1 шаг. Учитель предлагает ученикам научиться самим оценивать свою работу. Для этого задает следующие вопросы: «С чего начнем оценивать свою работу?»… «Что сделаем после этого?» и т.д.
2 шаг. По итогам в виде опорных сигналов (рисунков, ключевых слов) оформляется, указанный выше, алгоритм самооценки из четырех пунктов.
2) Действия при подготовке к урокам, на которых будет отрабатываться самооценивание.
1 шаг. В течение первого времени, планируя уроки, учитель отбирает в них только минимум содержания учебного материала. Максимум материала не планируем использовать, т.к. это время уйдёт на выработку у учеников умения самооценки (в дальнейшем на порядок более сознательное отношение детей к учебе, компенсирует менее подробное изучение нескольких тем).
2 шаг. При планировании урока учитель выбирает, на каком этапе, при выполнении какого задания будем проговаривать с учеником алгоритм самооценки.
Действия при выработке у учеников умения самооценки.
1 шаг. Вначале учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 2-3 ученика).
2 шаг. Первое время учитель помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал). Ученик дает ответы, учитель поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки. Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание и осмысление вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.
3 шаг. На последующих уроках самооценивание по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим, глядя на опорный сигнал, задавать себе эти вопросы и отвечать на них. Помимо диалога самооценивание может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение.
5 шаг. Когда ученики начинают производить оценивание, не глядя на опорный сигнал, учитель может убрать его и доставать, только если у кого-то возникают затруднения. Базовое умение самооценки сформировано.
Действия при сформированном умении самооценки.
1 шаг. Планируя урок, учитель перестает урезать его содержание до минимума, вновь может включать учебный материал, относящийся к максимуму.
2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается: после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса»
Если мнение ученика и учителя совпадают, можно вести урок дальше.
Если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройтись целиком по алгоритму и согласовать позиции
Каких ошибок надо избегать:
1) На первом этапе отработки правила учитель закладывает в урок максимум содержания, поэтому не хватает времени на самооценку.
2) Пропускает обучающий этап проговаривания самооценки, требуя от учеников сразу самостоятельных действий по алгоритму.
Особые ситуации:
При использовании самооценки необходимо учитывать психологический фактор, а именно:
1) не каждый ученик готов публично давать самооценку, следовательно, учителю необходимо учитывать, что таким детям нужна помощь психолога, и по возможности первое время не задействовать их на данном правиле, пока ребята не преодолеют психологический барьер.
2) Если ученики начинают излишне критично оценивать ответ другого товарища, то учитель может вовлечь их в диалог при условии, что это не задевает отвечающего ученика, а дети при этом аргументированно анализируют ответ по сути задания.
Е правило. «Одна задача – одна оценка»
Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решенную задачу в отдельности, а не урок в целом.
Е правило «Таблица требований»
Учитель начинает работать с таблицей требований сам, без учеников. После проведения проверочной работы учитель фиксирует в таблице требований (знаком «+») успешность выполнения заданий.
Это необходимо для того, чтобы можно было проследить развитие ребёнка, получить информацию для учителя, родителей. Данная фиксация не является отметками.
Алгоритм применения правила:
1 шаг. Определить, какое умение из таблицы требований проверяется в каждом задании проверочной работы.
2 шаг. Если ученик успешно (частично успешно) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+».
3 шаг. Если ученик не справился с заданием, то в таблице требований ничего не фиксируется, а учитель принимает решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным учеником еще раз, пока он не научится их выполнять.
Начиная со 2 класса, к алгоритму самооценки может быть добавлен новый пункт:
5 шаг. Какое умение отрабатывали при выполнении данного задания?
Начиная с 3 класса, добавляется новый пункт для градирования учеником своих успехов и определения своей цифровой отметки:
6 шаг. Каков был уровень задачи-задания?
- Такие задачи мы уже решали много раз, понадобились только старые, давно изученные знания. (необходимый уровень)
- В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией (либо нам нужны старые знания в новой ситуации, либо нам нужны новые только сейчас изучаемые знания) (программный уровень)
- Такие задачи мы никогда не учились решать ИЛИ же использованы знания, которые мы вместе на уроке никогда не изучали. (максимальный уровень)
7 шаг. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8 шаг. Исходя из уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Фрагмент урока
В таблице представлены основные показатели сформированности оценки к концу начальной ступени обучения.
Уровни развития оценки.(распечатать каждому)
Уровни
Показатели
Поведенческие индикаторы
1. Отсутствие оценки
Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя
Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи
2. Адекватная ретроспективная оценка
Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия
Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников
3. Неадекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того, знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия
Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи
4. Потенциально адекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий
Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает это неуверенно, с трудом
5. Актуально адекватная прогностическая оценка
Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.
Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения
При сформированности целостной учебной деятельности к завершению начального обучения отмечается сформированность таких качеств самооценки как адекватность, устойчивость, дифференцированность, осознанность и рефлексивность.
Используемая литература.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика?. – М.: Просвещение, 1991.
Виноградова Н. Научно-методический журнал Начальное образование №2. – М.: Издательство «Русский журнал», 2006.
Горецкий В.Г. Методический журнал Начальная школа № 2. – М.: «Начальная школа», 2006.
Горецкий В.Г. Методический журнал Начальная школа №10. – М.: «Начальная школа», 2006.
Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Библиотека развивающего обучения. Выпуск 6. – Томск: «Пеленг», 1992.
Давыдовские чтения в Сибири. Выпуск 2. Школа развивающего обучения (делимся опытом). – Томск: «Пеленг», 2006.
Олисова Л.Г. Школа развивающего обучения. Мониторинг. – Томск: «Пеленг», 2002.