Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исполнительная власть: Премьер-министр и Правительство Великобритании



Основу правительства Великобритании составляет Кабинет министров, который представляет собой группу министров, приглашаемых премьер-министром для обсуждения и принятия решений по наиболее важным вопросам внутренней и внешней политики. Кабинетная модель организации правительства, берущая начало именно в британской политической практике, состоит в том, что реальное правительство включает не всех политических руководителей министерств и ведомств, а только тех, кто возглавляет важнейшие из них. Правительства как коллегии всех министров просто не существует. Поэтому понятия «правительство» и «Кабинет» можно считать синонимами. Вопрос о численном составе Кабинета премьер-министр решает самостоятельно, обычно это около 20 человек.

 

Статус собственно министров существенно отличается от статуса министров – членов Кабинета. Каждый член Кабинета является, по сути, связующим звеном между Кабинетом как целостной структурой и министрами, а также другими руководителями, министерства и ведомства которых функционируют вне его рамок. Персональный состав Кабинета также предопределяется премьер-министром при назначении на важнейшие министерские посты. При формировании Кабинета должно соблюдаться единственное условие: его члены обязаны заседать в одной из палат парламента, с тем, чтобы их деятельность находилась под постоянным парламентским контролем. При этом закон устанавливает обязательную квоту министров – членов палаты общин, предопределяя, таким образом, участие в правительстве членов палаты лордов. Лорд-канцлер (спикер палаты лордов) всегда входит в состав Кабинета.

 

Основные направления деятельности Кабинета министров вне зависимости от его политической ориентации и партийного состава были определены в правительственном докладе в 1918 году и с тех пор принципиально не менялись. К функциям Кабинета относится: а) окончательное определение политического курса государства, выносимого на обсуждение и утверждение парламента; б) контроль за тем, чтобы аппарат исполнительной власти действовал в соответствии с политической линией, определенной правительством; в) постоянная координация и разграничение сфер деятельности министерств и ведомств.

 

В рамках Кабинета министров по традиции создаются комитеты для рассмотрения различных вопросов внутренней и внешней политики. Названия комитетов, их количество законодательно не определяются, их создание, как правило, относится к компетенции премьер-министра. Обычно создаются комитеты по следующим направлениям работы правительства: 1) обороны и внешней политики; 2) законотворчества; 3) внутренней безопасности и социальных вопросов; 4) экономической политики и планирования.

 

«Внутренний кабинет» - неформальное объединение министров, не имеющее правового статуса или структурной организации в рамках Кабинета министров, в него входят ближайшие советники и друзья премьер-министра, которые являются членами Кабинета.

 

«Теневой кабинет» - кабинет министров оппозиции, аналогичный правящему, формируемый партией проигравшей на парламентских выборах. Лидер оппозиционной партии официально именуется Лидером оппозиции Правительства Ее Величества и в этом качестве получает в соответствии с законодательством заработную плату. Задачей «теневого» кабинета является обеспечение беспрерывного эффективного политического управления страной в сочетании с постоянным контролем оппозиции за деятельностью правительства.

 

 

Общее руководство Кабинетом министров осуществляет премьер-министр, который одновременно является лидером партии победившей на парламентских выборах и официально занимает должность Первого лорда Казначейства. Функции и полномочия премьер-министра не определяются законом, а вытекают из политических традиций и конституционных соглашений. В самом общем виде они сводятся к следующему: формирование правительства и руководство его деятельностью; поддержание постоянных отношений между Кабинетом и монархом, путем советов монарху по вопросам политики; представление правительства в парламентских дебатах и ответы на вопросы о правительственной политике в парламенте; осуществление контроля за исполнением решений правительства министерствами и ведомствами; участие в принятии решений о назначениях на высшие государственные должности; информирование лидера оппозиции Правительства Ее Величества по наиболее важным конфиденциальным вопросам обороны и безопасности.

 

Премьер-министр не только определяет состав правительства, но и решает вопросы его внутренней структуры и организации. В политической истории Великобритании известно немало случаев, когда одно лицо совмещало должности премьер-министра и некоторых ключевых министров. Глава правительства не только руководит заседаниями Кабинета и намечает повестку дня, но и во многих случаях самостоятельно принимает важнейшие правительственные решения. Расхождения в позициях по ключевым вопросам между премьер-министром и другими членами правительства почти всегда разрешались и разрешаются не в пользу последних. Глава правительства вправе потребовать отставки конкретного министра. Под руководством премьер-министра работает государственная служба, и контролирует ее формирование.

 

Определенный конституционными соглашениями порядок формирования правительства Великобритании предусматривает в качестве первого шага замещение должности премьер-министра. Отставка последнего по каким-либо причинам влечет отставку всего правительства. Персональный состав правительства определяется премьер-министром, а участие парламента и монарха в этом процессе носит в основном характер формальных процедур. Выбор премьер-министра обусловлен не только его личными предпочтениями, но и общими политическими факторами: прежде всего расстановкой сил в палате общин и в партии, которую он представляет. Тот факт, что премьер-министр в своих действиях опирается на правящую партию (или коалицию), вовсе не означает ослабления его позиций в государственном механизме. Наоборот, лидерство в такой партии, позволяет ему доминировать в правительстве и контролировать депутатское большинство в нижней палате. В итоге глава правительства имеет реальную возможность направлять деятельность парламента. Ситуация может несколько усложниться в случае создания коалиционного правительства.

 

Премьер-министру принадлежит решающее слово в роспуске палаты общин, хотя официально считается, что соответствующее решение принимает монарх. На практике же глава государства распускает нижнюю палату парламента по представлению премьер-министра. Как свидетельствует история, монарх может проявить относительную самостоятельность в этом вопросе только в условиях паритета партийно-политических сил в палате и невозможности существования коалиционного правительства. Роспуск нижней палаты, как правило, связан с намерением премьер-министра, использовать благоприятную политическую ситуацию для проведения досрочных парламентских выборов с целью вновь обеспечить себе парламентское большинство. Характерно, что в прошлом столетии ни один состав палаты общин не просуществовал полный срок своих полномочий.

 

 

Основными ведомствами в правительстве являются канцелярия премьер-министра, секретариат Кабинета министров и Казначейство. Каждый из этих ведомств участвует в координации деятельности министерств. Канцелярия премьер-министра осуществляет консультации главе правительства по всем вопросам деятельности исполнительных органов власти, определяет стратегическое направление деятельности министерств, исходя из мнения премьер-министра. Секретариат Кабинета министров призван обеспечивать решение приоритетных задач правительства, путем коллективного рассмотрения основных вопросов государственного управления Кабинетом министров и его комитетами, осуществляя их взаимодействие друг с другом. Казначейство управляет государственными расходами, согласовывает ведомственные цели и задачи в соглашениях о государственных услугах и соглашениях о предоставлении услуг.

 

В Великобритании допускается как коллективная, так и индивидуальная ответственность правительства. При этом, если палата общин выразит недоверие какому-либо конкретному министру, премьер-министр должен решить, подавать ли в отставку этому члену правительства или правительству в целом. Такой подход к вопросу политической ответственности правительства перед парламентом основан на идее солидарной ответственности его членов. Считается, что все члены Кабинета и те, кто не входит в его состав, несут ответственность за его политику даже в тех случаях, когда кто-нибудь из них не согласен с отдельными правительственными решениями и действиями.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.