Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Жанры календарного цикла (разговор с природой)



 

Игровые приговорки и припевки, заклички были включены в игровое действие и способствовали его организации. Содержание этих произведений определяла сама игра. В играх дети изображали семейный быт и трудовые занятия деревни, что готовило их ко взрослой жизни. Приговорки произносились также перед нырянием в реку; для того, чтобы избавиться от воды, попавшей в ухо во время купания. В своей приговорке дети могли обратиться с просьбой к христианским святым.

Некоторые приговорки несут социальный смысл.


Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

 

Радуга – дуга,

Не давай дождя!

Давай солнышка –

Колоколнышка!

 

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Солнышко на рядись,

Красное покажись!

 

Дождик, дождик, перестань.

Я поеду во Ристань

Богу молиться,

Кресту помолиться, – …»


 

2. Игровой фольклор: считалки, жеребьевки.

 

Жеребьевки (или "сговоры") определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, или только один вопрос, в котором предлагается выбор. Собственно жеребьёвки представляют собой загадку. Но загадку обязательно двучленную, в которой образы совпадают или противопоставляются. Иногда рифма содержится в обращении:

Коня удалого или казака удалого?

Травка – муравка или золотой булавки?

Коня кормить или печь топить?

Бочку с салом или казака с кинжалом?

С неба стрельца или с земли молодца?

 

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Считалки связано с древними формами гадания.

У считалок две главные особенности, во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция.


Авсень-паусень,

Шинь, пень,

Ширварвень.

Авсень-паусень.

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть,

К нам сорока прилетела

И тебе водить велела.

Дзинь!


 

3. Потешный фольклор: молчалки, гляделки, голосянки-волосянки.

 

Своеобразными словесными упражнениями были молчанки – стихотворный уговор молчать, а также голосянки (вариант: "волосянки" (таскание за волосы – петь волосянку – кричать от боли) – соревнование в вытягивании на одном дыхании гласного звука в конце стишка.

Соберемся на полянке

И затянем голосянки!

А кто не дотянет,

Тот безголосым станет!

Эге-гей! Ве-се-ле-е-е-е-е-е-ей!..

Гляделки - детская игра, в которой двое смотрят в глаза друг другу, пока кто-л. не моргнёт.

 

4. Сатирический фольклор: прозвища, дразнилки, поддевки, остроты.

 

Дразнилки. Вид детского фольклора, в котором предметом вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена («Алёшка – лепёшка»), физические недостатки и внешность («Рыжий-рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой»), занятия и профессия («Портной-швец, Не хочешь ли щец?..»), социальная и национальная принадлежность, черты характера и пр. В дразнилках постоянна установка на юмор, игру слов, обмен рифмованными остротами. Дразнилки нередко используются во время детских ссор.

Дразнило – собачье рыло.

Тили-тили тесто. Жених и невеста.

Ябеда-карябида, пустая шоколадина!

 

Мирилки

Своё название получили от слова " мир " - мириться, дружба. Мирилки это короткие стихотворные строчки, которые приговаривают дети после ссоры.

При этом часто дети сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

Мирись – мирись – мирись,

И больше не дерись,

- А если будешь драться,

- Я буду кусаться,

- А кусаться ни почём,

- Буду драться – кирпичом,

- А кирпич ломается,

- Дружба – начинается!

 

Поддевка – фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.


- Скажи двести.

- Двести.

- Голова в тесте!

 

- Скажи петух.

- Петух.

- Ты протух!


Остроты.


- Я пойду в лес.

- И я.

- Я срублю дерево.

- И я.

- Я вырублю колоду

- И я.

- И замешу свиньям.

- И я.

- Они будут есть.

- И я.


 

Некогда Г.С. Виноградов отметил у детей "единственный вид устной словесности, представленный прозой" – сказку.

 

5. Страшилки, пугалки, садистские стишки.

 

Страшилки (пугалки)

Страшилки представляют собой небольшие истории с напряжённым сюжетом и пугающим финалом, цель которых — испугать слушателя. В страшилке сливаются традиции волшебной сказки с актуальными проблемами реальной жизни ребенка. Среди детских страшилок можно обнаружить сюжеты и мотивы, традиционные в архаическом фольклоре, демонологических персонажей, однако для современных страшилок преобладающей является группа сюжетов, в которых демоническими существами оказываются предметы и вещи окружающего мира.

Сидит Бука на пеньке в красном армяке. Баба с коромыслом идёт. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Баба говорит: - Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги воду донести. Я тебя чаем угощу. Бука заворчал, воду в вёдрах расплескал. Сидит, сердит. Идет девочка, гусей хворостиной гонит. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Девочка говорит: - Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги гусей пасти. Я тебя пирожком угощу. Бука заворчал, гусей разогнал. Сидит, сердит. Идёт мальчик с вершой. Бука грозно поглядел, закряхтел, толстыми губами зашлёпал, злыми глазами захлопал. Мальчик говорит: - Что, Бука, сидишь угрюмый, брови нахмурил, насупился? Помоги вершу с рыбой домой донести. Я тебя ухой угощу. Бука заворчал, вершу разломал, рыбу раскидал. Один пескарь ему за ворот попал - под рубаху. Затрепыхался. Стал Бука по земле кататься и смеяться. Кричит: - Ой, спасите! Ой, не щекотите! Так Бука уморился, что больше не сердился.

Страшилки (или страшные истории) перешли и в современный жанр детского фольклора:

 

Красные копыта и клыки. Жила-была девочка, папа, мама и бабушка. Мама ходила в длинной юбке, а папа никогда не смеялся. Дочка спрашивает у бабушки: "Бабушка, почему мама ходит в длинной юбке?" " А ты, когда сядешь за стол, подними ей юбку, и увидишь. "Бабушка, а почему папа никогда не смеется?" "А ты, когда он будет читать газету, пощекочи ему пятки, и увидишь." Дочка так и сделала. Залезла под стол и подняла маме юбку, и увидела красные копыта. Пощекотала папе пятку, он засмеялся, и она увидела красные клыки. Ночью она выглянула на улицу и увидела, что мать топчет копытами бабушку, а отец ест ее. Утром мать спрашивает: "Ты видела, что мы делали ночью?" "Дочка сказала: "Да". Тогда ночью они сделали тоже самое с дочерью, что и с бабушкой.

 

«Как вызвать Бабу Ягу».

Надо пойти в 12 часов ночи в туалет. Написать там круг мелом и сидеть ждать. Прийти утром пораньше. Если будет крест на круге – значит, Баба Яга прилетал.

 

Садистские стишки (современный детский фольклор)

 

Маленький мальчик нашел пулемет,

Больше в деревне никто не живет.

Только сидит на заборе ворона,

Жаль, на нее не хватило патрона.

 

6. Тарабарный язык – заумный, тайный.

 

По мнению психологов, создание детских тайных языков – это отражение психологии детства, «один из социализирующих факторов, среди которых наибольшее значение имеет стремление утвердиться в окружении сверстников, проявлять остроуме, реализовать творческий потенциал». Тайные языки как часть детской субкультуры заимствуют элементы из взрослого литературного языка. Как правило, детский язык не всегда переводим на обычный язык, но этот язык всегда неповторим. В некоторых случаях говорящие на тайном языке совершенно не понимают друг друга и даже не каждый говорящий знает, что говорит. В этом и заключается его уникальность.

Первым исследователем тайных детских языков был известный советский профессор - фольклорист Георгий Семенович Виноградов. В 1926 году он опубликовал работу под названием «Детские тайные языки», где впервые описал разные их типы. Учёный пришёл к такому выводу: основой всех тайных языков русских детей является их родной, русский. Он превращается в тайный, то есть непонятный для непосвящённых людей, в результате довольно хитрых преобразований слов естественного языка.

уСУчеСЕньеСЕ - свеСЕт, аСА неСЕуСУчеСЕньеСЕ - тьмаСА (Ученье – свет, а неученье – тьма)

олоко икпурорп еылеп икпулок (Около прорубки белые голубки).

А так же тайный письменный язык и язык жестов.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.