Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Связь даосизма с религией



Учение даосов тесно смыкается с религией, с оккультными науками, магией, колдовством. Инь Чжаоэнь, даос, предпринимает попытку соединить три основные религиозные течения (конфуцианс­тво, даосизм, буддизм) воедино: "Когда великий передел разде­лился, то образовалось три первоначала (сань цай) Они называют­ся Небо, Земля и Человек. Человек также имеет три первоосновы (сань цзун)". Они называются конфуцианство - учение о совершен­ной мудрости, учение Дао цзы - о сокровенном и учение Буддыдхояне. Целью всех трех является постижение Дао и делятся они лишь функционально: конфуцианство способствует "заложению осно­вы", учение Лао цзы - "вхождению в ворота" и буддизм - "дости­жению высшего образца".

ЗНАЧЕНИЕ ДАОСИЗМА ДЛЯ ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Даосизм и конфуцианство являются двумя основными линиями, главными направлениями в развитии китайской философии и культу­ры.

Древние трактаты содержат как разработку основных фило­софских концепций (Дао, дэ), которые позже приняли конфуцианцы, проблемы натурфилософии и онтогенеза, так и просто красивые ли­рические стихи, басни, сюжетные мотивы. Трудно провести четкое разграничение между собственно философией и собственной культу­рой в сознании китайца. Это некоторое особое миропонимание, да­же молчание наполнено тайным смыслом, символикой, труднодоступ­ной для непосвященного европейца. Конфуцианство более четко оп­ределено, чем даосизм, содержит определенные требования, регла­менты относительно поведения человека. Некоторые философы поэ­тому старались связать воедино эти два мировоззрения, говоря, что конфуцианство создано для чиновников государственной служ­бы, эти взгляды нужно разделять на работе, а созерцанием приро­ды, дыхательными упражнениями, психической саморегуляцией можно заняться на досуге. Конфуцианцы, как и даосы, видели существующее несовершенство мира, осуждали его и предлагали свои рецепты для блага человечества. В ходе исторического развития, когда у власти стояла та или иная династия, преобладал либо даосизм, ли­бо конфуцианство. Эти две тенденции существуют и сейчас. Существуют школы даосизма, увлечение проблемами биоэнергетики человека, связи его с космосом, правильное расположение человека в космо­се, астрология, хиромантия, иглотерапия давно вышли за пределы Китая и нашли своих почитателей в других странах. Помимо ок­культных наук, идеи даосизма в решающей степени определяют ки­тайскую эстетику, прозу и поэзию, театр, живопись, то есть ки­тайскую культуру.[36]


Заключение

Мир даосизма — это мир иллюзорный, вечно ускользающий, символический, но именно благодаря этому он опосредует собой полноту истины. Даосское знание распластывает саму природу, диффузирует её до абсолютного ничто, до “расплывчато-туманного” и “туманно-неопределенного”, до сплошной темноты и одновременно “слепящего сияния” Дао. И в этой символической перспективе, казалось бы, вот-вот должно проступить “бытие истины”, нечто доподлинное, единственно верное в жизни культуры. Но нет — каждый раз конечное и абсолютное оказываются не то что невысказанными, но даже не намеченными, остаются где-то “за кадром” — за словом и даже за мыслью. И благодаря этому древняя китайская религия несет в себе универсальные ценности, не зависящие от времени и пространства, ибо величественной мистерии человеческого духа суждено длиться вечно.

Даосизм делает акцент на сближение с природой, соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Дао же по праву можно назвать квинтэссенцией философии традиционного Китая. Дао – как изначальная верховная всеобщность, как великий закон природы и первопричина всего сущего, как высшая абсолютная реальность, из гигантского пути-потока которой рождается феноме­нальный мир, чтобы, в конце концов, уйти туда же и затем появить­ся вновь, но уже обновленным.

Лучший способ понять, что такое даосизм, - научиться ценить в жизни не умное, даже не доброе, а просто долговечное, неумирающее, что бы то ни было. Мудрость Дао обращена к сердцу каждого человека, и без радостного и бескорыстного душевного отклика, которым держится жизнь каждого существа, стоит немного.

Даос живет тем, что живо вовеки; он живет самым надежным - капиталом духа. А это значит, что даосизм есть, прежде всего, оправдание традиции. Правда Дао - это то, что дается нам прежде, чем мы познаем сами себя, и она есть то, что перейдет от нас к будущим поколениям после того, как мы уйдем...

Таким образом, даосизм - это путь цельного существования, в котором умозрение и действие, дух и материя, сознание и жизнь оказываются собранным в свободном, беспредельном, «хаотическом» единстве. Такое единство насквозь парадоксально, и потому даосские учителя умолкают, когда от них требуется объяснить их мудрость.

 


Список литературы:

1) Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.,1994.

2) Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С./ М. , "Наука", 1982

3) Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б.— М.: Саттва, 1993

4) Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А. – СПб.: 1993.

5) Даосская йога (китайская даосская алхимия). Лапин А. Э.— М.: Саттва, 1993

6) Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение. Ян Хин-Шун.— М.– Л.: АН СССР, 1970.

7) Китайская классическая “Книга перемен”. Щуцкий Ю. К.— М.: 1960

8) Китайская философия: Энциклопедический словарь / РАН. ИДВ; гл. ред. М. Л. Титаренко. — М.: Мысль, 1994

9) Мистерия Дао. Маслов А. А.— М.: Сфера, 1996

10)Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.— М.: ИНСАН, РМФК, 1992

11)Чжуан-Цзы. Малявин В. В. М. , "Наука", 1988.

 

 

* * *

 


[1] Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). Лукьянов А. Е.

[2] Дао и даосизм в Китае. Васильев Л. С. /М. , "Наука", 1982.

[3] “Чжуан-цзы” — философский трактат, названный по имени автора, одного из основоположников философии даосизма (полное имя Чжуан Чжоу – , IV – III вв. до н. э.). С VIII в. именуется еще как “Наньхуа чжэнь цзин” (“Истинная каноническая книга [философа из] Наньхуа”). Один из важнейших текстов даосской философии.

[4] Чжуан Чжоу (Чжуан-цзы, Мэн Чжоу, Янь Чжоу) (ок. 369 до н. э. – ок. 286 до н. э.) — один из основоположников философии даосизма, автор трактата “Чжуан-цзы”.

[5] Ле Юйкоу (Ле-цзы, Юйкоу) (IV в. до н. э. (?)) — предполагаемый автор трактата “Ле-цзы”, одного из основополагающих памятников даосизма.

[6] Лю Ань (Хуайнань-цзы) (179 до н. э. – 122 до н. э.) — мыслитель, литератор, правитель области Хуайнань. По преданию, привлек несколько тысяч “гостей-приживальщиков” (бинь кэ) — ученых, живших на его содержании, для написания трактата “Хуайнань-цзы” и сам принял участие в его создании в качестве одного из авторов.

[7] Лао [-цзы] – Чжуан [-цзы] учение— традиционное обозначение древнего философского даосизма.

[8] Иньян цзя (“Школа, [исходящая из категорий] инь ян”) — одна из шести основных философских школ древнего Китая, специализировавшаяся в натурфилософско-космологической и оккультно-нумерологической проблематике. Центральные концепции иньян цзя — универсального дуализма сил инь/ ян и циклических взаимодействий “пяти элементов”, или фаз (у син), — легли в основу всей онтологии, космологии и вообще традиционной духовной культуры и науки Китая (в особенности астрономии, медицины и оккультных искусств).

1 prаnаyama (санскр.) — сознательное управление дыханием.

[10] mantra (санскр.) — заклинание.

[11] mudrа (санскр.) — запечатывание, запирание (вид физического упражнения).

[12] аsana(санскр.) — поза, положение тела.

[13] dhyаna (санскр.) — размышление; обдумывание; религиозное созерцание(медитация).

Термины: Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.,1994.

[14] Чжоу— имя династии, правившей в Китае с конца 2 тыс. до н. э. по сер. III в. до н. э., и хронологическое обозначение данной эпохи.

[15] “Чжоу и” (“И цзин”) — наиболее авторитетное и оригинальное произведение китайской канонической и философской литературы, оказавшее фундаментальное нормативное воздействие на всю культуру Китая, стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Специфическую основу “И цзина” составляют возникшие, вероятно, в конце 2 – начале 1 тыс до н. э. 64 гексаграммы (люшисы гуа) — особые графические символы, (к сн. 7) состоящие из 6-ти расположенных друг над другом черт двух видов — целой и прерванной — во всех комбинаторно возможных вариантах. Черты истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь ян (соответственно прерванная и целая), а их двойные, тройные и т. д. комбинации — как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Включены также афоризмы, объясняющие их взаимосвязи, есть рекомендации по входу в медитативное состояние: “[Постижение] Творца из менений [происходит через] отсутствие размышления, недеяние. Стань спокойно, отключи чувства, и тогда проникнешь в основу Поднебесного”.

[16] Школа Шанцин(школа “Высшей чистоты”, или Маошань) — одно из направлений даосизма. По преданию, возникла в 364 – 370. Цель последователей школы Шанцин — обретение бессмертия и вознесение на “небеса Высшей чистоты”.

[17] Школа Линбао(“Школа Духовной драгоценности”) — направление даосизма, зародившееся в конце эпохи Вост. Цзинь (конец IV – начало V в.). Главным объектом поклонения школы Линбао стала триада высших сил, впоследствии получившая название Сань Цин (“Триада чистых”).

[18] Цюаньчжэнь [цзяо] (“[Учение] Совершенной истины”) — одна из крупнейших школ даосизма, доминирующая в нем в настоящее время. Основана в XII в. даосом Ван Чуньяном на территории чжурчжэньской империи Цзинь (1115 – 1234). Религиозная практика этой школы особое внимание уделяет нравственному самосовершенствованию. Значительную роль в ней играет религиозное созерцание, занятия “внутренней” (психофизиологической) алхимией.

[19] Сань цин (“Триада чистых”, “три чистоты”) — даосское понятие, персонифицированные для нужд медитации и литургического символизма три аспекта Дао.

[20] Сань цзяо (“Три учения”) — обозначение конфуцианства, даосизма и буддизма, подразумевающее их сопоставимую доктринальную и мировоззренческую ценность.

[21] Сянь сюэ (“Учение о бессмертии”) — одна из важнейших доктрин даосизма, ставит своей целью практическое достижение адептом бессмертия с помощью практики алхимии.

[22] Неоконфуцианство — термин западного происхождения, обозначающий одно из главных направлений дальневосточной философии, обновленное и преобразованное конфуцианство, в систематизированном виде возникшее в Китае в XI в. и завершившее формирование духовно-ценностного ядра традиционной культуры Дальнего Востока.

[23] Даосизм: история возникновения и развитие. Лобода Е. Б. — М.: Саттва, 1993

[24] “Ши цзи” (“Исторические записки”, “Записки историографа”, “Записки историка”) — сочинение историографа Сыма Цяня (II – I вв. до н. э.), первое в Китае историко-биографическое произведение.

[25] Хуэй Ши (Хуэй-цзы) (ок. 370 до н. э. – ок. 310 до н. э.) — виднейший, наряду с Гунсунь Луном, представитель школы мин цзя (“школа имен”, “номиналисты”, “софисты”, “диалектики”) — одной из шести ведущих древнекитайских философских школ, существовавшей в V – III вв. до н. э.

[26] Ян Чжу (Ян Цзыцзюй, Ян Шэн) (между 440 – 334 до н. э.) — философ, представитель раннего даосизма.

[27] Гунсунь Лун(Гунсунь Лун-цзы, Цзыбин) (середина IV в. до н. э. – середина III в. до н. э.) — ведущий представитель “школы имен” (мин цзя) и традиции бянь (“эристики”, “диалектики”, “софистики”).

[28] Мэн Кэ(Мэн-цзы, Мэн Цзыюй) (ок. 372 – 289 до н. э.) — мыслитель, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства.

[29] Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение, Ян Хин-Шун. — М.– Л.: АН СССР, 1970.

[30] У вэй (“недеяние”, “отсутствие деятельности”) — важнейшая категория даосизма, символизирующая принцип невмешательства в естественный порядок вещей и ход событий ни с этических (конфуцианство, моизм), ни с прагматических (моизм, легизм) позиций. У вэй предполагает, однако, специфическую (органическую и спонтанную) активность в виде “осуществления недеяния” (вэй у вэй): “Осуществляй недеяние, но не предавайся [ему]” (вэй эр бу ши) (“Дао дэ цзин”, §§ 2, 10, 51, 63).

[31] Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение, Ян Хин-Шун.— М.– Л.: АН СССР, 1970

 

[32] Даосизм: опыт, историко-религиозные описания, Торчинов Е.А. – СПб.: 1993.

 

[33] Даосская йога (китайская даосская алхимия), Лапин А. Э. — М.: Саттва, 1993

[34] Антология даосской философии. Перевод/сост. В.В. Малявин, Б.Б. Виноградский. - М.,1994.

[35] Мистерия Дао, Маслов А. А. — М.: Сфера, 1996

[36] Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия), Лукьянов А. Е. — М.: ИНСАН, РМФК, 1992.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.