Как научная дисциплина муниципальное право представляет собой совокупность знаний о местном самоуправлении, его системе и формах осуществления, о муниципально-правовых отношениях и методах их правового регулирования. Предмет научной дисциплины муниципальное право - организация и функционирование местного самоуправления, проблемы правового регулирования в этой области. Общие методы познания: Материалистический (в основе всего эк отношения и отношения собственности) и Диалектический ( о наиболее общих закономерностях развития бытия и сознания). + Специальные.
Термин муниципальное право используется для обозначения не только отрасли российской правовой системы, но и для обозначения учебной дисциплины «Муниципальное право».
1) Становление новой комплексной отрасли права (муниципального права) привело к необходимости появления учебного курса «Муниципальное право». Задача учебного курса «Муниципальное право» - выработка практических и теоретических знаний в области местного самоуправления у будущих юристов, административных деятелей, политиков.
Муниципальное право является комплексной отраслью права, вследствие чего возникают трудностив разграничении предметов ведения муниципального и административного права, конституционного права, финансового права, земельного права.
3) Изучение муниципального права невозможно без анализа регионального и местного нормотворчества. В связи с этим особое внимание следует уделить изучению региональных особенностей функционирования местного самоуправления.
Закон 131.
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Статья 44: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования. Смысл измений в законе 131 в том, чтобы повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий, привести нормативную модель местного самоуправления в соответствие с общественной практикой.
глава 2 Закона, статьи 10 – 13: необходимость создания различных типов муниципальных образований, в том числе сложносоставных, включающих в себя другие муниципальные образования.
Установление и изменение границ муниципальных образований, как и прежде, относится к компетенции субъектов РФ. Муниципальное образование каждого типа решает свой круг вопросов местного значения, теперь их исчерпывающие перечни закреплены Федеральным законом.
Закон вносит относительную ясность в разграничение полномочий органов местного самоуправления и государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления (глава 4, статьи 19 – 21 Закона).
Принципиальная особенность нового Закона состоит в его направленности на расширение самостоятельного решения вопросов местного значения непосредственно населением. Новая форма "прямой муниципальной демократии" - публичные слушания (статья 28 Закона), на которые в обязательном порядке выносятся проект устава муниципальных образований, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проекты планов и программ развития муниципальных образований