Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обзор рынка колбасных изделий Казахстана (2008-2011)

Автор: Дмитрий Казаков 24.11.2011

В 2010 г. в Казахстане наблюдался спад производства колбасных изделий. При этом мощности по производству колбасных изделий были загруженны лишь на 32%. Это говорит о сокращении спроса на колбасную продукции у нас в Республике. Отчасти это вызвано изменением потребительских предпочтений, отчасти зависит от проблем в отрасли производства колбасной продукции. Следует отметить, что за 10 месяцев 2011 г. производство колбасы возросло на 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2010 г.

В среднем по данным статистики один казахстанец потребляет около 6,7 кг колбасных изделий в год. При этом лидером по потреблению являются колбасы полукопченые (45% потребления колбасных изделий). На варенную колбасу приходится около 35% потребленной колбасы, 20% приходится на сосиски и проч. При этом норма потребления колбасных изделий практически в 2 раза выше у сельского насения.

Импорт колбасных изделий практически не изменился по сравнению с предыдущим годом. В 2009 г. было ввезено около 25,3 тыс. тонн колбасных изделий. В 2010 г. импорт изменился незначительно и составил около 25,4 тыс. тонн. Около 99% всей завезенной колбасной продукции идет в Казахстан из России.

Наиболее важными моментами при выборе колбасных изделий являются:

· Внешний вид продукта. Консистенция, цвет, запах. Потребители выбирают, прежде всего, глазами.

· На втором месте находитсясобственный опыт потребления. Этот вактор типичен для продовольственных товаров, что люди прежде всего основываются на собственном опыте прошлых покупок и портебления.

· Конечно, для потребителей важна и цена продукта. Сложился определенный стереотип, что хорошая колбаса дешево стоить не может.

· Также важен такой фактор как имя производителя.Бренд часто является собирательным образом, стереотипом благодаря которому выбирать колбасу становится для потребителей легче. Имя производителя включает и уровень качества и цены и рекомендации знакомых. Поэтому хорошее имя и бренда компании на рынке продуктов питания «дорогого стоит».

 

 
 

БЫЛА «ДОКТОРСКАЯ»…
Российский рынок колбасных изделий

Исследование компании Global Reach Consulting (GRC)

В настоящее время в российской экономике одной из ведущих в пищевой промышленности является мясоперерабатывающая отрасль, которая напрямую зависит от развития в стране сырьевой базы, а также благосостояния населения. Важным сегментом данной отрасли, несомненно, является рынок колбасных изделий, который, в свою очередь, имеет достаточно большой потенциал для развития на территории России.

ПРОИЗВОДСТВО КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ
C начала 2010 года наблюдается восстановление российского производства колбас после кризиса 2009 года, при этом объем производства колбасных изделий в Российской Федерации по итогам года составил более 2 млн тонн. По сравнению с 2009 годом, объем производства колбас вырос на 7%, что в свою очередь вызвано увеличением потребления колбасной продукции населением России (рис. 1).

По оценке компании Global Reach Consulting (GRC), в 2011 году производство колбасных изделий увеличилось на 5,4%, что подтверждают данные за первое полугодие 2011 года.
В связи с кризисными явлениями с 2009 года спрос в целом сместился в сторону более дешевых колбас. В первом полугодии 2011 года в структуре российского производства по-прежнему преобладает производство более дешевого вида данной продукции – вареных и варено-копченых колбас, в том числе фаршированных. Их доля в общей структуре производства колбасных изделий составляла 65%.
Однако в 2010 году увеличился объем производства и копченых колбасных изделий. Рост производства копченых колбас говорит о том, что население постепенно начинает приобретать более дорогие виды колбасной продукции. Доля производства копченых колбасных изделий в общей структуре российского производства составила около 25%.
Доля производства колбасных изделий из термически обработанных ингредиентов (паштеты, ливерные колбасы, студни, холодцы, заливные, зельцы) и кровяных колбасных изделий в общей структуре производства не превышает и 4%.
Согласно данным маркетингового исследования, проведенного GRC, положительная динамика производства колбасных изделий наблюдается практически по всем федеральным округам, кроме Южного, где объем производства за первое полугодие 2011 года сократился.
Крупнейшим федеральным округом в РФ по производству колбасных изделий, как и в предыдущие годы, является Центральный федеральный округ. Здесь по итогам 2010 года было произведено около 40% всех колбасных изделий, выпускаемых в России. За первое полугодие 2011 года прирост производства составил около 2% по сравнению с соответствующим периодом 2010 года.
Далее следует Приволжский федеральный округ, чья доля в общем объеме производства составляет чуть менее 20%. За первые 6 месяцев 2011 года здесь произошел самый большой прирост производства среди федеральных округов по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. На третьем месте располагается Сибирский федеральный округ.
Особенностью российского рынка колбасных изделий, по оценке специалистов GRC, является то, что все крупнейшие производители колбасной продукции расположены в Москве и Московской области. Это связано с высокой плотностью населения и более высоким уровнем жизни относительно других регионов России. Спрос в центральных регионах на колбасы выше, и население готово покупать более дорогостоящую продукцию.
Российский колбасный рынок активно развивается в течение последних десяти лет. На долю 100 крупнейших производителей колбасных изделий приходится более 60% от общероссийского объема производства данной продукции. В пятерку крупнейших производителей входят предприятия, расположенные в Москве: ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» (ТМ «ОстаNкино», суб-бренды «Сливочные» и «Сосиска.Ру»), ЗАО «Микояновский мясокомбинат» (ТМ «Микоян», «Охотный ряд»), ОАО «Черкизовский мясоперерабатывающий завод» (ТМ «Черкизовский», «5 звезд», «Империя вкуса», «Мясная губерния» ), ОАО «Царицыно» (ТМ «Царицыно»), - и в Псковской области: это ОАО «Великолукский мясокомбинат» (ТМ «Великолукский мясокомбинат»)*.
Доля крупнейшего в России производителя колбасных изделий ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат» составляет 4% общероссийского производства данной продукции. Доли остальных российских производителей колбас не превышают 3% (рис. 2).


ИМПОРТ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ
По расчетам аналитиков GRC, объем импорта колбасных изделий в 2010 году не превысил даже 3 тысяч тонн. По итогам 2010 года импорт в натуральном и стоимостном выражении сократился на целых 70% относительно показателя 2009 года. А уже в январе-мае 2011 года физические объемы импортных колбасных изделий по сравнению с полным 2010 годом возросли более чем в 2 раза. После кризиса 2009 года в России наблюдается восстановление уровня жизни населения и увеличение доходов россиян, в результате чего растет спрос на импортные колбасные изделия, которые являются более дорогими, чем продукция отечественного производства.
Динамика зарубежных поставок колбасных изделий с 2007 года по июнь 2011 года показывает, что структура импорта остается неизменной. В 2010 году в натуральном выражении 72% объема импорта колбас занимали сосиски и сардельки, 18% приходилось на вареные и варено-копченые колбасы. Далее по убыванию следуют колбасы сухие и пастообразные, ливерные колбасы и паштеты из печени.
Ведущим поставщиком колбасных изделий в Российскую Федерацию являются Соединенные Штаты Америки. На их долю приходится более половины объема импорта колбас в натуральном выражении, при этом только треть - в стоимостном (рис. 3, 4).

Это свидетельствует о дешевизне продукции из США по сравнению с другими странами-поставщиками. Вторым по величине поставщиком колбасных изделий в РФ является Эстония. Далее в списке поставщиков - Польша.
На первую тройку стран - США, Эстонию и Польшу, - по расчетам специалистов GRC, в 2010 году приходилось 87% общего импорта колбасной продукции в натуральном выражении.
Рассматривая динамику импорта по странам происхождения за период 2009 год – первое полугодие 2011 года, на первом месте на протяжении всего периода находятся США.
В 2009 году и первом полугодии 2011-го активными поставщиками колбасных изделий в Россию также являлись Нидерланды, Франция, Италия, Дания, Испания, Бразилия и Венгрия.

ЭКСПОРТ КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Что касается объема российского экспорта колбасных изделий, он также невелик. По данным GRC, в 2010 году экспорт в натуральном выражении сократился на 42% относительно показателя 2009 года. В январе-мае 2011 года в России произошел рост средних контрактных цен и экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья сократился более чем на 35% по сравнению с аналогичном периодом 2010 года.
На первую тройку лидирующих стран-импортеров продукции из России приходится 93% всего экспорта колбасных изделий. Ведущим получателем колбасных изделий из Российской Федерации является Казахстан. Только на его долю приходится практически 80% экспорта в натуральном и 70% - в стоимостном выражении.
Рассматривая динамику экспорта колбасных изделий за период 2008-2010 годы, можно проследить тенденцию сокращения объемов вывозимой из России продукции. По прогнозам аналитиков GRC, в 2011 году объем экспорта также будет снижаться, что демонстрируют показатели за первое полугодие 2011 года.

ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОЛБАСНЫХ ИЗДЕЛИЙ
Анализируя объемы внутреннего производства, импорта и экспорта, можно сделать вывод, что объем видимого внутреннего потребления колбасных изделий в России по итогам 2010 года увеличился на 7%**. По прогнозам компании GRC на 2011 год, объем видимого потребления колбасных изделий в России вырос ориентировочно на 5% - за счет роста внутреннего производства колбасных изделий и увеличения объема российского импорта, что демонстрируют данные за первое полугодие 2011 года (рис. 5).

Таким образом, в структуре российского рынка колбасных изделий практически вся продукция – отечественного производства. Изменение долей отечественной и импортной продукции в общей структуре рынка за период с 2008 год по июнь 2011-го незначительно.

* Компании расположены в порядке убывания объемов производства.
** Объем видимого потребления рассчитывается как сумма внутреннего производства и импорта за вычетом экспорта.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.