Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Г. – крещение Новгорода «огнем и мечом» Добрыней и Путятей



Двоеверие – особенность русского православия в начальный период крещения – сочетание христианских догматов, правил с традициями и представлениями язычества.

Последствия ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА ДРЕВНЕЙ РУСЬЮ Церковь как новая политическая организация поддерживала княжескую власть, укрепляла единство страны, оправдывала существующую социальную несправедливость, следила за моральным состоянием общества, способствовала распространению письменности.

Понятия

  • Русская правда – первый свод русских законов (обычное право)
  • Русская земля – единое государство, разделенное на волости
  • Земли – крупные, самостоятельные княжества
  • Волости – княжества, входившие в состав земли
  • Феод – земельное владение с крестьянами
  • Феодал – землевладелец
  • Феодализм – аграрное общество, общественно-политический строй, где есть крупное землевладение и зависимое население: феодалы и крепостные крестьяне.
  • Зависимое население:

ü рядовичи

ü закупы

ü наймиты

ü прощенники

ü холопы

ü рабы.

  • Вотчина – земельное владение, переходящее по наследству
  • Поместье – ненаследственное владение, даруемое на время службы князем феодалу
  • Феодальная раздробленность – закономерный процесс в развитии феодализма, когда каждый феодал стремится к независимости (сепаратизм)
  • Причины феодальной раздробленности:

- раздел территории между наследниками

- княжеские междоусобицы

- рост крупного землевладения

- натуральный характер хозяйства

- развитие ремесла

- рост и развитие городов

- усиление местного аппарата управления

+ феодальной раздробленности:

- рост городов, ремесел и торговли

- культурное развитие отдельных регионов

– феодальной раздробленности:

- слабая централизация власти

- распад государства на отдельные княжества

- уязвимость для внешних врагов

- бесконечные войны

 

Владимир (980 – 1015)

  • Крещение Руси
  • Восстановление единства государства, прекращение междоусобиц (3 года)
  • Изменение во внешней политике: западное направление. Борьба с Польшей.
  • Стал строить оборонные укрепления для защиты от печенегов (Белгород). Появилась система светового оповещения.
  • Первая русская церковь – Десятинная в Киеве.
  • Система управления при Владимире – как при Святославе – сыновья великого князя становились наместниками в княжествах.

 

Ярослав Мудрый (1019 – 1054)

Его жена - дочь шведского конунга Олава — Ингигерда, Ирина.

1015 – 1016, 1019 гг. - борьба за киевский престол с Святополком Окаянным. 1014 г. – отказался платить дань Киеву, чем вызвал гнев отца.

1024 г. – борьба с тмутараканским князем Мстиславом. Поделили страну.

1025 г. – основная деятельность связана с просветительством и

христианизацией Руси.

1036-1037 гг. - в Киеве крепостные укрепления («город Ярослава»),

- Золотые ворота с надвратной Благовещенской церковью,

- Софийский собор,

- основаны монастыри святых Георгия и Ирины. Прообразами

этих построек были сооружения Константинополя и

Иерусалима; они призваны были символизировать

перемещение в Киев центра православного мира.

1038 г. – «Слова о законе и благодати» Илариона

Первая русская летопись — Древнейший свод.

1016 ? «Русская Правда».

1030-1040-е гг. –завершился процесс объединения под властью киевского

князя всех восточнославянских земель; походы на Польшу, Литву; 1036 г. – разгром печенегов.

1043 г. – предпринял поход на Византию (не удачно).

1051 г. – Иларион стал киевским митрополитом (независимость русской

епархии от Константинополя)

1054 г. – новый закон о престолонаследии: старшему в роду

(горизонтальное наследование)

Значение деятельности:

- крупный государственный деятель

- истинный христианин

- крупный градостроитель

- целеустремленный, настойчивый

- смелый воин, талантливый полководец

- 25 лет без войны на своей территории

- образованный человек – строил школы, распространял грамоту

Мономашичи

 

Всеволод Ярославич (1030 – 1093) + Мария (Анна -?), дочь византийского императора Константина IХ Мономаха.

       
   
 


Владимир Мономах Ростислав (ум. 1093)

(1053 – 1113 – 1125)

Жена – дочь англосаксонского короля Гарольда

       
 
   
 

 

 


Мстислав Великий Юрий Долгорукий

(1076 – 1125 – 1132) (ум. 1157)

       
   

 


Волынская ветвь Смоленская ветвь

Изяслав Ростислав

           
     
 


Мстислав Роман Мстислав Храбрый

(ум. в 1180)

Роман Мстислав Киевский

(1199 – 1205) (ум. 1223 г.) Мстислав Удалой

(ум. в 1228)

 

Даниил Галицкий

(1201 – 1264)

 

Владимир Мономах

1076 – с Олегом Святославичем участвовал в походе против чехов с поляками.

1078 – Всеволод – киевский князь, а Владимир получил Чернигов.

1080 – освободил Черниговские земли от половцев, нанес поражение кочевникам-торкам.

Подавил восстание владимиро-волынского князя Ярослава против отца.

1093 – умер Всеволод, Владимир уступил Киев по старшинству Святополку, а сам занял черниговский престол.

1093 – боролся с половцами и их союзником Олегом Святославичем.

1094 – уступил Олегу Чернигов, занял Переславль.

1095 – заключил мир с половецкими ханами Итларом и Китаном, вероломно их убил с помощью Ратибора и его сыновей (переяславский посадник, воевода) и киевского боярина Словята. (заложником у половцев был 10-летний сын его Святослав)

1097 – Любечский съезд, он инициатор. Другие съезды – 1100, 1103 (Долобский) гг.

1103, 1107. 1111 – военные походы против половцев, которые после поражений переслали надолго совершать набеги на Русь.

1113-1125 – великий киевский князь.

Принятие нового свода законов – «Устав»: защита права собственности, облегчение положения бедных, снижение %%, облегчение долговых обязательств. Это закон воссоединенной Руси.

 

ПОУЧЕНИЕ

Я, худой, дедом своим Ярославом, благословенным, славным, нареченный в крещении Василием, русским именем Владимир, отцом возлюбленным и матерью своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях, помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться.

Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра. Если же кому не люба грамотка эта, то пусть не посмеются, а так скажут: на дальнем пути, да на санях сидя, безлепицу молвил.

Ибо встретили меня послы от братьев моих на Волге и сказали: "Поспеши к нам, и выгоним Ростиславичей и волость их отнимем; если же не пойдешь с нами, то мы - сами по себе будем, а ты - сам по себе". И ответил я: "Хоть вы и гневаетесь, не могу я ни с вами пойти, ни крестоцелование преступить". И, отпустив их, взял Псалтырь, в печали разогнул ее, и вот что мне вынулось: "О чем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня?" и прочее. И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите.

"Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в него". "Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей". И еще немного: "И не будет грешника; посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и насладятся миром. Злоумышляет грешный против праведного и скрежещет на него зубами своими; Господь же посмеется над ним, ибо видит, что настанет день его. Оружие извлекли грешники, натягивают лук свой, чтобы пронзить нищего и убогого, заклать правых сердцем. Оружие их пронзит сердца их, и луки их сокрушатся. Лучше праведнику малое, нежели многие богатства грешным. Ибо сила грешных сокрушится, праведных же укрепляет Господь. Как грешники погибнут, - праведных же милует и одаривает. Ибо благословляющие Его наследуют землю, клянущие же Его истребятся. Господом стопы человека направляются. Когда он упадет, то не разобьется, ибо Господь поддерживает руку его. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Всякий день милостыню творит праведник и взаймы дает, и племя его благословенно будет. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков". (…)

Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец Бог милостив и премилостив. Мы, люди, грешны и смертны, и если кто нам сотворит зло, то мы хотим его поглотить и поскорее пролить его кровь. А Господь наш, владея и жизнью и смертью, согрешения наши превыше голов наших терпит всю нашу жизнь. Как отец, чадо свое любя, бьет его и опять привлекает к себе, так же и Господь наш показал нам победу над врагами, как тремя делами добрыми избавляться от них и побеждать их: покаянием, слезами и милостынею. И это вам, дети мои, не тяжкая заповедь Божия, как теми делами тремя избавиться от грехов своих и царствия небесного не лишиться.

Бога ради, не ленитесь, молю вас, не забывайте трех дел тех, не тяжки ведь они. Ни затворничеством, ни монашеством, ни голоданием, которые иные добродетельные претерпевают, но малым делом можно получить милость Божию.

"Что такое человек, как подумаешь о нем?". "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои. Разум человеческий не может постигнуть чудеса Твои", - и снова скажем: "Велик Ты, Господи, и чудны дела Твои, и благословенно и славно имя Твое вовеки по всей земле". Ибо кто не восхвалит и не прославит силу Твою и Твоих великих чудес и благ, устроенных на этом свете: как небо устроено, или как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма, и свет? И земля на водах положена, Господи, Твоим промыслом! Звери различные и птицы и рыбы украшены Твоим промыслом, Господи! И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица; если и всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости. И тому подивимся, как птицы небесные из рая идут, и прежде всего в наши руки, и не поселяются в одной стране, но и сильные и слабые идут по всем землям, по Божьему повелению, чтобы наполнились леса и поля. Все же это дал Бог на пользу людям, в пищу и на радость. Велика, Господи, милость Твоя к нам, так как блага эти сотворил Ты ради человека грешного. И те же птицы небесные умудрены Тобою, Господи: когда повелишь, то запоют и людей веселят; а когда не повелишь им, то, и имея язык онемеют. "И благословен, Господи, и прославлен зело!". "Всякие чудеса и эти блага сотворил и совершил. И кто не восхвалит Тебя, Господи, и не верует всем сердцем и всей душой во имя Отца и Сына и Святого Духа, да будет проклят!".

ТЕКСТ письма Владимира Мономаха Олегу Гориславичу
«О я, исполненный многими страстями (1) и печальный! Много борешься, душа, с сердцем, и одолело сердце мое (2), потому что тленны мы. Помышляю, как предстать пред Страшным судией, не покаявшимся и не примирившимся между собою (3). Ибо кто говорит: "Бога люблю, а брата своего не люблю" — ложь это (ср. 1 Ин. 4, 20). И еще: "Если не простите брату прегрешения его, то и вам не простит Отец ваш Небесный" (ср. Мф. 6, 15). Говорит пророк: "Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие" (Пс. 36, 1); "как хорошо и как приятно [жить] братьям вместе!" (Пс. 132, 1).

Но всё наущение дьявольское. Вот ведь были рати при умных дедах наших, при добрых и блаженных отцах наших. Дьявол ведь не хочет добра роду человеческому, ссорит нас. А написал я это тебе, потому что принудил меня сын твой (4), которого ты крестил, что сидит возле тебя; прислал ко мне мужа своего с грамотой, [так] говоря: "Уладимся и смиримся. А братцу моему суд [Божий] пришел (5). Так не станем мстителями за него, но положимся на Бога, когда предстанут они пред Богом. А Русской земли не погубим" (6). И я, видя смирение сына своего, сжалился и, Бога устрашившись, сказал: он, молод и неразумен, так смиряется, на Бога уповает — я же человек грешен, грешнее всех людей. Послушал я сына своего, написал тебе грамоту: примешь ли ее с добром или с поруганием, об этом узнаю из твоего писания.

Этими ведь словами я предупредил тебя, чего я ждал от тебя, смирением и покаянием желая от Бога [отпущения] прежних своих грехов. Ибо [и] Господь наш, не человек, но Бог всей вселенной — что захочет, во мгновение ока все сотворит, — Сам претерпел насмешки, и плевание, и побои; и на смерть предал себя, владея жизнью и смертью. А мы что суть, люди грешные и злые: сегодня живы, а наутро мертвы; сегодня в славе и чести, а назавтра в гробу и в забвении, [и] другие собранное нами разделят. Посмотри, брат, на отцов наших: что взяли они и на что им одежды их? Но только и есть у них, что сделали душе своей.

Такими словами, брат, следовало тебе, пославши ко мне, опередить меня. Когда же убили дитя мое и твое (7) пред тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее, словно цветок, только что расцветший, словно агнец заколотый, сказать, стоя над ним, проникнув [в] помыслы души своей: "Увы мне, что сотворил! Воспользовавшись неразумием его, ради неправды мира сего призрачного, добыл грех себе, [а] отцу и матери — слезы". Подобало тебе сказать вслед за Давидом: "Знаю, грех мой всегда предо мною" (Пс. 50, 5). Не из-за пролития крови, [но] свершив прелюбодеяние, помазанник Божий Давид посыпал голову свою и плакал горько — тот час отпустил ему согрешения его Бог. Богу бы тебе покаяться, а ко мне грамоту написать утешительную, а сноху мою (8) послать ко мне — ибо нет в ней ни зла ни добра, — обняв ее, оплакал бы мужа ее и ту свадьбу их, вместо пения — ибо не видел я первые радости их, ни венчания их за грехи мои. Бога ради пусти ее ко мне скорее, с первым послом, чтобы, испустив слезы с нею, поселил ее рядом. И сядет она, словно горлица на сухом дереве, жалеючи, а я утешусь о Боге.

Тем ведь путем шли деды и отцы наши. От Бога ему суд пришел, а [не] от тебя. Если бы ты тогда свою волю сотворил и Муром добыл, а Ростова не занимал (9), но послал ко мне, то мы бы отсюда уладились. Но сам рассуди: мне ли подобало к тебе посылать, или тебе ко мне? Да если бы ты велел дитя [моему]: "Сошлись с отцом", десять раз я бы послал.

Дивно ли, если муж погиб на войне? Так умирали лучшие в роду нашем (10). Не надо было ему выискивать чужого и меня в стыд и печаль вводить. Научили ведь его отроки, чтобы себе добыть, — а ему добыли зло. Да если начнешь каяться Богу и ко мне будешь добр сердцем, послав посла своего или епископа (11), то напиши грамоту с правдою — тогда и волость добром получишь, и сердце наше обратишь к себе, и лучше будем, чем прежде: ни враг я тебе, ни мститель. Не хотел я ведь крови твоей видеть у Стародуба (12). Но не дай мне Бог видеть кровь ни от руки твоей, ни от повеления своего (13), ни от кого-нибудь из братьев. Если же я лгу, то Бог меня ведает и крест честной! Если же в том я грех совершил, что пошел на тебя к Чернигову из-за поганых, то в том я каюсь и о том братии печалился и еще им поведал, потому что человек есмь.

Если тебе добро, то… Если же худо, то вот сидит сын твой крестный с малым братом своим (14), хлеб едят дедовский (15). А ты в своем сидишь (16) — об этом и рядись. А если хочешь убить их — то вот они у тебя. Ибо не хочу зла, но добра хочу братии и Русской земле. А что ты хочешь силой взять, то мы давали тебе и у Стародуба… отчину твою. Бог свидетель, что мы с братом твоим (17) рядились, да не может он без тебя рядиться. И не сделали мы ничего дурного, не сказали: ссылайся с братом, пока не уладимся. Если же кто из вас не хочет добра и мира христианам, то не дано будет от Бога душе его узреть мира на том свете. Не от нужды говорю тебе, не из-за беды какой по Боге, сам услышишь. Но душа моя дороже мне всего света сего.

"На Страшном суде без обвинителей себя обличаю" (18), и прочее.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.