Помощничек
Главная | Обратная связь

...

Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Экономический механизм охраны природы.



 

В России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику.

Важнейшая задача нового экономического механизма – сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы заинтерисованность в выпуске конкурентоспособной продукции сочеталась с заинтерисованностью в охране природы.

Основными элементами экономического механизма являются:

- Регламентация режимов природопользования;

- Создание системы платного природопользования;

- Введение лимитов использования природных ресурсов;

- Стимулирование природоохранной деятельности;

- Создание системы финансирования природоохранной деятельности.

Экономический механизм предполагает государственный учет природных ресурсов, включающий количественную и качественную их оценку. Основным инструментом этого являются государственные земельные, водные, лесные кадастры, государственные кадастры недр, животного мира, особо охраняемых территорий и объектов.

Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей (собственники, пользователи, арендаторы), учета количества и качества земель. Данные земельного кадастра служат для оценки рационального использования земель, их учитывают при распределении земель по целевому назначению, при определении платежей за землю и др.

Водный кадастр – это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, о водопользователях. Он включает три раздела: поверхностные воды, подземные воды, использование вод.

Лесной кадастр – свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного ее прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, выбор лесосырьевых баз и др.

Аналогичные функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.

В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учета размещения отходов по составу и степени таксичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества, независимо от их происхождения, производимые как на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.

Регламентация режимов природопользования осуществляется с помощью лицензий, договоров и лимитов.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса(земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

В лицензию на комплексное природопользование включают:

1) основные характеристики природного объекта, разрешенного к использованию;

2) сведения о природопользователе;

3) объем прав и ограничения в использовании объекта;

4) порядок и условия внесения платежей за право природопользования;

5) сроки действия лицензии и сроки начала работ.

Лицензии могут иметь экономический характер – разрешение на хозяйственное использование природных ресурсов, и экологический – разрешение на выброс, сброс, захоронение вредных веществ и др. После получения лицензии природопользователь заключает договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Лимиты (ограничения) на природопользование – предельные допустимые объемы изъятия и потребления природных ресурсов и вредных воздействий: выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов производства. Лимиты на природопользование устанавливаются с учетом местных условий. Платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия.

Платы за использование природных ресурсов взимается:

- в пределах установленных лимитов;

- за сверхлимитные и нерациональное использование природных ресурсов;

- на их воспроизводство и охрану.

Платежи устанавливаются с учетом кадастровой оценки природных ресурсов, а при ее отсутствии используют другие показатели, характеризующие качество природных ресурсов, их местоположение и продуктивность.

Форма платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за использование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, водными объектами – в виде регулярных платежей в течении срока водопользования, землей – в виде земельного налога, арендной платы.

За загрязнение окружающей среды предусмотрена плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов как в пределах, так и сверх установленных лимитов, за загрязнение недр, почв, загрязнение окружающей среды шумом, электромагнитными и другими видами воздействия.

Методы экономического стимулирования рационального природопользования образуют комплекс мер, обеспечивающих приоритетность проведения природоохранных мероприятий.

В Республике Татарстан в соответствии с законодательством предусмотрено стимулирование рационального природопользования на основе:

- установление налоговых и иных льгот, предоставляемых при внедрении малоотходных и безотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов, осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранной эффект;

- финансирование из экологических фондов природоохранных мероприятий;

- введение специального налогообложения за выпуск экологически вредной продукции, а такжк продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий;

- введение других видов экономического стимулирования.

Финансирование затрат на восстановление и охрану природной среды осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

Государственное (бюджетное) финансирование направлено главным образом на выполнение целевых программ, ликвидацию последствий техногенных катастроф и стихийных бедствий, строительством крупных природоохранных сооружений и ведется за счет платежей и отчислений за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.

Внебюджетное финансирование ведется за счет собственных средств природопользователей, экологических фондов и экологического страхования. Финансирование за счет собственных средств природопользователь обязан вести при принятии мер по предотвращению вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, а также при компенсации причиненного экологического вреда.

Экологические фонды функционируют за счет отчислений с предприятий в виде платежей за выбросы и сбросы загрязнителей, за сверхнормативное использование природных ресурсов, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, добровольных взносов и других источников. Большая часть средств фондов расходуется на природоохранные мероприятия, меньшая – используется на выплату компенсаций гражданам на возмещение вреда, научные исследования идр.

Особую группу составляет фонды экологического страхования, создаваемые государственными и частными финансовыми органами для оказания помощи и компенсационных выплат предприятиям, учреждениям и гражданам на случаи причинения серьезного ущерба и изменениями в окружающей среде, для страхования инвестиций в экологически рисковые проекты и др.

Экономический механизм природопользования в РФ находится в стадии становления и нуждается в поэтапном совершенствовании.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.