождествляя исполнителя в фольклоре и художника в литературе, приходили к уподоблению фольклорного и литературного творчества. Этот взгляд получил продолжение во второй половине 20-го века в работах таких фольклористов, как Н. Ф. Бабушкин и А. И. Лазарев. Признавая одинаковость самого творческого акта в фольклоре и литературе, они «транспонировали» литературные методы в фольклорные и «открывали» в фольклоре те же самые направления, что и в литературе, вплоть до социалистического реализма. Таким образом, фольклор отождествлялся с литературой, а фольклористика - с литературоведением. Разумеется, это крайние точки зрения. Были и другие, более гибкие, но и они, в конечном счете, тяготели к тому или другому полюсу: к растворению фольклора в быте или уподоблению его литературе, к отождествлению фольклористики с этнографией или литературоведением. Думается, надо исходить из того, что фольклор и литература - это родственные по основному средству создания образа (слову), но в то же время глубоко своеобразные художественные системы, в основании которых лежат разные способы образного мышления - коллективного и индивидуального. Эти способы мышления создают разные по типу связей элементов системы литературных и фольклорных произведений. Этим и определяется различие системного анализа литературы и фольклора. В литературном произведении все входящие в него элементы находятся в тесном внутреннем взаимодействии и взаимопроникновении. Все типы связей в литературе (в произведении, стиле, направлении, течении) говорят о глубокой творческой переработке литературной традиции в сознании художника. Они составляют вертикальный срез творческих связей - литературу. В фольклорном произведении иные типы связей элементов - по преимуществу внешние. Фольклорная традиция сковывает личное творчество народных исполнителей. Оно проявляется лишь в рамках традиционности и предполагает иные виды связей: жизнь какого-либо традиционного элемента в различных вариантах у одного и разных народных исполнителей, в вариантах произведений одного жанра и разных жанров фольклора, в различных местностях и различных социальных средах. Эти типы связей образуют как бы горизонтальный срез словесного творчества - фольклор. В соответствии с этим можно определить и различные принципы системного изучения литературы и фольклора. При системном анализе литературного произведения необходимо выявление внутреннего генезиса и идейно-эстетической мотивировки образной системы художника, на основе чего только и можно объяснить своеобразие всех элементов художественной системы и ее внутренних связей. Причем каждое литературное явление (отдельное художественное произведение, творчество писателя, целое литературное направление и т. д.) изучается в системе ему только присущих элементов (исторической обусловленности литературного явления, авторской субъективности, проблем, стиля, языка, сюжетно-композиционной организации и т. д.). Все эти системы, основанные, в конечном счете, на индивидуальном художественном мышлении, сами глубоко «индивидуальны». Поэтому частная методика системного анализа будет зависеть от изучаемого материала. При изучении фольклора системность исследования нужно понимать по-другому: как изучение сюжета фольклорного произведения или других его элементов в нескольких системах связей. Причем фольклорные произведения разных жанров (былина, сказка, песня) исследуются в различных системах элементов и их связей (по вариантам произведений одного исполнителя и разных исполнителей, одного жанра и разных жанров и т. д.). Эти системы, основанные, в конечном счете, на коллективном мышлении народа, довольно устойчивы по своему содержанию: народные певцы близки по своей манере исполнения, сюжеты фольклорных произведений повторяются лишь с незначительными изменениями и т. д. Поэтому, проследив по жанрам пути изменения традиционной основы фольклорных произведений, можно разработать методику системного исследования фольклорных произведений различных жанров. При этом надо иметь в виду еще то, что, чем крепче внутренние сцепления элементов художественной системы, тем более внимательного, тщательного изучения они (эти связи элементов) требуют, то есть изучения внутренней структуры системы. Это верно как для литературы, так и для фольклора, хотя характер связей у них различен. В литературном произведении внутренние сцепления элементов тем крепче, чем ярче выражена индивидуальность, субъективность художника. Поэтому в древнерусской литературе, где индивидуальность художника не выражена вовсе или выражена гораздо меньше, чем в новой литературе, изучение произведения осуществляется большей частью, как и в фольклоре, в пределах широкой системы жанра: летописи, воинской повести, жития и др. А в новой русской литературе каждое произведение, имеющее собственную эстетическую доминанту, предстает как самодовлеющая, себя самое объясняющая система и поэтому требует изучения прежде всего связей ей только присущих элементов. В фольклорном произведении наиболее крепкими, устойчивыми являются сюжетно-композиционные связи элементов. Поэтому былина, характеризующаяся большой устойчивостью сюжета, изучается в системах достаточно узких, связанных с вариантами одного произведения. А народные лирические песни, отличающиеся гораздо меньшей устойчивостью сюжета, чем былины, рассматриваются в более широких системах, включающих произведения различных песенных жанров и даже различных жанров фольклора. Причем эта методологическая закономерность проявляется не только в пределах изучения различных жанров фольклора, но и в пределах исследования одного жанра. Например, русская народная песня: чем менее устойчивым оказывается сюжет народной песни, тем более широких систем изучения она требует. Таковы некоторые соображения, касающиеся различий системного исследования фольклорных и литературных произведений.   Н.И. Копылова (ВГУ)   Предмет и задачи исследования фольклора   В возникновении, развитии и угасании жанров, в смене одних жанровых систем другими, в их взаимодействии (а иногда и в борьбе, во взаимном отталкивании) получает свое выражение историко-фольклорный процесс. Фольклорный жанр не есть эстетическая абстракция, обладающая некоей суммарной сущностью; его художественная природа, его специфика проявляются и обнаруживаются лишь в конкретных произведениях. С другой стороны, произведения фольклора вне определенной жанровой системы не существуют и вне этой системы не могут быть поняты. Историческое изучение фольклорного жанра предполагает исследование его исторических корней, его генезиса, его исторического развития, его конечных судеб. Основной проблемой исторического изучения жанра является отношение его к действительности. Эта проблема складывается из ряда аспектов: внутренняя историко-социальная обусловленность художественного содержания жанра; отражение в нем определенного комплекса явлений действительности; характер выражения в нем народных представлений и идеалов; конкретно-классовые элементы в его содержании. Именно здесь, при решении этой проблемы, пересекаются линии всех других исследовательских задач. Сказанное выше должно помочь объяснить характер и содержание настоящей работы. Ее центральная задача — представить картину зарождения и формирования русской исторической песни как жанра. Эта основная задача обусловила и хронологические границы, и отбор материала, и характер исследования. Выбор XIII века в качестве исходного рубежа подсказан самим материалом. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из обнаруженных нами исторических песен и их следов в литературе. Поскольку, однако, в науке имеются гипотезы о существовании исторических песен еще в Киевской Руси, выявилась необходимость подвергнуть эти гипотезы подробному критическому рассмотрению. Решение закончить исследование рамками XVI века обусловлено тем, что именно в конце XVI века в русском фольклоре вполне определились основные процессы, Связанные с формированием и развитием исторических песен, а самый жанр этот, завершив существенный этап своей истории, занял прочное место в русском народном поэтическом творчестве. С точки зрения периодизации истории СССР и истории русского фольклора, XIII—XVI века не составляют нерасчленимого целого, они охватывают несколько самостоятельных периодов. Не рассматривается это время как единое целое и в настоящей работе. Однако периодизация истории жанра не является простым повторением принятой в науке периодизации истории общества. Будучи в конечном счете обусловлена этой последней, история жанра проявляет относительную самостоятельность. Материал, собранный автором в процессе исследования, сосредоточивается вокруг трех исторических этапов: татаро-монгольское нашествие (середина XIII века); татаро-монгольское иго и борьба с ним (XIII—XV века); время царствования Ивана Грозного (вторая половина XVI века). В соответствии с этим и строится работа. Своеобразие периодизации самого материала должно быть объяснено. В ходе изучения материала выяснилось, что наряду с историческими песнями в собственном смысле фольклор XIII—XVI веков знал смежные художественные формы, которые возникали примерно в это же время. Кроме того, сама историческая песня в этот период, только формируясь, была представлена промежуточными, переходными формами. Наконец, вопрос о генезисе и развитии исторической песни оказался прочно связанным с вопросом об истории былин. Таким образом, исследование, задуманное первоначально об одном жанре, должно было расшириться и включить ряд других явлении фольклора древней Руси. При всем своеобразии и несхожести этих явлений между собой они при ближайшем рассмотрении обнаруживают черты внутренней общности. Это — общность, выходящая за пределы одной лишь тематики; она касается художественной системы этих видов фольклора в целом. Она проявляется в их генезисе и в их дальнейших судьбах. Но общность эта — не механическая, а диалектическая. Она полна противоречий, она основывается не только на взаимосвязи, но и на внутреннем отталкивании. Перед нами — не сумма жанров, а их диалектическое единство. Мы предлагаем дать этому единству терминологическое наименование— «историко-песенный фольклор». В работе не будет специально исследоваться былинный эпос, который в своей определенной части должен быть включен в состав историко-песенного фольклора. Русский героический эпос исследован как раз в.тех направлениях, в каких это необходимо для целей настоящей работы, В. Я. Проппом. Поскольку, однако, проблемы эстетики эпоса и его истории являются чрезвычайно важными для данной работы и поскольку наше исследование предполагает постоянное обращение к данным эпоса, нам придется время от времени касаться этих проблем, а в отдельных случаях — обращаться к анализу некоторых былинных сюжетов. Что касается других видов историко-песенного фольклора, то изучение их в таких масштабах предпринимается впервые. Такое изучение совершенно необходимо для уяснения сущности тех процессов, которые совершались в русском фольклоре XIII-—XVI веков, для понимания характера и особенностей художественного отражения истории в народном творчестве этого времени. Основные задачи данного исследования могут быть сформулированы в виде ряда следующих вопросов: 1. Какие данные имеются у нас относительно историко-песенного фольклора Киевской Руси? Были ли в фольклоре Киевской Руси песни, помимо былин, отражавшие историю и возникавшие на почве политических событий того времени? И если были, то какой след оставили они в дальнейшем развитии русского фольклора? 2. Как складывался и развивался русский историко-песенный фольклор начиная с XIII века? С какими процессами в истории народа и в народном сознании связано это развитие? С какого момента можно говорить о возникновении исторической песни? На какой художественной почве вырастала историческая песня? Что собой представляли ее ранние образцы? 3. Как отразились в песенном фольклоре такие наиболее значительные явления истории Руси XIII—XV веков, как татарское нашествие, татарское иго и борьба с ним, феодальная раздробленность, борьба за создание централизованного государства, победа Руси над татарами? 4. В каких художественных формах (жанрах) наиболее ярко и последовательно проявилось народное историко-песенное творчество? 5. Какое место занимает историко-песенный фольклор в процессе художественного освоения народным творчеством действительности? Что представляет собою этот фольклор как явление искусства? Какие общие художественные закономерности русского народного творчества проявились в этом фольклоре? 6. К чему пришло развитие историко-песенного фольклора к XVI веку? Что представляет собою историческая песня в XVI веке, т. е. в пору ее полного становления и подъема? Каковы основные, сложившиеся в итоге длительного развития, закономерности, характеризующие жанр исторической песни? Поставленные задачи сложны и многообразны. Решение их, сколько-нибудь успешное, предполагает по крайней мере три важных условия: методологические основы, принципиальное решение источниковедческих проблем, разработку вопросов методики исследования. текст Б. Н. Путилов   Белгородский государственный центр народного творчества Центр исследования традиционной культуры В.А. Котеля. Теория песенного фольклора Учебно-методические материалы для выездных курсов повышения квалификации работников культуры в п. Борисовка, 20 февраля 2007 г. Белгород. 2007     Содержание 1.Два типа культур ................................................................................. 4 2.Народное творчество........................................................................... 4 3.Народная музыка ................................................................................. 4 4.Система народной культуры нации................................................... 5 5.Этномузыкология ................................................................................ 5 6.Фольклор и фольклоризм.................................................................... 6 7.Онтогенез и филогенез в фольклорных традициях........................ 10 8.Понятие песни.................................................................................... 10 9.Типы песен ......................................................................................... 13 10.Возникновение жанров ................................................................... 13 11.Способы пения: интонирование и звукоидеал ............................. 14 12.Вариативность фольклора .............................................................. 15 13.Развитие жанровой системы: автономность, синкретизм, функциональность................................................................................ 15 14.Формульность напевов.................................................................... 17 15.Необрядовые жанры........................................................................ 20 16.Фольклорный комплекс .................................................................. 21 17.Стилевые черты традиции ............................................................. 22 18.Структурная типология................................................................... 24   ри и Дальнего востока есть личные песни – собственносочиненные и дарственные. Это же и у североамериканских индейцев. По данным М. Шнейдера, существование человека считалось узаконенным, когда прозвучала его «персональная песня». Своя мелодия есть у чукчей, эскимосов, где слова меняются, как и мелодия, по настроению 2. Песни кольских саамов – оленеводов-кочевников – могут состоять из одного слова. Обычно это имя любимого человека или оленя. Это слово не варьируется, но бесконечный повтор его создает цельный образ с помощью интонации, эмоциональной нагрузки, чувственного отношения. Варьируется же музыкальная попевка. Поют наедине с собой, что напоминает выраженную внутреннюю речь. При этом произносят и дескриптивные звуковые комплексы, то есть такие наборы звуков, которых нет в речи, и которые поддерживают пение. Песни эти не бессмысленны. Они понятны авторам, их родным и знакомым, которые знают все о жизни исполнителя 3. «У каждого есть своя песня, которая совсем не песня : это само состояние пения. Когда кто!то поет, он всегда на св оем месте» . Или у Гоголя: «Всю дорогу он был весел необыкновенн о, посви! стывал, наигрывал губами, приставивши ко рту кулак, как будто играл на трубе, и наконец затянул какую!то песню, д о такой степе! ни необыкновенную, что сам Селифан слушал, слушал и потом, по! качав слегка головой, сказал: ,,Вишь ты, как барин поет!”» . И еще: «...После чего Селифан, помахивая кнутом, затянул пес ню не пес! ню, но что!то такое длинное, чему и конца не было» . По гипотезе Г. Вернера, существовали песни трех тип ов: 1) без слов; 2) со словами, но без их логической связи ; 3) со словами: См.: Schneider M. Sociologie. Музыкальный фольклор народов Севера и Сибири: Сб. статей. – М., 1966. См.: Сенкевич!Гудкова В.В. Элементы импровизации и традиционности на ран! них стадиях развития фольклора. – В кн.: Русский фо льклор. Вып. 5. – Л., 1960; Сенкевич!Гудкова В.В. Саамские песни Кольского полу острова. – В кн.: Пробле! мы музыкального фольклора народов СССР. – М., 1973. Дж. Кейдж. Лекция о Ничто, 1959 г. – В кн.: Дрозде цкая Н.К. Джон Кейдж: Творческий процесс как экология жизни. – М., 1993. – с. 109. Гоголь Н.В. Мертвые души. Поэма. / Предисл. И. Зол отусского. – М., 1993. – С. 127. Гоголь Н.В. Мертвые души. Поэма. / Предисл. И. Золотусского. – М., 1993. – С. 46. логоидные, то есть кажущиеся логическими, и элемент арно! логические, где выражается одна мысль, например, то ска по пище. 9.Типы песен По способу пения (по «вокализационным принципам») т оже выделяют три типа песен: 1) где отсутствует отчетли вая высота звука, и оперируют лишь голосовыми темброрегистрами ; 2) где вы! сота звуков отчетлива, но она постоянно соскальзыва ет (глиссанди! рует), изменяется – в жанрах связанных с речевой ар тикуляцией, в зовах; 3) где есть наличие нескольких ступеней, но их высота изме! няется при повторении (это подвижно!ступеневое, выс тоно! нестабильное пение). Эти три признака могут выступа ть в различ! ных сочетаниях . Есть песни, основанные на одном звуке (сканди! рование, например, в колядках), на двух, трех и бол ее звуках . Ме! лодическая структура, как и поэтический текст, прош ла большой путь развития. Независимость мелодии и текста в процессе эволюции песни признана многими исследователями. Такая незакреплен ность свой! ственна как древнейшим, так и более поздним фолькло рным пес! ням. 10.Возникновение жанров Во время становления и развития музыкального интони рова! ния был домелодический и значит допесенный вид иску сства. Воз! никновение напевов!формул исторически предшествует развитию жанровой системы – до этого был дожанровый период м узыкально! го фольклора. По мнению И.И. Земцовского, путь разв ития песни проходил от импровизации к появлению напевов!формул , а от них – к возникновению системы жанров . См.: Алексеев Э.В. Особенности звуковысотной орган изации раннефольклорно! го пения. – В сб.: Звуковысотное строение народных мелодий: (принципы анали! за). – М., 1991. – С. 21. См.: Щуров В.М. Ладовые свойства русской народной песни. – В сб.: Звуковы! сотное строение народных мелодий: (принципы анализа ). – М., 1991. – С. 120. См.: Земцовский И.И. Песня как исторический феноме н. – В сб.: Народная пес! ня. Проблемы изучения. Вып. 6 / Ред. В.Е. Гусев, И. И. Земцовский, И.В. Мациев! ский. – Л. (ЛГИТМиК), 1983. – С. 15 – 18. Возникновение жанровой системы связывают с развитие м функциональности пения. Соотношение материала и фун кции дела! ет жанры. Если материал – пение и функция песенная, то налицо лирические жанры. Если же материал – пение, а функц ия речевая: в магических закличках, в обрядах, в играх, и др., то возникает такая музыкальная формула (форма напева), которая не осоз нается людь! ми в качестве самостоятельной, но воспринимается ка к часть обря! да, игры. Такая форма музыкально не свободна. Пение становится неким языком, на котором народ может сообщать и соб ственно пе! ние, и заклинание, и игру, и сказывание, подобно си стеме речевых жанров. 11.Способы пения: интонирование и звукоидеал Есть множество способов пения, в том числе и очень необыч! ных для нас. То, что нам может показаться не пением , окажется единственно верным эталоном пения для носителей дан ной тради! ции. «Обычным голосом – так может каждая собака лая ть» – гово! рят исполнители . Особенности интонирования и тембра в пении олицетво ряют звукоидеал каждой этнической культуры, служат стиле ! и формо! образующим фактором. А внутри данной этнической кул ьтуры тембр служит жанрово!дифференцирующим признаком. Та к, песни ритуальные, эпические и лирические исполняются част о в разных тембральных манерах. Тембр является средством водор аздела меж! ду музыкой и немузыкой: например, подчеркнуто неест ественная тембровая окраска отделяет музыку от будничной речи , а на ранних стадиях существования народной музыки служила подча с «наме! ренному сокрытию тембра человеческого голоса» (Б.В. Асафьев), то есть своеобразной маскировкой, в чем!то сродни р итуальным маскам. В древних видах фольклора тембровая интонац ия сочетала в себе признаки «музыки» и «немузыки». Отсюда и осо бое отноше! ние к чистоте музыкальной интонации: чистый музыкал ьный тон и немузыкальный шум (специфическая «хриплость», и др. ) неразрыв! но сочетаются в одном тембре. Например, хриплый, ни зкий тембр Земцовский И.И. Песня как исторический феномен. – В сб.: Народная песня. Проблемы изучения. Вып. 6 / Ред. В.Е. Гусев, И.И. З емцовский, И.В. Мациев! ский. – Л. (ЛГИТМиК), 1983. – С. 17. голоса в Тибете; звук, имитирующий повозку, в Монго лии, и др. Ненотируемые тембры: булькающие, вибрирующие горлов ые звуки в арабском пении; фальцетные призвуки у якут; разго ворное пение (Sprechstimme) и тоновые языки типа вьетнамского. И нтонационно! тембровая модель пения, отражающая звукоидеал каждо й этниче! ской культуры, определяет особенности того или иног о музыкаль! ного интонирования. Так, аварское женское пение – г орловое в вы! соком регистре – напоминает звучание зурны, в Монго лии встреча! ется голосовая имитация флейты, в курских песнях г олосом ими! тируют звучание кугикл, а одновременное пение и игр а на них по! хожи на звуки кудахтанья курицы. Как видно, понятия песни и пения на ранних этапах и мели не! сколько иные формы и значения, чем сейчас. При изуч ении их сущности нельзя отделять их друг от друга. И.И. Зем цовский ука! зывает на опасность в музыкознании как «песнецентри зма», так и «пениецентризма». 12.Вариативность фольклора Жизнь песни – в ее исполнении, а каждое исполнение – это вариант ее. Каждый новый вариант «отрицает» предыду щий и сам отрицается следующим. Народная песня – это сумма ее вариантов, из которых этномузыкологи выводят условный инвариан т , то есть некую усредненную основу, где сохраняются все основ ные ладо! вые, мелодические, фактурные элементы. Зафиксирован ная песня – это лишь один из вариантов ее, подобно засушенному цветку в гер! барии. В живом исполнении, во множестве повторов че рез «умира! ние» и «возрождение» новых вариантов происходит изм енение пес! ни. Так в недрах самого фольклора возникает и части чно реализу! ется переход от одного типа культуры к другому. 13.Развитие жанровой системы: автономность, синкретизм, функциональность Песенные жанры возникли в связи с появлением систем ы со! циальных функций песен, которая в свою очередь обус ловлена воз! никновением системы социально!бытовых потребностей общества. В дожанровом периоде существовал только один жанр – «пение» вообще. Не было другого жанра, который контрастиров ал бы пер! вому. Это, по И.И. Земцовскому, изначальная одножан ровость или период «общего котла», период недифференцированной функцио! нальности. Изначально существовала единая, «глобаль ная» синкре! тическая функция – отсюда и синкретизм искусства. С инкретизм понимается как слитность, нерасчлененность частей е диного целого на начальном этапе развития, в зачаточном состоянии . Возникнове! ние хотя бы двух контрастирующих жанров – это уже с истема. Ей должна предшествовать система функций – осмысление разности контрастных функций. С развитием потребностей общес тва разви! вается и система песенных функций, что ведет к разв итию системы жанров. У одной функции могут быть несколько уровне й или гра! ней – любая практическая функция еще и эстетическая , и психоло! гическая, и этическая, и социальная. В формировании жанра может проявляться лишь одна сторона функции, которая и яв ляется веду! щей. Позже, с развитием, ведущей может стать другая грань или несколько. Бывает разное соотношение долговечности функции и жанра – функция может уже отжить, исчезнуть, а жанр еще живет. И наоборот, функция еще существует, а жанр уже уста рел в связи с изменением форм жизни. Тогда появляется новый жанр, а старый исчезает. Жанровая система – следствие все более дифференцирующейся функциональной системы 1. Музыкальные и поэтические жанры развивались неравномерно. Слова и музыка в фольклоре автономны, отсюда невозможность свести в единую классификацию музыкальные и поэтические жанры. По закону развития песенного фольклора (И.И. Земцовский) музыкальных жанров всегда меньше чем поэтических, так как они либо крупнее, либо «обслуживают» несколько поэтических. Некоторые жанры народной песенной поэзии в музыке не существуют, им соответствуют несколько самостоятельных музыкальных жанров. Например, историческим песням (поэтический жанр) в музыке соответствуют лирические, солдатские, былинные . Музыкальные жанры выделяют по функциональности (в обрядах или с амостоя! См.: Земцовский И.И. Жанр, функция, система // Сов етская музыка. – 1971. ! No1. – С. 24 – 32. См.: Земцовский И.И. О системном исследовании фоль клорных жанров в свете марксистско!ленинской методологии. – В сб.: Проблем ы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 1. – М., 1972. – С. 193. тельно) или по способу исполнения (пляска, хоровод... ), а поэтиче! ские жанры связаны с содержанием поэтического текст а. 14.Формульность напевов При множестве социально!бытовых функций, «Разные фу нк! ции могут выполняться совершенно одинаково» . Отсюда предпо! ложение, что когда!то один напев!формула обслуживал все музы! кальные жанры. Известны примеры, когда на один напе в!формулу ложились песни всех жанров, в том числе и семейных и календар! ных (аграрных) обрядов. Здесь нет еще жанров в прив ычном смыс! ле слова. «Чем лучше сохранилась народно!песенная т радиция, тем меньше в ней разных музыкальных формул и тем больше жанров охвачены формульностью» . Неформульные жанры привнесены, либо новообразованы. Музыка, предполагает И.И. Земцовский, начинается та м, где появляется формульность даже на самом элементарном уровне. Формульность возникает в результате координации муз ыки с вне! музыкальной функциональностью – в обряде, с движени ем, со сло! вом – а не из саморазвития музыки. С развитием функ циональности и жанровой системы развивались и формулы. До этого многие жан! ры соединялись в одной системе, от которой они позж е «отпочко! вались» . Напевы!формулы обычно долговечнее ритуальных функ ! ций и могут попасть в жанры иной функциональности. Древние формы сохраняются в более поздних песнях. Поэтическ ий текст оказывается дифференцирующим, а мелодия – типизирую щим эле! ментом. Согласно гипотезе И.И. Земцовского, формуль ность, по! скольку она исторически сложилась, свидетельствует о том, что од! новременно сложилась и система жанров. Формульность – показа! тель системности фольклора в целом . Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969. – С. 71. Земцовский И.И. Жанр, функция, система // Советска я музыка. – 1971. ! No1. – С. 31. См.: Земцовский И.И. О системном исследовании фоль клорных жанров в свете марксистско!ленинской методологии. – В сб.: Проблем ы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 1. – М., 1972. – С. 193. См.: Земцовский И.И. О системном исследовании фоль клорных жанров в свете марксистско!ленинской методологии. – В сб.: Проблем ы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 1. – М., 1972. – С. 185 – 186. Предположительно, принципиальные различия формул, и х типологии и типологические группировки, связаны, пр ежде всего, не со спецификой отдельных жанров (она была когда!т о минималь! ной), и даже не со спецификой отдельных этнических групп. Эти отличия связаны со спецификой разных исторических э тапов ста! новления исследуемого народного музыкального языка вообще. Музыкальная формульность каждого исторического пери ода (или исторического цикла) – показатель уровня музыкально го мышления этого периода в целом . Интересны пути трансформации песенных жанров. Из од ного «пражанра» («общего котла») выделилось несколько ко нтрасти! рующих жанров по их функциональности. В это время т есная связь с обрядами и есть выражение социальных функций песе н. Среди особых жанров известны такие, как песни при татуиро вании, танцы при полнолунии – у народов Африки; прощальное предс мертное пение и пение во сне у якут. Все это свидетельствуе т об условности любой групповой дифференциации народной музыки. В т о же вре! мя, И.И. Земцовский выделяет в отдельную группу дре внейшие песни – так называемые личные и военные (племенные) . К древ! нейшим народным песенным жанрам относятся и песенны е вставки в сказках и других прозаических рассказах (так назы ваемые cante! fable), а так же песенные эпизоды больших эпических сказаний, на! пример, якутское олонхо. Позже возникли две основные группы песенных жанров – по разделению всех обрядов – календарные (трудовые) и семейные (жизненного цикла), которые на ранних этапах еще пе реплетались друг с другом. Целенаправленность обрядовых песен, являющихся музыкальными символами соответствующих им обрядов, вне кото! рых они никогда не исполнялись, обусловила устойчив ость их му! зыкальной структуры. Это формульные напевы – коротк ие, часто узкообъемные и ангемитонные (бесполутоновые) мелоди и, каждая из которых сочеталась с большим количеством поэтиче ских текстов аналогичной функции и календарной приуроченности. В каждой локальной традиции употреблялся ограниченный набор стереотип! См.: Земцовский И.И. О системном исследовании фоль клорных жанров в свете марксистско!ленинской методологии. – В сб.: Проблем ы музыкальной науки: Сб. статей. Вып. 1. – М., 1972. – С. 186. ных ритмических и ладовых оборотов!«формул», особен но в реф! ренах, исполняемых обычно хором . Свадебные мелодии, как и календарные, тоже «формуль ны». Например, в белорусском свадебном обряде возможно и сполнение до 130 разных текстов на одну мелодию. Наиболее арх аичные тра! диции имеют минимум формульных напевов, звучащих на протя! жении всей «свадебной игры». Более того, на один на пев могли ис! полняться песни разной целевой установки. Даже пове ствователь! ные мелодии не отличались от заклинательных по мане ре интони! рования и другим параметрам . Кроме полетекстовых напевов есть еще и поленапевность, когда один и тот же текст коо рдинируется с разными напевами. Это свойство песен более поздних жанров, где поэтический текст уже откристаллизовался и получил распростра! нение в разных регионах. Распространение текста про исходит авто! номно, вне закрепленности с напевами – один и тот ж е текст может накладываться на разные напевы и создавать песни ра зных жанров. Пути формирования напевов и текстов неодинаковы. Ес ли для ран! них этапов фольклора характерна полетекстовость, то для поздних – поленапевность. На ранних этапах существовала общность ладово! интонационной стороны музыкального языка свадебных и кален! дарных песен, совпадение их строфических и слогорит мических формул. Предположительно, что свадебный обряд, как более древ! ний, сформировался на основе музыкального комплекса календар! ных обрядов, отличаясь от них только поэтическим те кстом . По свидетельству из Псковщины середины XVIII века, «Пр и начатии свадеб, влезя на высокие места, пели в недавних год ах песни, при! зывая на помощь Ладу, Лелю, Полелю и прочих» . Этот призыв по! См.: Земцовский И.И. Народная музыка. – Музыкальна я энциклопедия. Т. 3. – М., 1976. – С. 893 – 895. См.: Грубер М.И. История музыкальной культуры. Т. 1, ч. 1. – М. – Л., 1941. – С.36. См.: Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календ арной и свадебной обряд! ности славян. – В сб.: Фольклор и этнография: обряд ы и обрядовый фольклор. – Л., 1974. – С. 147 – 154. Иродионов П. Исторические, географические и полити ческие известия до горо! да Торопца и его округа касающихся. Собраны из росс ийских летописей и досто! верных свидетельств. – СПб., 1778. – С. 10 – 11. кровителей свадеб подобен призывам весны. Гуканья т оже харак! терны для обоих этих обрядов. Аграрная и семейная о брядность связана темой брака, в аграрных обрядах она направл ена на возро! ждение природы . По данным исследований Л.Н. Виноградовой, брачная символика и прямое совпадение текстов в сва дебных, ко! лядных (календарных), балладных, хороводных, лириче ских песнях наблюдается в Белоруссии, Польше, реже на Украине . Как видно, на разных этапах развития песенного фоль клора, схожесть структурная (поэтического и музыкального т екстов) свя! зана со схожестью функциональной, сходством самих о брядов, со! держащих эти песни. Общее в них – смысл, значение, символика, действия. Но в дальнейшем развитии этих двух жанров ых групп (календарных и семейных обрядов) привело к различия м в структу! ре, как самих обрядов, так и обслуживающих их песен . Изменение функции приводит к изменению структуры песен и обря дов, хотя изначальное единство символики, структуры остается и оно замет! но. 15.Необрядовые жанры В эпоху угасания традиционной культуры стали появля ться необрядовые песенные жанры в связи с тем, что обряд ы стали те! рять свое значение, а потребности жизни привели к в озникновению новых – уже не обрядовых, а развлекательных форм. П оявились песн
©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.