Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деление Маха-пуран по гунам

Таблица 1. Священные писания индуизма

Таблица 2. Пураны(священные писания индуизма, категория Смрити)
В Пуранах описывается история вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и девов, а также излагается индуистская философия и космология. Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма.

Пураны
Категория Маха-пураны Упа-пураны Стхала-пураны Кула-пураны
Описание Маха-пураны и Упа-пураны — основные пуранические писания.   Согласно «Матсья-пуране», в них излагаются пять основных предметов, называемых Панча-лакшана («пять отличительных чёрт»):   Сарга — сотворение вселенной. Пратисарга — второстепенные творения, повторное творение после разрушения. Вамша — генеалогия богов и мудрецов. Манвантара — сотворение человеческой расы. Вамшанучаритам — истории династий.   Большинство Маха-пуран и Упа-пуран в основном описывают эти темы, хотя часть их текстов посвящена также исторической и религиозной тематике. В каждой из Пуран обычно превозносится определённое божество (Шива, Вишну, Брахма, Кришна, Шакти и др.). В Пуранах излагается большое количество религиозных и философских концепций, таких как бхакти и санкхья.   Писания, в которых превозносятся определённые индуистские храмы. В них также описывается история создания храмов. Писания, в которых рассказывается о происхождении варн и связанных с этим историях.
Содержание 1. Агни-пурана (383 главы, 15 400 шлок-двустиший) Содержит описания жизни и деяний различных аватар Вишну. В частности, в «Агни-пуране» приводятся жизнеописания Рамы, Кришны и Притхви. В этой Пуране также описывается ритуальное поклонение, пураническая космология, джьотиша, история, военное дело, санскритская грамматика, индуистское право, аюрведийская медицина и боевые искусства. Согласно индуистской традиции, «Агни-пурана» была передана богом Агни ведийскому мудрецу Васиштхе. 2. Бхагавата-пурана (18 000 стихов). Самая известная из Пуран. Основная тема, изложенная в ней, это Вишну-бхакти. В ней также содержатся истории различных аватар Вишну. В десятой (самой объёмной) песни излагается история Кришны, причём возможно впервые на санскрите описываются его детские игры, которые впоследствии приобрели большое значение в движениях бхакти. В последней, 12-й песни, предсказываются события настоящей исторической эпохи Кали-юги (в соответствии с индуистским циклом времени) и грядущие катаклизмы на Земле. 3. Бхавишья-пурана (14 500 шлок) Слово бхавишья в переводе с санскрита означает «пророчество» и название этой Пураны можно перевести как «текст с пророчествами о будущем». Хотя «Бхавишья-пурана» принадлежит к пураническому жанру, в ней содержится очень мало легенд. Это одна из нескольких Пуран, в которой вслед за описанием царских династий прошлого следует описание царей, которые будут править в будущем. 4. Брахма-пурана (24 000 шлок) Разделена на две части, Пурва-бхагу и Уттара-бхагу. В Парва-бхаге повествуется об истории сотворения космоса и Вселенной, описываются жизнь и деяния Рамы и Кришны. В Уттара-бхаге содержится детальное описание индуистского места паломничества Пурушоттама-тиртхи. 5. Брахманда-пурана (12 000 шлок; включает в себя «Лалита-сахасранама») Название этой Пураны происходит от содержащегося в ней описания брахманды, «космического яйца» Брахмы из которого сформировалась Вселенная. Брахма также описывает будущие космические эпохи. В «Брахманда-пуране» упоминаются Радха и Кришна, Рама, аватара Вишну Парашурама. 6. Брахма-вайварта-пурана (18 000 шлок) «Брахмавайварта-пурану» излагает ведийский риши Сута Госвами собранию мудрецов в лесу Наймишаранья. Она разделена на четыре части. В первой части рассказывается о сотворении вселенной и всех живых существ. Во второй части, «Пракрити-кханде», описываются различные богини (или шакти), являющиеся вополощениями Пракрити. Третья часть, «Ганеша-кханда», в основном посвящена описанию жизни и деяний Ганеши, а последняя часть, «Кришнаджанма-кханда», содержит жизнеописание Кришны. 7. Гаруда-пурана (19 000 шлок) В «Гаруда-пуране» изложены наставления Вишну своей вахане, птице Гаруде. В этой Пуране также обсуждаются такие предметы, как индуистская астрономия, медицина, санскритская грамматика и наука о драгоценных камнях, объясняющая их структуру и качества. В частности, «Гаруда-пурана» рассматривается как авторитетный источник, описывающий наваратну. В «Гаруда-пуране» содержится подробное описание пути, который проделывает душа после смерти. В частности, приводится подробный список наказаний, ожидающий душу на адских планетах за определённые виды греховной деятельности. 8. Курма-пурана (17 000 шлок) В «Курма-пуране» содержится детальное описание явления и деяний одной из основных аватар Вишну — Курмы. Согласно самой Пуране, Вишну поведал её божественному мудрецу Нараде, который затем пересказал её собранию риши. 9. Линга-пурана (11 000 шлок) В «Линга-пуране» описывается индуистская космология (в частности сотворение Вселенной), происхождение лингама и появление из него Брахмы, Вишну и всех Вед. В этой Пуране, Шива говорит о важности поклонения лингаму и объясняет правила проведения ритуалов линга-пуджи. 10. Маркандея-пурана (9 000 шлок; включает в себя «Деви-махатмьям») Представляет собой беседу между двумя ведийскими мудрецами — Джаймини и Маркандеей. «Маркандея-пурана» начинается с четырёх вопросов, которые Джаймини задаёт Маркандее. 11. Матсья-пурана (14 000 шлок) Является основным источником, описывающим Матсью — аватару Вишну в образе гигантской рыбы, одну из десяти главных аватар в вайшнавизме. 12. Нарада-пурана (25 000 шлок) Представляет собой беседу между Нарадой и одним из четырёх Кумаров — Санат Кумарой. В ходе диалога, Нарада рассказывает Санат Кумару о расположении и значении основных мест паломничества. 13. Падма-пурана (55 000 шлок) «Падма-пурана» разделена на пять частей. В первой части мудрец Пуластья объясняет Бхишме о дхарме и её основной сути. Во второй части подробно описывается Притхиви (Земля). В третьей части обстоятельно описывается космос и его сотворение; там же содержится описание Индии. В четвёртой части говорится о жизни и деяниях Рамы. В пятой части содержится беседа между Шивой и его супругой Парвати, в которой обсуждается основная суть дхармы. 14. Шива-пурана (24 000 шлок) Существует несколько редакций «Шива-пураны». В редакции, опубликованной издательством «Bangabasi Press» в 1907 году в Калькутте, «Шива-пурана» состоит из шести самхит: Джнана-самхита, Видьешвара-самхита, Кайлаша-самхита, Санаткумара-самхита, Ваявия-самхита (разделена на две части — Пурва-бхагу и Уттара-бхагу) и Дхарма-самхита. Каждая из самхит разделена на главы (называемые адхьяя), общее количество которых составляет 260. 15. Сканда-пурана (81 100 шлок), возможно самая большая из всех Пуран. Бо́льшая часть «Сканда-пураны» посвящена описанию жизни и деяний сына Шивы и Парвати Картикеи (также известного под именами Сканда и Муруган). В этой Пуране также содержится много легенд о Шиве и о шиваитских святых местах паломничества. В частности, «Сканда-пурана» описывает культ Шивы в регионе Хемакута (Виджаянагар) в Карнатаке, в Варанаси и Ориссе. 16. Вамана-пурана (10 000 шлок) священный текст индуизма на санскрите, посвящённый одной из аватар Вишну — Вамане. В этой Пуране также содержатся тексты, прославляющие Вишну и Шиву. 17. Вараха-пурана (10 000 шлок) В «Вараха-пуране» описываются деяния одной из десяти основных аватар Вишну — Варахи. 18. Вишну-пурана (23 000 шлок) Представлена в виде диалога между Парашарой и его учеником Майтреей. Разделена на 6 частей. Основными темами её являются мифы о сотворении, истории о сражениях между асурами и девами, аватары Вишну, генеалогия и истории легендарных царей.   Маха-пураны также принято делить на три категории согласно Тримурти:  
Брахма Пураны: Вишну Пураны: Шива Пураны:
Брахма-пурана Брахманда-пурана Брахма-вайварта-пурана Маркандея-пурана Бхавишья-пурана Вишну-пурана Бхагавата-пурана Нарада-пурана Гаруда-пурана Падма-пурана Вараха-пурана Вамана-пурана Курма-пурана Матсья-пурана Калки-пурана Шива-пурана Линга-пурана Сканда-пурана Агни-пурана Ваю-пурана

 

 

Деление Маха-пуран по гунам.

В соответствии с классификацией, описанной в одной из Пуран, «Падма-пуране», они делятся на три категории согласно трём гунам (качествам) материальной природы — благости, страсти и невежества. Говорится, что каждые из шести Маха-пуран особенно благоприятны для изучения тем, кто находится в соответствующей гуне:

 

Саттва («благость»): Раджас («страсть»): Тамас («невежество»):
Вишну-пурана Бхагавата-пурана Нарадея-пурана Гаруда-пурана Падма-пурана Вараха-пурана Брахманда-пурана Брахма-вайварта-пурана Маркандея-пурана Бхавишья-пурана Вамана-пурана Брахма-пурана Матсья-пурана Курма-пурана Линга-пурана Шива-пурана Сканда-пурана Агни-пурана

 

Существуют 18 Упа-пуран: 1. Брихан-нарадия-пурана 2. Бхаргава-пурана 3. Варуна-пурана 4. Васиштха-пурана 5. Ганеша-пурана 6. Деви-бхагавата-пурана 7. Дурваса-пурана 8. Калки-пурана 9. Капила-пурана 10. Мудгала-пурана 11. Нанди-пурана 12. Нарасимха-пурана 13. Парашара-пурана 14. Самба-пурана 15. Санат-кумара-пурана 16. Сурья-пурана 17. Хамса-пурана. 18. Шива-рахасья-пурана      

 

Таблица 3. Агамы(священные писания индуизма, категория Смрити)
К агамам принадлежит большое количество индуистских санскритских текстов. Существуют шиваитские, вайшнавские и шактистские агамы. В каждом из этих сборников текстов объясняются богословие и философия каждого из этих направлений индуизма. К категории агам также относятся наиболее авторитетные источники по йоге и её методам. Агамы иногда также называют тантрами.

Агамы (Тантры)
Сборники текстов, объясняющие богословие и философию каждого из следующих направлений индуизма: Наиболее авторитетные источники по йоге и её методам
Шиваитские В шиваитских агамах высшей реальностью провозглашается Шива.   Шиваитские агамы являются строго теистическими и описывают Шиву как Всевышнего Господа, имманентного и трансцендентного. Подразделяются на 64 «кашмирских Шайва-агамы» (64 тантры Трика) и 28 агам шайва-сиддханты.   Каждая агама содержит обычно 4 части-канды: Видья-канда или джнана-канда — о знании, философии; Является наиболее важной, так в ней даётся результат всего пути, сиддханта, заключение. Йога-канда— о методах йоги; В части Йога-канда излагается природа Шива-таттвы, связи между Шивой и космосом, отношения между дживой и Шивой. Пути йоги как связи души и Бога. Крия-канда — о действиях; Чарья-канда — о практиках. Крия-канда и Чарья-канда излагают различные способы поклонения, процедуры установки мурти в храмах и другие традиционные способы религиозного служения.   Из 28 Шайва-агам 10 считаются принадлежащими самому Шиве: 1. Камика 2. Йогаджа 3.Чинтья 4. Карана 5. Аджита 6. Дипта 7. Сукшма 8. Сахасрак 9. Аншуман 10. Супрабха.   Другие 18 принадлежащими перу различных учителей и риши, имевших прямое видение Шивы: 11. Виджая 12. Нишваса 13. Сваямбхува 14. Аджнеяка 15. Бхадра 16. Раурава 17 Макута 18. Вимала 19. Чандраджняна 20. Мукхайугбиба. 21. Удгита 22. Лалита 23. Сиддха 24. Сантана 25. Нарасимха 26. Кирана 27. Парамешвара 28.Пара. Вайшнавские В вайшнавских агамах (Панчаратре и Вайкханаса-самхитах) верховным Богом объявляется Вишну.   Тексты панчаратра вместо ритуальных ведийских жертвоприношений предписывают поклонение божествам в храме. Центральным элементом в панчаратре является божество, которое проявляет себя в пяти различных формах: пара, вьюха, вибхава, антарьямин и арча. Через эти пять аспектов непостижимый Парабрахман входит в контакт с материальным миром и его обитателями, давая возможность живым существам соприкоснуться с Богом. Шактистские В шакта-агамах (Тантрах) как верховному божеству поклоняются Шакти — супруге Шивы и божественной матери Вселенной.   В шактизме известно 77 агам, которые делятся на три категории:   5 Сабхагам — обучают навыкам, ведущим к познанию и освобождению; 64 Каулагамы — которые обучают навыкам, имеющим целью развитие магических сил; 8 Мишрагам — которые имеют целью и то и другое.  
       

 

Таблицы составил Рощин М. 5.06.2013

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.