Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

VI. “Чувашская” теория происхождения казанских татар



 

Большинство историков и этнографов так же, как и авторы рассмотренных выше четырех теорий, ищут предков казанских татар не там, где этот народ проживает в настоящее время, а в далеких оттуда местах. Точно так же возникновение их и оформление, как самобытной народности, относят не к той исторической эпохе, когда это имело место, а к более древним временам. Поэтому предлагаемые теории происхождения казанских татар оказываются или ошибочными, или малоубедительными. В действительности же есть полное основание считать, что колыбелью казанских татар является их настоящая родина, т.е. область Татарской республики на левобережье Волги между Казанкой и Камой.

Есть убедительные доводы в пользу также того, что казанские татары возникли, оформились как самобытная народность и размно­жились за исторический период, продолжительность которого охва­тывает эпоху от основания Казанского татарского царства бывшим ханом Золотой Орды Улу Магометом в 1438 году вплоть до революции 1917 года. Причем предками их были не пришлые “татары”, а местные народности: чуваши (они же волжские булгары), удмурты, марийцы, и, возможно также, не сохранившиеся до настоящего времени, но обитавшие в тех краях, представители и других племен, включая гово­ривших на языке, близком к языку казанских татар.

Все эти народности и племена, видимо, обитали в тех лесистых краях с незапамятных исторических времен, а частично, возможно, также переселились из Закамья, после нашествия татаро-монголов и разгрома Волжской Булгарии. По характеру и уровню культуры, а также образу жизни, эта разноплеменная народная масса до возникновения Казанского ханства, во всяком случае, мало отличалась друг от друга. Точно так же и религии у них были схожие и состояли в почитании различных духов и священных рощ-киреметей - мест молений с жертвоприношениями. В этом убеждает нас то обстоятельство, что вплоть до революции 1917 года сохранились в той же Татарской республике, например, около с. Кукмор, селения удмуртов и марийцев, которых не коснулись ни христианство, ни мусульман­ство, где до последнего времени люди жили по древним обычаям своих племен.

Кроме того, в Апастовском[xvi] районе Татарской же республики, на стыке с Чувашской АССР, есть девять кряшенских селений и в их числе д.Суринское и д.Старое Тябердино, где часть жителей еще до революции 1917 года была “некрещеными” кряшенами, дожив таким образом до революции вне как христианской, так и мусульманской религий. Да и принявшие христианство чуваши, марийцы, удмурты и кряшены числились в нем только формально, а продолжали жить по древней старине до последнего времени.

Попутно отметим, что существование почти в наше время “некре­щеных” кряшен ставит под сомнение очень распространенную точку зрения, что кряшены возникли в результате насильственной христиа­низации татар-мусульман.

Приведенные выше соображения позволяют сделать предположение, что в Булгарском государстве, Золотой Орде и в значительной сте­пени Казанском ханстве мусульманство было религией правящих классов и привилегированных сословий, а простой народ, или большая часть его – чуваши, марийцы, удмурты и прочие – жил по старинным дедовским обычаям.

Теперь посмотрим, как при тех исторических условиях могла возникнуть и размножиться народность казанских татар, какими мы их знаем в конце XIX и начале XX веков.

В середине ХV века, как уже упоминалось, на левом берегу Волги появился свергнутый с трона и сбежавший из Золотой Орды хан Улу Магомет со сравнительно небольшим отрядом своих татар. Он по­корил и подчинил себе местное чувашское племя и создал феодально-крепостническое Казанское ханство, в котором привилегированным сословием были победители, мусульмане-татары, а крепостным простонародьем – покоренные чуваши. В одной дореволюционной исторической работе по данному же вопросу читаем вот что:“Образовалось аристократическое Казан­ское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое – из булгар, земледельческое же – из чувашей-сувар. Власть царева распространилась на инородцев края, которые начали переходить в магометанство”,[xvii] иными словами, отатариваться. Очень это прав­доподобно и конкретно.

В последнем издании Большой Советской Энциклопедии более подробно о внутреннем устройстве государства в окончательно оформившемся периоде его читаем следующее:“Казанское ханство, феодальное государство в Ср. Поволжье (1438-1552 г.), образовавшееся в результате распада Золотой Орды на территории Волжско-Камской Булгарии. Основателем династии Ка­занских ханов был Улу Мухаммед (правил с 1438-45 гг.). Высшая государственная власть принадлежала хану, но направля­лась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку феодальной знати составляли карачи, представители четырех знатнейших родов. Далее шли султаны, эмиры, ниже их – мурзы, уланы и воины. Большую роль играло мусульманское духовенство, владевшее обширными вакуфными землями. Основная масса населения состояла из “черных людей”: свободных крестьян, плативших ясак и другие подати государству, феодально-зависимых крестьян, крепостных из военнопленных и рабов”.

[xviii]

Татарские дворяне (эмиры, беки, мурзы и прочие) едва ли были очень милостивы к своему крепостному люду, к тому же иноплемен­ному и иноверному. Добровольно или же преследуя цели, связанные с какой-то выго­дой, но со временем простой народ начал перенимать от привилегиро­ванного сословия его религию, что было связано с отказом от своей национальной самобытности и с полным изменением быта и образа жизни, согласно требованию новой “татарской” веры – ислама. Этот переход чувашей в магометанство был началом формирования народности казанских татар.

Возникшее на Волге новое государство просуществовало всего только сто лет, в течение которых почти не прекращались набеги на окраины Московского государства. Во внутренней государ­ственной жизни происходили частые дворцовые перевороты и на ханском троне оказывались ставленники то Турции (Крым), то Москвы, то Ногайской Орды и т.п.

Процесс формирования казанских татар упомянутым выше путем из чувашской, а отчасти и из других народностей Поволжья происходил в течение всего периода существования Казанского ханства, не прекратился после присоединения Казани к Московскому государству и продолжался до начала ХХ в., т.е. почти до нашего времени. Казанские татары росли в числе не столько в результате естественного прироста, сколько в результате отатаривания других на­родностей края.

Отатаривание темных масс поволжских народностей было резуль­татом энергичной и планомерной деятельности среди них мусульман­ского духовенства, получавшего часто богословскую, а заодно и политическую подготовку преимущественно в султанистской Турции. Вместе с проповедью “истинной” веры эти “богословы” татарскому народу, который оставался в темноте и невежестве, прививали неприязнь и враждебность к русскому народу. В конечном счете, татарский народ до XX в. продолжал оставаться вдали от европейской культуры, в отчуждении от русского наро­да и пребывал в полном невежестве и темноте. С другой стороны, все поволжские народности (чуваши, мордва, мари, удмурты и кряшены) к середине XIX в. оказались на краю полного исчезновения с исторической сцены в результате отатаривания и поглощения их той самой застывшей на уровне средневе­ковья арабско-мусульманской культурой.

Таким образом, формирование народности казанских татар нача­лось после возникновения Казанского ханства и продолжалось несколько столетий, именно путем отатаривания в основном чувашей, они же булгары, которых и надо считать в первую очередь пред­ками казанских татар. Сказанное подтверждается исследованиями и последнего времени.[xix]

В материалах по истории чувашского народа (в статье В.Д.Димитриева – ред.) читаем: “Огромное количество левобережных суваров (чувашей) в ХIII-ХIV вв. и начале ХV ст. переселилось в северные районы левобережья Волги в Приказанье. Несмотря на отатаривание значительной части этих чувашей, много их было в Казанском уезде, даже в ХVI-ХVIII веках. В актах ХVI– начала ХVII вв. в Казанском уезде мне удалось зафиксировать до 100 чувашских селений”.

[xx]

“Левобережные чуваши постепенно отатаривались. Архивные документы свидетельствуют о том, что в первой половине ХVII в. в Казанском уезде многие чуваши принимали ислам и начинали именовать себя татарами”.[xxi]“Быстрый, рост численности казанских татар был обусловлен, прежде всего, отатариванием, главным обра­зом чувашей, а также марийцев, удмуртов и других”.

[xxii]

Далее в тех же материалах находим такие высказывания:

“В ХVI в. татар численно было меньше чувашей. Число татар в дальнейшем росло, в значительной мере за счет мусульманизации главным образом чувашей, а также марийцев, удмуртов и др. Многочисленное чувашское население Казанского уезда было поглощено татарами”.

[xxiii]

Академик С.Е.Малов говорит:“...Когда раньше приезжали в Казань из-за границы антропологи, то они удивлялись, что в некоторых уездах бывшей Казанской губернии, по их измерениям, население состояло из марийцев. Но эти ант­ропометрические марийцы были в то же время по языку и быту совер­шенно татарами… В данном случае мы имеем отатаривание марийцев”.

[xxiv]

Приведем еще один довольно интересный довод в пользу чуваш­ского происхождения казанских татар. Оказывается, луговые мари и теперь называют татар “суас”. Это обстоятельство Н.И.Ашмарин считает одним из дока­зательств булгарского происхождения чувашей на том основании, что название господствующего народа в булгарский период марийцы будто бы автоматически перенесли на новых, прибывших из Золо­той Орды покорителей.[xxv] Это не особенно убедительно. Напрашивает­ся другое более достоверное и простое объяснение.

Луговые мари испокон веков близко соседствовали с той частью чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и отатарилась в первую очередь, так что в тех местах уже давно не осталось ни одного чувашского селения, хотя по историческим сведениям и писцовым записям Московского государства их там было много. Марийцы не замечали, особенно вначале, каких-либо изме­нений у соседей в результате появления у них еще одного бога – Аллаха – и навсегда сохранили в своем языке для них былое название. А вот для далеких соседей – русских – с самого начала образования Казанского царства не было никакого сомнения в том, что казанские татары – это те же, оставившие о себе у русских печальную память татаро-монголы.

В течение всей сравнительно короткой истории этого “ханства” продолжались непрерывные набеги “татар” на окраины Московского государства, причем первый хан Улу Магомет в этих набегах провел весь остаток жизни. Его набеги сопровождались опустошением края, грабежами мир­ного населения и угоном его в полон, т.е. происходило все в стиле татаро-монголов.

Итак, современные казанские татары произошли главным обра­зом из чувашского народа, причем татаризация чувашей происходила в течение продолжительного исторического периода. Прежде всего, предками татар следует считать ту часть чувашского народа, которая обитала на левом берегу Волги и первой подпала под власть татар из Золотой Орды, которых с собой привел хан Улу Магомет. Тогда находит себе оправдание также и точка зрения некоторых татарских историков о происхождении казанских татар от волжско-камских булгар, так как именно чуваши являются потомками этого древнего народа.

При попытках установить предков казанских татар, исследователи вопроса основательно ошибались всегда по следующим причинам:

1. Искали в далеком прошлом предков с характерными националь­ными особенностями современных казанских татар.

2. Не интересовались более глубоко ходом мусульманизации народ­ностей Поволжья в течение нескольких предыдущих столетий.

3. Не видели разницы между ассимиляцией, когда какая-либо народ­ность или этническая группа постепенно, иногда в течение ряда поколений, перенимает полностью характерные особенности другого народа, и татаризацией поволжских народностей, когда отдельные представители или группы последних сразу вместе с исламом перенимали полностью татарские образ жизни, язык, обычаи и прочее, отказавшись от своей национальности.

4. Не проявляли интереса к архивным документам и литературе, подтверждающим превращение большими массами поволжских народностей в казанских татар в еще сравнительно недавнее с исто­рической точки зрения время.

 

 

Выводы

 

1. Все рассмотренные здесь четыре теории о происхождении казанских татар от татаро-монголов, или от волжско-камских булгар, или от кипчакских племен, или, наконец, от народности, возникшей еще в домонгольский период в пределах Волжско-Камской Булгарии, в результате будто бы слияния разных тюркских племен кипчакской языковой группы являются несостоятельными и не выдерживают критики.

2. Казанские татары произошли от общих предков с другими поволжскими народностями, в основном с чувашами, а частично с марийцами, удмуртами и другими в результате мусульманизации этих народностей. Не исключается и участие русских “полонянни-ков” в этногенезе казанских татар.

3. Распространение ислама с татаризацией упомянутых народ­ностей происходило в сравнительно недавний исторический отрезок времени, начиная с создания Казанского ханства в 1438 году татарами-мусульманами, прибывшими из Золотой Орды и покорившими местные племена левобережья Волги вплоть до ХХ века. Конечный период этого процесса могли наблюдать отцы и деды современников.

4. Поволжские народности, а главным образом чуваши, являются по происхождению кровными братьями наших казанских татар, которые в этом смысле с другими тюркско-язычными народностями, например, Средней Азии, Кавказа, Сибири и прочих, ничего общего не имеют.

5. Местные тюркские племена с татарским или схожим с ним языком могут считаться предками казанских татар наравне с прочими лишь в той мере, в какой они принимали мусульманство, отказавшись в то же время от всего того, что до этого составляло их национальную особенность.

Горсточка сохранившихся до XX века некрещеных кряшен, о которых шла речь по другому случаю, видимо, могут дать представле­ние о том, какими указанные племена были до превращения в казан­ских татар в результате мусульманизации.

6. Казанские татары являются одним из самых молодых народов. Возникновение и оформление их как самобытной народности есть результат распространения мусульманства среди различных местных поволжских народностей в сравнительно недавнюю историческую эпоху.

 

 

[i] См. сноску 82 на с. 95 наст. изд.

[ii] Халиков А.Х. О происхождении казанских татар / А.Х.Халиков. – Советская Татария, 3 июня 1966 года.

[iii] К 350-летию покорения Казани 1552 2/Х 1902. Подлинная о Казанском походе запись Царственной книги 1552 года и Сказание князя Курбского о покорении Казани. – М., 1902. – С. 117.

[iv] Ашмарин Н.И. Булгары и чуваши / Н.И.Ашмарин. – Казань: ИОАИЭ, 1902. – с. 123.

[v] Происхождение казанских татар: Материалы сессии Отделения истории и философии Академии наук СССР, организованной совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, 25-26 апреля 1946 года в г. Москве (по стенограмме). – Казань: Татгосиздат, 1948. – С. 118.

[vi] Татары Среднего Поволжья и Приуралья. – М.: Наука, 1967. – С. 9.

[vii] Советская Татария, 3 июня 1966 года.

[viii] Происхождение казанских татар: Материалы сессии Отделения истории и философии Академии наук СССР, организованной совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, 25-26 апреля 1946 года в г. Москве (по стенограмме). – Казань: Татгосиздат, 1948. – С. 116.

[ix] О происхождеиии чувашского народа. Сборник статей. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. – С. 125.

[x] Сбоев В.А. Исследование об инородцах Казанской губ/ В.А.Сбоев. – Казань: Изд-во Дубровина, 1856. – 188 с.

[xi] Советская Татария, 3 июня 1966 года.

[xii] Здесь и далее в цитируемом тексте подчеркнуто И.Г.Максимовым.

[xiii] Карамзин Н.М. История государства Российского / Н.М.Карамзин. Т. IV. – C. 118.

[xiv] Там же, т. V, с. 172.

[xv] Там же, с. 199.

[xvi] Ныне в Кайбицком.

[xvii] Сперанский А. Казанские татары: Историко-этнографический очерк / А.Сперанский. – Казань, 1914. – С. 7.

[xviii] БСЭ. З изд. Т. 11, с. 140.

[xix] Ученые записки Казанского педагогического ин-та. Вып. VIII, сб. I; Ханбиков Я.И. Общественно-педагогическая деятельность и педагогические взгляды Галимджана Ибрагимова/ Я.И.Ханбиков. – С. 76, 91, 92.

[xx] О происхождеиии чувашского народа. Сборник статей. – Чебоксары: Чувашгосиздат, 1957. – С. 105.

[xxi] Там же, с. 106.

[xxii] Там же, с. 107.

[xxiii] Там же, с. 125.

[xxiv] Происхождение казанских татар: Материалы сессии Отделения истории и философии Академии наук СССР, организованной совместно с Институтом языка, литературы и истории Казанского филиала Академии наук СССР, 25-26 апреля 1946 года в г. Москве (по стенограмме). – Казань: Татгосиздат, 1948. – С. 119.

[xxv] Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши / Н.И.Ашмарин. – Казань, 1902. – С. 45, 49-50.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.