Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Домонгольская Русь и мир

 

Формирование места Руси в мире началось с миграции части славянских племен на восток от Центральной Европы. Племена восточных славян в VI-IX веках мирно смешивались с этносами, местными для Восточнославянской равнины – особенно с этносами балтийским и финно-угорским. Численно преобладали восточные славяне, их самоназванием со временем стало слово «Русь». Занятое ими геополитическое пространство существенно не менялось до середины XIII века – до монгольского нашествия. Положение домонгольской Руси имело три главных аспекта: Русь и Запад, Русь и Византия, Русь и Восток.

1.Начало отношений Руси и Запада было связано с экспансией викингов - скандинавов (или варягов, норманнов) в VIII-IX веках в Европу. Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем у скандинавов, формы общественной жизни, военная демократия викингов становилась ката­лизатором для появления европейской государственности. Такую роль сыграло и призвание варягов на Русь. Например, в 860-870-е годы в Новгород был призван княжить Рюрик, а в Киеве так стали князьями Аскольд и Дир. В социально-политическом развитии между Русью и Западом было много и других общих черт. Киевское государство также строилось на принципах вас­салитета, который предоставлял вассалу определенную автономию. Для Западной Европы процесс раздробления большого раннесредневекового Киевского государства был естественным. Было много общего и в культуре Руси и Запада. Русские города стали соучастниками создания европейского романского художественного стиля. Русское ремесло того времени не уступало ремеслу стран Западной Европы. Вскоре после начала крещения Руси (988 год) великокняжеский род Рюриковичей стал частью европейской династической системы, а Киевская Русь — частью христианского мира.

Очевидны и отличия феодального строя Киевской Руси от западноевропейских образцов. Они заключа­ются в наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской вла­сти. К тому же в экономике Киевской Руси феодаль­ный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриар­хальными отношениями. Ещё одно важное отличие связано с тем, что в древнерусском обществе господствовал идеал народоправ­ства — коллективного общинного (вечевого) управления. Знать Киевской Руси (в отличие от европейской аристократии того времени) не обладала необходимыми средствами для подчинения себе народных (вечевых) собраний. Возможно, это отличие Киевской Руси от Запада было связано с тем, что у нее не было такого широкого доступа к античному (греко-римскому) наследию. Но не эти различия привели к нарастающей конфронтации Руси с Западом, а характер и последствия крещения Руси: выбор христианства в его православной, греко-визан­тийской форме позволил Руси остаться независимой от религиозной власти римского папства. Киевская Русь оказалась в противостоянии с католической Западной Европой после окончательного раскола христианской церкви на православную и католическую церкви (1054). Уже вскоре после этого католический Рим начал вмешиваться в междоусобицы русских князей. Например, в 1070-х годах, когда, князь ″Изяслав…, жертвуя властолюбию и православием…, и достоинством государя независимого, признавал не только духовную, но и мирскую власть папы над [Русью], требовал его защиты″[1]. Православная Киевская Русь оказалась в противостоянии с католической Западной Европой. Начиналась эпоха крестовых походов XI-XIII веков, во время которой ″агрессивный дух католической церкви … был направлен не только против нехристианских «неверных», но также против «еретиков» и «схизматиков», включая греческое православие.″[2] На рубеже XII-XIII веков противостояние католического Запада и православной Руси привело к наступле­нию немецких рыцарей-крестоносцев, шведских и датских феодалов в Прибалтике, которая была сферой интересов соседних русских княжеств и Новгородской республики.

2.Русско-византийские отношения IX—X веков носили сложный характер. Они включали в себя и мирные экономические отно­шения, и острые военные столкновения. Несмотря на свое могущество, с 860 г. Византия периодически подвергалась нападениям со стороны князей Киева (в 907 г. князь Олег (879-921) заставил саму столицу Византии – Константинополь – заплатить ему дань и предоставить русским купцам право беспошлинной торговли). В то же время византийская дипломатия стре­милась превратить Русь в зависимое от Византии государство. В этих целях она решила использовать и христианизацию Руси. Особенно это стало актуально в связи с ростом военной мощи Киевской Руси: ведь в 970-971 годах князь Святослав (957-972) повел борьбу с византийским императором за Балканский полуостров. Хотя он эту борьбу проиграл, Византия не хотела повторения подобного конфликта, и решила сделать население Киевской Руси своими единоверцами – православными христианами (тем более что православие стало распространяться на Руси ещё с 860-х годов).

Реализация этого плана для Византии не могла быть особенно обременительной. ″Христианство уже давно было знакомо в Киеве вследствие связей с Константинополем: русские люди часто бывали в Константинополе и приносили оттуда рассказы о … греческой [византийской] религии и гражданственности.″[3] Вместе с тем князь киевский Владимир (980-1015), начав крещение Руси в православие, предварил это взятием византийского Херсонеса, за содействие крещению Руси Византии этот город возвращался. Так что, в отличие от нередко насильственных методов распространения христианства в Европе, смена политеизма на христианство (в государственном масштабе с 988 г.) в Киевской Руси происходила без иностранного вмешатель­ства. Это было ее внутреннее дело, и Русь сама делала выбор, в то время как большинство ее западных соседей приняли христианство из рук миссионеров или крестоносцев. Поэтому Киевская Русь не стала зависимой от Византии. Крещение Руси принесло вместе с православием бога­тые культурные традиции Византии. Рост военного могущества и культурный подъем Киевской Руси позволили князю киевскому Ярославу Мудрому (1019-1054) впервые назна­чить киевским митрополитом монаха Ил­лариона — русского по происхождению и даже называть самого себя как византийским правители Византии, царем. Вместе с тем в православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. В отличие от Западной Европы, проблема соотношения личности и общества разрешалась на Руси в пользу коллектива. Так началось отставание Руси от стран европейского Запада в социально-экономическом – и политическом развитии.

3. Отношения Киевской Руси с народами Востока были в целом враждебными. Сила Хазарского каганата (союза племен во главе с монархом - каганом) (Приазовье, Северный Кавказ, Среднее и Нижнее Поволжье) к середине IX века была серьезным препятствием для политической консолидации восточных славян. Подчинив своему контролю полян, радимичей, северян и вятичей, хазары тем самым держали в своих руках большую часть торгового пути из Европы на Восток. Однако самая северная оконечность этого пути – земли словен ильменских и кривичей хазарам подвластны не были. Вместе с тем, хазары могли претендовать и на более северные области. Именно это и побуждало общины Восточной Европы пригласить на условиях договора предводителей варяжских дружин типа Рюрика, ставшего князем в Новгороде (862 год). Объединение Новгорода и Киева под властью преемника Рюрика в Новгороде - варяжского князя Олега (882 год) привело к тому, что теперь ″днепровский речной путь - «из варяг в греки» - становится теперь главной географической осью Русского государства.″[4] Это приводит к быстрому усилению нового государства - Киевской Руси. К началу правления в Киеве ″Святослава I (962-972 гг.) … работа по созданию фундамента внутренней силы Киевского [государства], которая характеризовала правление Ольги, теперь была завершена [имеется в виду её административная реформа], и … воля к имперской экспансии″[5] овладела её новым князем. Сначала Святослав бросил вызов пришедшему в упадок Хазарскому каганату, которому ещё недавно (до конца IX века) многие восточнославянские племена платили дать. В ходе войны 965-966 гг. хазары были Святославом разгромлены, после чего нижний Дон с прилегающими районами (Белая Вежа) и город Тмутара­кань на Керченском полуострове стали форпостами Киевской Руси. Последний раз значимую роль в истории Руси Хазария играет в 980-х годах, когда киевский князь Владимир отверг предложение хазар содействовать принятию Русью иудаизма – государственной религии уже пришедшего в упадок Хазарского каганата.

Разгром Хазарии привел к ос­вобождению из-под власти каганата волжско-камских булгар, которые сформировали свое государство во главе с ханом в Среднем Поволжье в X веке. В это же время Волжская Булгария приняла ислам, и предложила восточным славянам стать её единоверцами (в 980-е годы, князю Владимиру). Но Русь была крещена в православие. Религиозная рознь не содействовала миру. ″В непрекращающихся пограничных конфликтах брали верх то булгар, захватывая Муром, то славяне, занимая булгарские становища.″[6]

Постоянную угрозу для восточных славян, и затем их государства - Киевской Руси – представляли кочевые племена. С 915 г. в для Киевской Руси страшной угрозой стали печенеги. После разгрома печенегов (в 1036 году под Киевом) их вытеснили из степей другие кочевники — ″торки и по­ловцы, смертельно враждовавшие друг с другом. Избравшие себе союзниками торков, как … волынские и киевские князья, сразу становились противниками половцев. Соответственно те, кто опирался на половцев, как … черниговские Ольговичи, становились врагами половцев.″[7] С 1060-х гг. половецкое объе­динение племен отрезало киевских князей от Белой Вежи, Тмутаракани и перекрыло торговлю Киевской Руси с Востоком. Половцы регулярно нападали на земли Южной Руси. А после победы над русскими войсками, как, например, в 1093 году под Треполем, ″половцы хозяйничали во всей Южной Руси, «пожигая сёла и гумна».″[8] Военные успехи русских князей (например, походы, возглашенные князем Владимиром Мономахом в 1095 и 1111 гг.) лишь временно прекращали набеги половцев, династические браки тоже помогали мало. Однако в 1223 году русские и половецкие князья даже заключили оборонительный союз против монголов. Союзники потерпели поражение от монголов в битве на реке Калке (1223 год), укрепив уверенность победителей в возможности завоевания Восточной Европы.

4. Уже в канун распада Киевской Руси на ряд русских земель (1132), русские князья и представители духовенства по-разному представляли себе должную роль Руси в мире. В Киеве тогда времени мы ″обнаружим … три активные [группировки]: западническую (сторонники князя Святополка II…), [провизантийскую] (сторонники Владимира Мономаха…), и национальную″[9] (наименее влиятельную). В период существования вольных русских земель борьба этих группировок продолжалась, но тогда, ″замутилось понятие о единой Русской земле…. Общественные понятия людей сузились и локализовались″[10] внешнеполитическими интересами той или иной русской земли. А в середине XIII века эта тенденция привела к утрате землями Руси политической независимости.

Во-первых, войска монгольского хана Батыя после уничтожения Волжской Булгарии (1236 г.) совершили несколько опустошительных походов на русские земли (1237-1241 гг.), а затем и в Европу (1241-1242 гг.). После завоевательных походов в 1242 г. хан Батый основал государство Золотая Орда. Оно состояло из полусамостоятельных улусов, (земли от Дуная до Иртыша, часть Средней Азии, Северный Кавказ) объединенных под властью хана. Во второй половине XIII века религией Золотой Орды было язычество (политеизм). Так что Русь не вошла в состав Золотой Орды, монголы не требовали от неё смены веры. Но почти вся Русь стала страной, зависимой от Золотой Орды. Сложилась система, при которой великий князь должен был получать в Орде утверждение — «ярлык» на великое княжение. Правда, народные восстания 1257 и 1262-х годов вынудили Золотую Орду передать в часть сбора дани русским князьям.

Во-вторых, в канун монгольского вторжения Запад усилил давление на Прибалтику и Русь с целью обращения её населения в католичество. Для этого был в 1202 г. создан Орден меченосцев, объединившийся с Тевтонским орденом в 1237 г. в Ливонский орден. В июле 1240 г. тяжелым положением Руси попытались восполь­зоваться шведские феодалы, но были разбиты новгородским князем Александром Ярославичем (Невским) (1236-1251 гг.). Вскоре Ливонский орден и датские рыцари напали на Русь и захватили города Изборск и Псков (1240-1241), но были из них выбиты русским. 05.04.1242 г. крестоносцы Ливонского ордена были разбиты войском Александра Невского («Ледовое побоище») и вскоре заключили с Новгородом мир. Вскоре католический Рим начал предлагать русским князьям союз против монголо-татар. На это пошел галицкий князь Дани­ил Романович. В 1253 г. он принял титул ко­роля, обещав римскому папе содействовать продвижению католичества в восточно-европейские земли (но вскоре он был разгромлен монголами). Это же предложение от тевтонских рыцарей и пары римского поступило и великому князю владимирскому Александру Невскому (1252-1263). Помимо вынужденной смены православия на католичество, ″получение защиты со стороны [ливонских] рыцарей повлекло бы за собой признание их сюзерентитета. Более того, даже с их помощью Александр не мог надеяться на то, чтобы защитить Владимир от монгольских войск. Северная Русь была бы разделена между [ливонскими] рыцарями и монголами. … Александр предпочел остаться лояльным по отношению к монголам″[11], в то время как ″его родной брат Андрей … объявил, что он заключает союз со шведами, ливонцами и поляками с целью избавиться от монголов. … Батый … послал на Русь полководца Неврюя (1252), который разбил войска князя Андрея″[12].

В-третьих, в середине XIII века сформировалось, и начало быстро крепнуть Великое княжество Литовское на основе части прибалтийских и земель Черной Руси (Гродно и т.д.). Оно было, как и Золотая Орда, политеистическим, тоже лояльно относилось к православию, её князья не стремились к переменам в социально-экономическом и политическом строе русских земель. Во второй половине XIII века Литва начала быстро территориально расти за счет Юго-Западной Руси. К середине XIV века утратило независимость последнее русское княжество – Галицкое. Оно вошло в состав Польши. Так произошло ″политическое разделение Западной и Восточной Руси, [которое] частично явилось следствием неспособности монгольских ханов обеспечить русским [землям] на западе надлежащую защиту от посягательств Польши и Литвы.″[13]


[1] Карамзин Н.М. История государства Российского: XII томов в 4-х книгах. Книга 1. Т. I-III./ Вступительная статья А.Ф. Смирнова. – М., 1997. - С. 222.

[2] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997. - С. 62.

[3] Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. – М., 1989. - С. 179.

[4] Вернадский Г.В. Древняя Русь. – Тверь; М., 1996. - С. 370.

[5] Вернадский Г.В. Киевская Русь. – Тверь; М., 1996. - С. 50.

[6] Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. – С. 64.

[7] Там же. – С. 98.

[8] Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории. – М., 1984. - С. 191.

[9] Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 2007. - С. 142.

[10] Ключевский В.О. Боярская Дума // Ключевский В.Ю. Боярская Дума Древней Руси. Добрые люди Древней Руси. – М., 1994. - С. 75.

[11] Вернадский Г.В. Монголы и Русь. – Тверь; М., 1997. - С. 155.

[12] Гумилев Л.Н. От Руси к России. – М., 2002. - С. 162.

[13] Там же. - С. 240.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.