Управляющий — это наемный служащий, политически нейтральная фигура и профессионал в сфере общественного управления. Он назначается на должность и может быть уволен только советом, который в свою очередь избирается населением.
4. «Совет — система комитетов»
В этой модели не предусмотрено избрание высшего должностного лица.
Ее достоинствами можно считать отсутствие системы разделения властей, которая, как известно, приводит к замедлению процесса принятия решений, а также возможность более жесткого контроля за чиновниками и др.
Однако есть и недостатки: а) бесконтрольность деятельности комиссий; б) нехватка управленческого опыта у выборных уполномоченных; в) отстаивание членами комиссий интересов своих отделов в ущерб другим; г) отсутствие эффективного сотрудничества между отделами и как возможное следствие — дестабилизация процесса управления.
У англосаксонской модели самоуправления есть как достоинства, так и недостатки. С одной стороны, местные дела полностью передаются в руки населения административно-территориальных единиц и избранных ими органов. С другой стороны, она ведет к максимальной децентрализации в управлении государством, что создает трудности в согласовании решений на различных уровнях системы управления и снижает эффективность ее функционирования, благоприятствует разного рода злоупотреблениям.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления - это установленные законодательством Российской Федерации права и обязанности органов местного самоуправления по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.
Перечень бюджетных полномочий урегулирован Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» № 131-ФЗ, Бюджетным кодексом РФ. Бюджетный кодекс РФ устанавливает принципы самостоятельности местных бюджетов, а также распространяет на местные бюджеты принцип кассового исполнения бюджетов и принцип казначейского исполнения бюджета.
Основы местного самоуправления – это важнейшие образующие элементы, которые находятся в тесном взаимодействии и развитии и составляют фундамент местного самоуправления. К ним относятся демографическая, территориальная, экономическая и правовая основы.
Демографическая основа означает, что местное самоуправление исходит от человека. Именно человек является первоосновой местного самоуправления на всех этапах развития общества. Вначале люди объединились в общины, затем в союзы общин для совместной деятельности.
Объединяясь в сообщества, люди стали обозначать территории этих сообществ. Отсюда вторым важнейшим образующим элементом является территориальная основа. У каждой общины, союза общин была своя территории, в пределах которой они жили, создавали производство, охотились, занимались промыслом. Территория, ее границы находились в зависимости от роста численности людей. Большая численность людей диктовала необходимость расширения территории.
Развитие первых двух основ связано с развитием экономики, включающей производство, собственность, а позднее и финансовые ресурсы. Без производства человек не мог выжить. Оно давало не только продукты питания и товары производственного назначения, но и составляло налогооблагаемую базу, с помощью которой формируются финансовые ресурсы местного сообщества. Производство обеспечивало людей рабочими местами.
Развитие трех названных фундаментальных основ, естественно, потребовало урегулирования этого процесса. В роли такого регулятора со временем начинает выступать право, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенные общественные отношения.
Из всего этого следует, что основы местного самоуправления составляют человек (сообщество граждан), территория, экономика и право.
Демографическая основа представляет собой совокупность норм, устанавливающих один из характерных признаков местного самоуправления - наличие населения на данной территории.
Территориальная основа местного самоуправления представляет собой совокупность норм, регулирующих территориальное устройство муниципального образования, определяющих состав земель муниципального образования, его границы и порядок их установления и изменения.
экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.
Источники муниципального права можно разделить на три уровня: нормативные правовые акты Российской Федерации; нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты муниципальных образований.
Выборными должностными лицами местного самоуправления, согласно действующему законодательству субъектов Российской Федерации, являются глава муниципального образования, глава администрации, председатель представительного собрания, председатель городской, районной Думы, председатель муниципального Совета, староста и другие.
Комитеты и комиссии представительного органа местного самоуправления создаются представительным органом местного самоуправления на сессии. Совет избирает из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные, а также временные комиссии для предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Совета, а также для содействия в реализации его решений, контроля деятельности местной администрации, предприятий, учреждений и организаций. По итогам изучения вопроса составляются материалы и проекты решений комиссии, комитета. Вопросы рассматриваются на заседании комиссии. Комиссии могут проводить совместные заседания, если в этом есть необходимость. Заседание ведет председатель комиссии, комитета. После обсуждения вопроса комиссия, комитет принимает решение. Решение комиссии, комитета носит рекомендательный характер.
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ– в РФ специальные коллегиальные органы, рассматривающие дела об административных правонарушениях, за исключением тех дел, которые законодательством отнесены к компетенции других органов или должностных лиц.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав – связующее звено между системой социальной профилактики и системой правосудия в отношении несовершеннолетних.
Институт МП – взаимосвязанная группа однородных норм, которые призваны регулировать однородную группу общественных отношений, складывающихся в системе местного самоуправления. Институты: собственные (референдум, выборы, сходы, муниципальная служба) и смежные (финансово-экономические, договорное право, гражданское право, административное право и т.д.)
Виды институтов:
1. Муниципально-правовой институт территориальной организации местной публичной власти (собственный) – совокупность норм МП, регулирующих однородные группы отношений по поводу территориального устройства.
2. Институт права муниципальной собственности (собственный) – совокупность норм публичного и частного права, регулирующих отношения, входящие в экономическую основу местного самоуправления.
3. Институт местных муниципальных финансов (смежный) – совокупность норм муниципального, налогового и финансового права, регулирующих группы отношений, складывающихся по поводу формирования, расходования финансовых ресурсов в системе местного самоуправления.
4. Социальный институт МП (собственный)– совокупность норм МП, регулирующих группы отношений по поводу формирования поселений, их органов власти и реализации функций в системе местного самоуправления.
5. Организационный МП институт (собственный)– совокупность норм МП, регулирующих общественные отношения, касающиеся наименования, структуры органов местного самоуправления, порядка их формирования, формирования и принципов их деятельности и выборных должностных лиц.
В 1785 г. были приняты Жалованная грамота городам и Городовое Положение, объединившие в себе производственный и территориальный принципы становления самоуправления в городах. Городовое Положение представляет собой правовой документ, в котором использован системный подход к организации управления обществом. Со вступлением на престол Александра 1 в 1801 г. действие Городовое Положение остается в силе до городской реформы 1870 г. Речь идет о собственности, о свободном развитии производства и свободе инициативы граждан, составляющих основу местного самоуправления.Статья 2 Городового Положения 1785 г. устанавливает, что городу принадлежит навечно недвижимая и движимая собственность: земля, сады, поля, пастьбы, луга, реки, леса, рощи, кустарники, пустыри, водяные и ветряные мельницы.Смысл его состоял в том, что кроме самих граждан никто не сможет сделать страну процветающей. Отдавая приоритет развитию производства и различного рода промыслов, Положение 1785 г. (ст. 90) вводит уведомительный порядок создания всех без исключения производств, приносящих людям пользу. Анализ Городового Положения 1785 г. показал, что все его нормы были нацелены на развитие мелкого и среднего производства, на создание как можно большего числа собственников в городах, на подъем инициативы людей, от которых зависело все. Органы и формы осуществления местного самоуправления, согласно Городовому Положению, приобретают более совершенный, структурированный характер. Так, в соответствии с Городовым Положением 1785 г. гильдии имели свое внутреннее самоуправление, цехи и ремесленные управы — свое. На уровне города в качестве органа местного самоуправления избирались городская общая Дума и городская шестигласная Дума. Исполнительную власть представлял городской Магистрат, выполнявший решения городской Думы. Шестигласная городская Дума избиралась на заседании общей городской Думы. Таким образом, выборное начало органов самоуправления и должностных лиц на производстве и в масштабах города было одной из главных форм проявления самоуправления по Положению 1785 г.
Главным органом сельского самоуправления был сход, состоявший из домохозяев и других представителей сельского общества. К числу дел первой категории были отнесены принятие в общество новых членов с правом на надел и увольнение членов общества; разрешение семейных разделов; переделы земель, окончательный раздел общинных земель на подворные участки; распоряжение выморочными наделами и др...Ко второй категории дел относились исключение из обществ порочных его членов; опека над малолетними и несовершеннолетними сиротами; совещания и ходатайства об общественном благоустройстве, призрении и обучении грамоте; обеспечение народного продовольствия; устройство и поддержание церквей и др… Кроме того, к компетенции сельских сходов относились дела по организации сельского управления: выборы должностных лиц, назначение им содержания; назначение сборов на мирские расходы; установление добровольных складок и употребление мирских капиталов. К компетенции сельского старосты относились вопросы исполнительно-распорядительного характера. Он выполнял роль исполнительного органа, созывал сходы, председательствовал на них. Староста имел право роспуска схода.Из этого следует, что представительный орган, каким являлся сход, решал одни вопросы, исполнительный - другие. У сельского схода полномочия были более объемны, чем у старосты.По сущности сход представлял собой ранее действовавший на Руси союз общин с ограниченным представительством.