Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема: Русские писатели-собиратели и исследователи фольклора



 

1. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.В. Кольцов, Н.М. Языков, П.В. Киреевский как фольклористы-собиратели.

Задание:

1. Познакомьтесь с записями фольклора и собирательской деятельностью названных писателей в книге «Литературное наследство» Т. 79, ред. Д.Д. Благой, А.С. Бушмин и др. Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского. – М.: Наука, 1968.

2. Прочитайте вступительные статьи и комментарии к записям текстов песен.

3. Проанализируйте принципы собирания песен писателями.

4. Подготовьте выступление групп по темам:

А.С. Пушкин как фольклорист.

Н.В. Гоголь и фольклор.

А.В. Кольцов – собиратель народных песен.

П.В. Киреевский и его собрание народных песен.

Песни, собранные Языковыми, в собрании П. Киреевского.

К темам докладов подобрать библиографический список, оформить на карточках.

 

Литература

1. Песни, собранные писателями. Новые материалы. Из архива П.В. Киреевского. Литературное наследство / Под ред. Д.Д. Благой и др. – М.: Наука, 1968. – Т.79.

2. Собрание народных песен П.В. Киреевского. Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях. – Л.: Наука, 1997. – Т.1.

3. Гоголь Н.В. 1. О малороссийских песнях. 2. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенности. В кн. Н.В Гоголь. Собр. соч. – М.: Худ. лит., 1978. – Т.6. – С.102-110; 332-372.

4. Азадовский М.К. История русской фольклористики. – М., 1958. – Т.1.

5. Соймонов А.Д. П.В. Киреевский и его собрание народных песен. – Л., 1971.

6. Джанумов С.А. Традиции песенного и афористического фольклора в творчестве А.С. Пушкина: Уч. пособие. – М., 1998.

7. Абашева Д.В. Языковы в истории литературы и фольклористики. – Москва: Издательство «Таганка», 2009.

8. Смолицкий В.Г. А.С. Пушкин – собиратель фольклора // Живая старина. – 1999. – №2. – С.39-40.

 

Тема:Поэтика обрядового фольклора

 

Задание:

1. Прочитайте в словарях о термине «поэтика», продумайте, как соотносится этот литературоведческий термин с анализом фольклорного текста.

2. Прочитайте по учебным пособиям разделы «Календарно-обрядовая» и «Семейно-обрядовая поэзия».

3. Познакомьтесь со сборниками обрядовой поэзии, дайте одному из них полную характеристику в Вашем читательском дневнике по плану: полное название сборника, сведения о составителях и собирателях (время, место записи и исполнители), годы изданий, переизданий, состав сборника, характер материала, принципы его композиции, достоинства и недостатки.

4. Изучите лек. 5 «Жанрообразование» в кн. В.П. Аникин. Теория фольклора. Курс лекций. – М.: КДУ, 2004. – С.93-115. Составьте план.

5. Прочитайте тексты обрядовой поэзии и описание обряда в хрестоматии, выучите наизусть образцы обрядового фольклора (по выбору студента), дайте комплексный анализ этих текстов. Для этого необходимо разделить тексты на смысловые отрезки, проследить, какими смыслами организованы обрядовые произведения, как развиваются смыслы в текстах. Что объединяет разные смыслы обрядового произведения? Обратитесь к языку обрядовых песен, проанализируйте связи между отдельными частями текста через «жизнь» слова в нем.

Как определено пространство и время в обрядовой поэзии? Какое дополнительное семантическое содержание приобретают обычные обозначения времени года, периоды человеческой жизни. Каково назначение рефренов в обрядовых стихах? Найдите в тексте ключевые слова, раскрывающие развитие основных смыслов текста. Проследите за способами создания ритмов в обрядовых текстах.

 

Сделайте вывод: Что является определяющим в организации текста обрядового фольклорного произведения? Как его композиция связана с семантикой обряда, к которому относится текст.

План занятия

I. Календарно-обрядовая поэзия:

1. Колядка как жанр фольклора, ее место в календаре русского народа.

2. Темы, образы и поэтика подблюдных песен.

3. Народные масленичные песни и их поэтика.

4. Песни весеннего и осеннего календарных циклов, их поэтика.

II. Поэзия семейно-обрядовых ритуалов: свадебные величания, корильные песни, свадебные причитания, похоронные причитания, родильно-крестильный фольклор.

III. Повседневное воплощение народной духовности в обрядовом фольклоре и христианизация Руси.

IV. Темы для самостоятельного размышления:

* Какие черты ментальности русского народа выражаются в обрядовом фольклоре?

** Сравните обрядовый фольклор русского народа с обрядовым фольклором народа, язык которого Вы изучаете.

Литература

1. Аникин В.П. Календарная и свадебная поэзия: Уч. пособие. – М., 1970.

2. Еремина В.И. Ритуал и фольклор. – Л., 1991.

3. Круглый год: Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. – М., 1991.

4. Калинский И.П. Церковно-народный месяцеслов на Руси. – М., 1990.

5. Мудрость народная: Жизнь человека в русском фольклоре. – Вып. 1, III / Сост., подготов. текстов, вступ. ст. и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

6. Обрядовая поэзия / Сост., вст. ст. подг. текстов и коммент. Ю.Г. Круглова. – М., 1997.

7. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнографического исследования. – Л., 1957.

8. А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. – М., 1994. – Гл. 3 – С.135-206.

 

Тема:Жанр пословиц в русском фольклоре. Поэтика пословиц

 

Задание:

1. Прочитайте главу по учебнику.

2. В.И. Даль. Пословицы русского народа. – М.: Худ. лит., 1984. – Т.I-II. Составьте план-конспект «Напутного» слова В.И. Даля к своему сборнику. Изучите комментарии последующих издателей сборника. Из 3-х - 5-и разделов сборника выпишите по три пословицы, выучите их наизусть.

Подберите подобные по смыслу пословицы в фольклоре народа изучаемого языка**. Составьте план статьи М.А. Рыбниковой «Содержание и форма пословицы и поговорки». В книге С.И. Минц, Э.В. Померанцева. Русская фольклористика. Хрестоматия. – М., 1971. – С.335-342.

План занятия

1. Предполагается выступление по вопросам в аудитории:

1) Определение жанра пословиц. Тематика пословиц.

2) Пословицы и поговорки, сходство и различие между ними.

3) Художественный стиль пословиц, средства их поэтической образности: символика, ритмичность, роль звуковых повторов, особенности композиции.

4) Собирание и изучение русских пословиц. Рецензия Н.А. Добролюбова на сборник Ф.И. Буслаева.

5) В.И. Даль – выдающийся знаток и собиратель русских пословиц.

6) Источники сборника пословиц Даля.

7) Принципы распределения пословиц в сборнике.

8) Группы пословиц, выделяемые В.И. Далем.

Литература

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. Исследования и тексты. Пособие для учителей. – М.: Учпедгиз, 1957.

2. Аникин В.П. Владимир Иванович Даль и его сборник пословиц // Пословицы и поговорки русского народа: Из сб. В.И. Даля / Под общей ред. Б.П. Кирдана. – М., 1987. – С.637-648.

3. Лингвоведческий словарь // Под ред. В.П. Фемецына, Ю.Е.Прохорова. – М., 1979.

4. Малые жанры русского фольклора. Хрестоматия // Сост. В.Н.Морохин. – М., 1979.

 

Сообщения на тему:

Из истории русской фольклористики. В.И. Даль (биографический очерк);

В.И. Даль – собиратель и издатель пословиц.

Литература к докладу:

1. М.Я. Бессараб. Владимир Даль. – М., 1968.

2. В.П. Порудоминский «Даль». – М.: «Молодая гвардия», 1971.

 

 

Тема:Поэтика былин

Задание:

1. Прочитайте главу «Былины» в учебнике.

2. Прочитайте все былины, рекомендуемые программой, по хрестоматии или по одному из сборников.

3. Составьте план-конспект ст. А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин» (Хрестоматия исследований С.И. Минц, Э.В. Померанцевой) и ст. Миллера В.Ф. «Очерк истории русского былинного эпоса» и Рыбакова Б.А. «Русский эпос и исторический нигилизм». В кн.: Русский фольклор. Хрест. и исслед. Сост. Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – М., 1998. – С.100-116).

4. Прочитайте лек. 6 «Циклизация» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.116-132. Составьте план-конспект.

План занятия

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра былин («старин»), их существенные свойства как вида песенного эпоса.

2) Проблема происхождения былин в русской науке о фольклоре.

3) Периодизация и классификация русских былин.

2. Прочитайте, комментируя все непонятные слова и выражения, былины: «Илья Муромец и Соловей Разбойник», «Илья Муромец и Калинин царь», проанализировать их в единстве формы и содержания, обратив внимание на следующие вопросы:

1) роль вступления к былине;

2) черты историчности в былине, художественный вымысел и обобщения в ней; преломление исторической реальности через художественный мир эпической традиции;

3) герой в былине, его портрет, главные качества, определяемые идейно-тематическим содержанием былин. Принципы изображения людей и событий. Типизация персонажей с элементами индивидуализации, идеализации. Гипербола как основное средство создания образов;

4) главные структурные части былинного сюжета, их соотношение. Описательные элементы и общие места (loci communes) в былине; использование антитезы и утроений, ретардация. Система повторений;

5) средства художественной изобразительности в былине (гиперболы, параллелизмы, сравнения, эпитеты, повторы и т.д.);

6) язык былины, былинный стих (строфемы).

На все вопросы подберите примеры из предложенных для анализа былин. Сделать вывод по всей теме.

Литература

1. Былины. – Л., 1957 (Б-ка поэта, большая серия).

2. Глава по учебнику.

3. Скафтымов А.П. Поэтика и генезис былин. В кн. «Русская фольклористика». Хрестоматия. – М., 1965. – С.303-321; М., 1971. – С.256-272. Составьте план статьи.

4. Аникин В.П. Русский богатырский эпос. – М.: Просвещение, 1964.

5. Мирзоев В.Г. Былины и Летописи-памятники русской исторической мысли. – М.: Мысль, 1978. – Гл. «Былины». – С.17-99.

6. Юдин Ю.И. Героические былины (Поэтическое искусство). – М., 1975.

7. Селиванов Ф.М. Русский эпос: Для пединститутов. – М., 1988.

8. Пропп В.Я. Русский героический эпос. 2-е изд., испр. – М., 1958.

9. Рыбаков Б.А. Былины // Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982. – С.142-172.

 

Тема для сообщений: П.Н. Рыбников – собиратель и издатель былин (Песни, собранные П.Н. Рыбаковым: В 3 т. – М., 1909. – 1910).

 

 

Тема:Поэтика сказки. Художественное пространство и время в сказках

 

Задание:

1. Прочитайте раздел «Сказки» по учебнику.

2. Законспектируйте статьи: Никифоров А.И. «Сказка, ее бытование и носители»; Пропп В.Я. «Морфология сказки» (Хрестоматия. Сост. С.И. Минц, Э.В. Померанцева. – С. 292-308);

3. Познакомьтесь с одним из классических сказочных сборников. Дайте его характеристику.

4.Прочитайте лек. 11, 12 «Время и пространство» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.228-278. Составьте план-конспект.

План занятия

1. Продумайте ответы на вопросы, приготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Определение жанра «сказка» учеными разных эпох. Проблема видовой и жанровой дифференциации сказок. Сказочный вымысел и реальность.

2) Разновидности сказочного эпоса. Вопрос о классификации сказок в фольклористике. Опыты классификации сюжетов Аарне - Андреева - Томпсона. «Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка» (1979).

3) Основные сюжеты сказок о животных, волшебных и бытовых. Типы сюжетных структур.

4) Герои и поэтика каждой из этих групп сказок.

2. Проведите идейно-художественный анализ одной из волшебных сказок, продумав методологический подход к анализу: «Три царства – медное, серебряное и золотое» (в сб. Афанасьева А.Н. «Народные русские сказки». - Т.1. №128. – С.228); «Перышко Финиста-Ясна сокола» (там же. - Т.2. №234. – С.236); «Марья Моревна» (там же. - Т.1. №159. – С.376).

Для анализа продумайте вопросы:

1. Система образов сказки, главные принципы в обрисовке героев сказки (антитеза, образы-типы). По каким критериям противопоставляются герои в сказке?

2. Роль чудесных помощников и волшебных предметов в сказке.

3. Бытовые картины и черты фантастики и вымысла в сказке.

4. Идея сказки. Пространство и время сказочного повествования (фантастика и реальность, свое и чужое).

5. Композиция сказки, роль повторов в ней, сюжет. Роль зачина, присказки, концовки. Тип сюжетной структуры. Стилистика волшебной сказки. Сказочные формулы и их связь с мифами и заговорами.

6. Язык сказки.

7. Народные идеалы и мечты в сказке.

Сообщение из истории фольклористики: «Русский Гримм» А.Н. Афанасьев (биографический очерк); А.Н. Афанасьев и его собрание сказок.

 

Литература

1. «Народные русские сказки» А.Н. Афанасьева. – М., 1957. «Народные русские сказки» из сборника А.Н. Афанасьева. – М.: Худ. лит., 1977 или В.П. Аникин «Русская народная сказка». – М.: Просвещение, 1977; В. Порудоминский «А рассказать тебе сказку…». – М., 1970.

2. Русские сказочники. Сост. Э.В. Померанцева. – М., 1976.

3. Пропп В.Я. Морфология сказки. 2-е изд. – М., 1969.

4. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. 3-е изд. – СПб., 1996.

5. Пропп В.Я. Русская сказка. – Л., 1984.

6. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. – М., 1976.

7. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. – М.: Наука, 1975.

8. Зуева Т.В. Волшебная сказка / Под ред. Б.П. Кирдана. – М., 1993.

 

 

Тема:Художественный стиль традиционных лирических песен.

 

Задание:

1. Прочитать разделы «Традиционные, необрядовые лирические песни» (А.М. Новикова, Кокарев. – С.285-329), «Лирические песни» (Н.И. Кравцов. – С.205-231), «Лирические внеобрядовые песни» (Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. – С.288-313). Сравнить предлагаемые принципы классификации и определения песен.

2. Прочитать тексты песен (А.М. Новикова. Хрестоматия. – С.236-295; Т.В. Зуева, Б.П. Кирдан. Хрестоматия. – С.337-364) выучить наизусть 2-3 песни, проанализировать их в единстве формы и содержания.

3. Познакомиться с классическими песенными собраниями.

4.Составить план-конспект лек. 10 «Образность и стиль» из кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004. – С.202-226. Как можно определить образность и стиль народной традиционной лирики, исходя из прочитанного?

План занятия

1. Продумать выступление в аудитории по следующим вопросам:

1) Определение лирических песен как поэтического рода в фольклоре. Проблема происхождения народных лирических песен, их классификация. Историческое развитие репертуара;

2) Поэтика народных традиционных песен (на примере анализа конкретных текстов):

а) своеобразие типизации характеров песенных героев и их жизненной обстановки; проведите анализ текста с этих позиций, в песне «соседствуют» лирическая и реалистическая линии?

б) сочетание эмоционального лирического начала с повествовательными мотивами. Монологи, диалоги. Как переданы в тексте реальность и представление об идеале?

в) композиционные приемы народной лирики, психологический параллелизм (А.Н. Веселовский) и его роль в песне, ступенчатое сужение образа (Б.М. Соколов), лирические обращения, их композиционная и психологическая, эмоциональная роль в песне. Выражение переживаний лирического героя через сюжетные ситуации.

г) средства художественной образности, песенная символика, двойные названия и эпитеты, сравнения, метафоры, ласкательные и уменьшительные суффиксы, их роль, повторы, рифмовка, ритмика, ритмические частицы, строфика и стих. Подберите в тексте песен выражения, раскрывающие, на Ваш взгляд, общий смысл произведения. Выделите лексику, подтверждающую эту мысль.

Сделайте выводы по всей теме. Что характерно для традиционных лирических песен?

3. Выполните письменно идейно-художественный анализ, выученной Вами наизусть, традиционной лирической песни в единстве формы и содержания.

Литература

1. Русские народные песни / Вступ. ст., сост. и прим. А.М. Новиковой. – М.: Гослитиздат, 1957.

2. Лазутин С.Г. Русские народные песни. – М.: Просвещение, 1965.

3. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия / Сост., подг. текста, предисл. к разделам и коммент. А. Горелова. – Л., 1984.

4. Сидельников В.М. Поэтика русской народной лирики. – М., 1959.

5. Колпакова Н.П. Песни и люди: О русской народной песне. – Л.: Наука, 1977 (серия «Из истории мировой культуры»).

6. Колпакова Н.П. Русская народная бытовая песня. – М.; Л., 1962.

7. Акимова Т.М. Очерки истории русской народной песни. – Саратов, 1977.

8. Еремин В.И. Поэтический строй русской народной лирики. – Л., 1978.

 

Примечание: На каждой вопрос задания подберите по 2-3 своих примера в сборниках песен или в хрестоматии.

 

Тема:Народный театр. Народная драма

 

Задание:

1. Прочитайте главу «Народный театр» по учебнику.

2. Прочитайте образцы народной драмы по хрестоматии.

3. Прочитайте лек. 8 «Проблема синкретизма» в кн. В.П. Аникина Теория фольклора. Курс лекций, 2-е изд., доп. – М.: КДУ, 2004.. – С.157-177. Выпишите определения терминов и понятий.

План занятия

1. Подготовьтесь к выступлению в аудитории:

1) Драматический род в фольклоре. Истоки драматического творчества. Подберите примеры из эпических и лирических жанров фольклора, где Вы видите драматическое начало (ритуальные диалоги, игровые песни и т.п.). Каким образом здесь проявляется фольклорный синкретизм и синтез?

2) Определение народного театра, его исторические традиции и условия возникновения и исполнения;

3) Театральные формы средневековой, ярмарочной культуры:

а) скоморошьи представления на Руси;

б) театр Петрушки, «Вертеп», «Раек»;

4) Жанровый состав народной драмы; типичные пьесы народной драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»); их поэтические особенности:

а) композиция, выходной монолог, диалог, массовые действия, сценические эффекты, особенности театрального языка (роль песенных вставок, повторяемость, ритмичность);

б) судьбы народной драмы.

Литература

1. Русская народная драма XVII-XX вв. / Ред. вступ. ст. и комментарии П.Н. Бирюкова. – М., 1953.

2. Народный театр / Сост. А.Ф. Некрылова и Н.И. Савушкина. Б-ка русского фольклора. – М., 1991.

3. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от истоков до наших дней. – М., 1977. – С.67-89.

4. Савушкина Н.И. Комическое в русской народной драме. В кн. Проблемы фольклора. – М.: Наука, 1975. – С.93-100.

5. Савушкина Н.И. Русская народная драма. Художественное своеобразие. – М., 1988.

6. Гусев В.Е. Русский фольклорный театр XVIII века – начала XX века: Учебное пособие. – Л., 1980.

 

Тема:Проблемы фольклористики на страницах современных научных изданий и журналов

 

Задание:

1. Познакомьтесь с журналами и периодическими изданиями, осве­щающими проблемы фольклористики: «Русский фольклор», «Живая стари­на», «Русская литература», «Традиционная культура» «Вопросы литературы», «Русская речь» и др., соста­вьте картотеку статей no фольклористике (не менее 10 названий).

2. Составьте план-конспект двух статей, поднимающих проблемы фольклористики. Выясните точку зрения автора статьи на ту или иную про­блему, жанр, классификацию и т.п.

3. Подготовьтесь к высryплению в аудитории на тему: «Проблемы фольклористики (в журнале и в статье no выбору студента)».

4. Познакомьтесь с учебными пособиями нового поколения по народной культуре для школьников:

Н.С. Воловник. У истоков русского фольклора. Учебно-методическое пособие. – М., 1994.

А.В. Юдин. Русская традиционная народная духовность. Пособие для учащихся X-XI кл. – М., 1994.

Н.Д. Тамарченко, Л.Е. Стрельцова. Путешествие в «чужую» страну. По­собие no лит. Для 5 кл. – М., 1994.

Е.С. Абелюк. Миф или сказка. Экспериментальное учебное пособие. – М.,1995.

Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. Фольклор и родное слово: Пособие no русской словесности для учащихся 5-6 кл. сp.школы. – М., 1995.

Подберите учебные пособия последнего десятилетия для школы и вуза, изучите их структуру и содержание.

Сделайте выводы по темам: «Проблемы фольклористики на современном этапе», «Фольклор в школьном изучении», «Современные учебники по изучению народной культуры».

 

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ ПО ФОЛЬКЛОРУ

Народные песни в современном фольклоре (по материалам экспедиций).

1. Обрядовый фольклор (по материалам экспедиций).

2. Бытование частушек в … крае (по материалам экспедиций).

3. Принципы разработки проблем фольклоризма литературы.

4. Труды В.П. Адриановой-Перетц и проблемы фольклоризма древней русской литературы.

5. Особенности фольклоризма древней русской литературы XVII века.

6. Устно-поэтическая традиция и «Повесть временных лет».

7. Фольклоризм «Слова о полку Игореве».

8. Былинные сюжеты в литературной обработке.

9. Проблема народности литературы XVIII века и ее связи с устным народным творчеством.

10. М.В. Ломоносов и фольклор.

11. Жанры русского классицизма и народная поэтическая традиция.

12. Фольклор в творческой деятельности (одного из писателей XVIII века: М.Д. Чулкова, М.И. Попова, Г.Р. Державина, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина и др.).

13. Сентиментальная поэзия конца XVIII в. и проблемы фольклоризма.

14. В.А. Жуковский и фольклор.

15. Баллады А.С. Пушкина и их народно-поэтические источники.

16. А.С. Пушкин и народные сказки.

17. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин и проблема жанра литературной сказки.

18. А.С. Пушкин и народная песня.

19. М.Ю. Лермонтов и фольклор.

20. Народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя.

21. Героическая народная эпопея «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.

22. А.В. Кольцов как поэт-песенник.

23. Проблемы изучения деятельности кружка П.В. Киреевского.

24. Народные песни литературного происхождения в XIX веке.

25. К. Аксаков-фольклорист.

26. Фольклоризм Н.М. Языкова.

27. А.М. Горький и фольклор.

28. Фольклор в творчестве А.И. Куприна.

29. Русские художники-иллюстраторы народных сказок и былин.

30. Фольклорные сюжеты в лубочных картинках.

31. Народные сказки в операх Н.А. Римского-Корсакова.

32. Фольклорно-мифологические основы творчества В.В. Высоцкого.

33. Фольклор в сказке В.М. Шукшина «До третьих петухов».

34. Д.С. Лихачев и проблемы фольклористики.

35. Жанровая специфика и проблемы классификации (один из жанров фольклора).

36. Поэтика фольклорных жанров (на примере анализа одного из произведений).

5.4.

НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ[1]

 

1. Современный фольклор (по материалам экспедиций).

2. Фольклор и литература. См.: А.М. Новикова, Е.А. Александрова. Фольклор и литература. Семинарий. – М., 1978.

3. Фольклор и русское искусство.

4. Мифология и фольклор.

5. Культурология и проблемы фольклористики.

6. Проблемы фольклористики: собирание и изучение фольклора в XVIII-XX веках. Выдающиеся фольклористы. Школы и теории в фольклористике.

7. Система жанров устного народного творчества. Поэтика фольклорных жанров. Историческая поэтика.

8. Русский фольклор и проблемы взаимоотношения с фольклором других народов.

9. Проблемы славянского фольклора в русской фольклористике.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

ПО ПРОБЛЕМАМ ФОЛЬКЛОРА И ФОЛЬКЛОРИСТИКИ

 

1. Жанр комической оперы и традиции устной народной поэзии.

2. Духовно-философская лирика конца XVIII века (В.И. Майков, И.Ф. Богданович, М.Н. Муравьев) и проблемы фольклоризма.

3. Фольклор как стилевая доминанта творчества (Н. Кольцова, С. Есенина, крестьянских поэтов, прозаиков XX в. (Белова, Распутина, Шукшина) и др. по выбору студента).

4. Проблемы фольклористики в трудах Д.С. Лихачева.

5. Художественная интерпретация личности И. Грозного (Петра I, С. Разина на выбор студента) в русском фольклоре (предания, легенды, исторические песни) и в художественной и исторической литературах.

6. Фольклоризм творчества писателя (по выбору студента).

7. Народная и литературная баллада: общее и специфическое.

8. Традиции фольклора в авторской песне (на примере одного-двух авторов по выбору студента).

9. Народная песня в творчестве М.А. Шолохова (В.М. Шукшина и др. писателей по выбору студента).

10. Художественная функция фантастики в народной и литературной сказках.

11. Структурно-типологический метод в изучении народной прозы: генезис и перспективы.

12. Народные суеверные рассказы в творчестве писателей XVIII-XIX в. (О. Сомов, И. Тургенев, Д. Григорович, М. Вовчак и др.).

 

5.5. Примерные вопросы к промежуточной аттестации

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩИХ И

СЕМЕСТРОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

В текущей контрольной работе студент показывает знание изученного материала, раскрывает специфику фольклора в целом и каждого жанра, владеет навыками анализа фольклорного текста, знает историю фольклористики и особенности теории фольклора. Вопросы для контрольных работ могут быть взяты из перечня вопросов самоподготовки и экзамена. Контрольные работы состоят из заданий такого характера:

1. Проанализируйте текст сказки (былины, песни, пословицы и т.д.).

2. Дайте определение баллады (былины, сказки, песни и т.д.).

3. Дайте характеристику фольклорного сборника (или творческой деятельности собирателя).

4. В чем особенности подхода к фольклору одного из исследователей фольклора (по изученной вами монографии).

5. Например, по теме «Специфика создания и бытования фольклорных произведений» могут быть заданы следующие вопросы:

 

Контрольная работа №1 по курсу УНТ

Тема: Специфика создания и бытования фольклорных произведений

 

1. В чем своеобразие бытования фольклорного текста?

2. Какие представления древнего человека отразились в народной поэзии?

3. Почему многие фольклорные тексты контаминированы?

4. В чем отличие фольклора от литературы и в чем их сходство?

 

 

Семестровая контрольная работа объединяет вопросы из разных разделов курса (по программе), некоторые могут быть и в форме тестовых заданий.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТА

1. Специфика фольклора.

2. Собирание и изучение фольклора в 17-18 вв.

3. Становление научной фольклористики в I-ой половине XIX в. Русские писатели-собиратели фольклора.

4. Фольклор в оценках общественных направлений середины XIX в. (декабристы, революционеры-демократы, славянофилы).

5. Академические школы и теории в русской фольклористике.

6. Собирание и изучение фольклора в XX в.

7. Рассказать об одном из выдающихся фольклористов (Ф.И. Буслаев, П.В. Киреевский, А.Н. Афанасьев, В.И. Даль, А.Н. Веселовский и др.).

8. Своеобразие фольклора русского средневековья (IX-XVII вв.) (раннетрадиционный фольклор Б.П. Кирдан, Т.В. Зуева) (трудовые песни, гадания, заговоры).

9. Календарно-обрядовая поэзия.

10. Семейные обряды и их поэзия.

11. Малые жанры фольклора, генезис и поэтика.

12. Сказки как вид народной прозы, их поэтика.

13. Несказочная проза (предания, легенды, демонологические рассказы).

14. Определение жанра былин. Особенности историзма былин. Циклизация и классификация былин.

15. Сюжетный состав русского былевого эпоса. Поэтика былин.

16. Определение исторических песен, их художественные особенности, циклы.

17. Народные баллады и их историческое развитие.

18. Духовные стихи, их зарождение и бытование.

19. Лирические внеобрядовые песни, историческое развитие и проблемы классификации.

20. Поэтика традиционной крестьянской лирики.

21. Фольклорный театр. Народная драма.

22. Детский фольклор и фольклор для детей.

23. Своеобразие фольклора XVIII-XIX вв. «Городской» и рабочий фольклор, песни литературного происхождения.

24. Определение жанра частушек, их поэтика, собирание и изучение.

25. Фольклор Великой Отечественной войны.

26. Анекдоты и афористические жанры фольклора.

27. Современная фольклористика. Проблемы изучения и собирания фольклора на современном этапе.

28. Фольклор и современность (традиции и новаторство). Современная эпоха в фольклоре.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.