Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Стихи и сказки Пушкина в круге детского чтения

18.Взгляд А.С.Пушкина на детское чтение. Лирика поэта в чтении детей. Анализ отдельных стихотворений и отрывков из произведений Пушкина, доступных детям. Поэт отказывался сотрудничать в детских журналах и никогда не писал специально для детей. Однако в его рукописях осталась «Детская книжка». А среди нереализованных замыслов — роман о детстве. Великий псэт интересовался вопросами ДЛ. Он осуждал произведения, оторванные от жизни, написанные высокопарным языком. Пушкин знал ДЛ своего времени: он пародировал штампы нравоучительных стихов и сказок. Интерес его к ДЛ проявлялся и в критических рецензиях на детские книги. Многие лирические произведения поэта составили основу круга чтения детей, начиная с самого раннего возраста,- это сказки, стихотворения и отрывки из поэм, из романа «Евгений Онегин». Стихи, вошедшие в круг детского чтения, попали туда в первую очередь по причине их согласованности с эстетическим чувством ребенка. Переворот, совершенный Пушкиным в русской литературе, прямо и непосредственно влиял на весь ход развития русской ДЛ. Он поднял русскую ДЛ на новую, высшую ступень развития. Она сразу обрела новый тон. Прояснились ее задачи, ее педагогическое направление крепко связалось с принципами искусства. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» воспринимается как самостоятельное произведение. Его отличительная черта — мозаичность. Перечисляемые образы-картины скреплены только основой сказочного, нереального мира. «Там...», т.е. в сказке, все чудесно и прекрасно, даже страшное. Таинственный мир, в котором что ни шаг, то чудо, разворачивается чередой образов-картин. Каждый из образов-картин можно развернуть в отдельную сказку, а весь пролог строится как единая сказка — с присказкой, с цепочкой действий сказочных героев и концовкой. Главный герой пролога — «кот ученый», певун и сказочник. В конце пролога поэт встречается с чудесным котом и слушает его сказки. Перечень чудес начинается с лешего и русалки — героев не сказки. А демонологии, т.е. таких героев, в которых народ верит. Далее открывается незнаемый мир, то ли вымышленный, то ли реальный: «там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей...» И сразу же вслед за незнаемым миром совершается переход в мир собственно сказки: избушка на курьих ножках. «Там лес и дол видений полны...»- поэт подчеркивает близкое родство таинственной природы и волшебного вымысла, а затем показывает появление чуда из моря: «Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской...» Читатель уже готов и в самом деле «видеть» и королевича, пленяющего царя, и летящего колдуна с богатырем, и царевну с бурым волком. Наконец появляются самые величественные порождения простонародной фантазии,- Баба Яга и царь Кащей. «Там русский дух... Там Русью пахнет!»- такова высшая оценка народной сказки, вынесенная поэтом. «И я там был, и мед я пил...»- дословно приводя фольклорную концовку, автор объявляет народную поэзию источником своего собственного творчества. 19.Сказки А.С Пушкина. Их связь с фольклором. Система образов, характеры героев. Основные поэтические особенности сказок с народно-поэтической основой и сказок-поэм. Это был один из любимых жанров Пушкина. Простонародные сказки Арины Родионовны он ставил в один ряд с «высокими» литературными жанрами: «Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!» сказки делятся на сказки-поэмы (о царевне Лебеди, о мертвой царевне) и сказки-новеллы (о попе, о золотой рыбке, о золотом петушке). Сказки-поэмы заканчиваются счастливо, сказки-новеллы — справедливо, но несчастливо. Добро и зло в сказках-поэмах однозначно, положительные и отрицательные персонажи не вызывают сомнений; а в сказках-новеллах отрицательные герои побеждаются силами, несущими то ли добро, то ли зло. В сказках-поэмах внимание сосредоточено на семье, на домашних чувствах героев, социальный статус героев не играет никакой роли. Царь Салтан, князь Гвидон, царица-мать изображаются как обыкновенные люди с чувствами добрыми. В сказках-новеллах герои сталкиваются с непобедимыми законами мира — законами, что выше, сильнее суетных человеческих желаний. Поп, старуха, царь Дадон изображены с социальной стороны, но вместе с тем подчеркнута их личная, психологически мотивизированная слабость. Поражение героев объясняется их неразумным стремлением возвыситься над другими людьми, подчинить себе чью-то силу.   20. "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С Пушкина ". Идейный смысл. Сатирический характер и главные герои сказки. Сказка написана особым размером — «народным стихом», в котором отсутствуют рифмы. Этот размер придает сказочному повествованию торжественную мерность и былинную напевность. Под стать размеру и серьезное нравственно-философское содержание сказки. В этой сказке ставится вопрос о том, что есть высшая мудрость: стремление к вершинам власти и богатства или отказ от соблазнов. Спокойный мир старой семьи испытывается на прочность великим случаем. Поймав золотую рыбку, старик не обрадовался, а испугался: он понимает, что неведомое существо скорее разрушит размеренную жизнь, чем принесет благо. Старуха же находит в золотой рыбке исполнительницу своих суетных желаний. Она ведет себя так, как обычно ведут себя люди: сначала желает лишь необходимое — новое корыто, затем все больше и больше и, даже став царицей, не может остановиться. Мудрый старик видит все ту же старуха в разных одеяниях, в разной обстановке. Ее прихоти кажутся ему безумием. Она же, возвышаяст, все меньшн помнит о своем происхождении «черной крестьянки» и в самом деле мнит себя то столбовой дворянкой, то царицей, и подчеркивает сословную разницу между собой и мужем. Из-за человеческой жадности и глупости нарушается гармония в природе: море всякий раз все неспокойнее и грознее. В финале сказки восстанавливается прежний порядок вещей: старик находит свою старуху у той же землянки перед разбитым корытом. Развязку конфликта можно пони мать и как поражение необузданности, и как победу мудрости.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.