Дисциплинарная ответственность(Хорьков)–применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим, в порядке служебной подчиненности, за виновные нарушения правил государственной службы.
Основные признаки дисциплинарной ответственности:
1. дисциплинарная ответственность - особый вид юридической ответственности;
2. для ее реального применения характерно наличие трех оснований: нормативного, фактического и процессуального, связанного с изданием правового акта управления по применению конкретных мер воздействия на конкретного правонарушителя;
3. дисциплинарная ответственность наступает, как правило, за дисциплинарный проступок, но может наступить и за совершение иных правонарушений и даже порочащих действий;
4. состоит в применении карательных санкций - дисциплинарных взысканий;
5. дисциплинарную ответственность осуществляют субъекты линейной власти в рамках служебного подчинения;
6. урегулирована нормами административного права.
2 вида дисциплинарной ответственности:
1. Общая дисциплинарная ответственность гражданских служащих –регулируется ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» (замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, освобождение от замещаемой должности, увольнение);
2. Специальная дисциплинарная ответственность негражданских (милитаризированных) служащих–регулируется специальными нормами в законах уставами или положениями о дисциплине (Дисциплинарный устав Вооруженных Сил РФ, утвержденный указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил РФ"):
1). Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел(замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижестоящую должность, увольнение- ФЗот 30.11.2011 г. "О службе в ОВД РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ");
2). Дисциплинарная ответственность военнослужащих (выговор, строгий выговор, лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег, лишение нагрудного знака отличника, предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинской должности, снижение в воинском звании на одну ступень, снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности, досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования, отчисление с военных сборов, дисциплинарный арест- ФЗ от 27.05.1998«Остатусе военнослужащих»); 3). Дисциплинарная ответственность сотрудников таможенных органов(замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение - ФЗ от 21 июля 1997 года "О службе в таможенных органах РФ).
Источники:
Лекция.
33. Понятие правового акта государственного управления, его признаки.
АГУ издаются в процессе управленческой деятельности государства, осуществляемой органами исполнительной власти.Установление норм права и применение норм права находят выражение в АГУ.
Акты государственного управления - действия органов исполнительной власти и их должностных лиц.
К нимне относятся:
1. Материально-технические действия (например, ведение протокола заседания)
2. Организационные действия (например, проведение совещаний и т.д.)
Правовые АГУ – это волевые властные действия субъектов исполнительной власти, совершаемые ими на основе законов в процессе исполнения деятельности и направленные на установление, изменение, отмену правовых норм или на возникновение, изменение, прекращение конкретных правоотношений.
Признаки актов государственного управления:
1.принимаются при осуществлении исполнительной власти;
2.подзаконны (должны соответствовать действующим законам, актам вышестоящих органов исполнительной власти, приговорам и решениям судов);
3.имеют официальный характер (издаются от имени соответствующего органа исполнительной власти и выражают волю государства);
4.опираютсянавластные полномочия его автора и является односторонним властным волеизъявлением;
5.влекут юридически последствия(устанавливают, изменяют, отменяют нормы права; выступают в качестве юридического факта т.е. порождают, изменяют или прекращают административно-правовые отношения).
Отличия от закона:
1) АГУ имею подзаконный характер
2) Закон имеет высшую юридическую силу, он принимается законодательной властью, а АГУ – исполнительной.
3) Имеют различные цели: для закона – правовая регламентация отношений, для АГУ – развитие, углубление отношений, которые стали предметом законодательного регулирования.