Статус Президента РФ определен Конституцией РФ. Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Хотя Президент определяет внутреннюю и внешнюю политику в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ, он не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.
Президент РФ формирует Правительство РФ. Предусмотренное Конституцией РФ согласование Президентом с Государственной Думой назначения ПредседателяПравительства РФ имеет формально процедурный характер. Президенту принадлежит право принимать или отклонять отставку Правительства РФ. Определяя внешнюю и внутреннюю политику, Президент тем самым оказывает законное влияние на различные стороны самого содержания деятельности Правительства РФ и всей системы исполнительной власти. Именно этим обусловлена юридическая зависимость Правительства РФ от Президента РФ. Она отчетливо проявляется в том, что Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ, его указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории РФ (п.2 ст.90 Конституции), он вправе отменять постановления и распоряжения Правительства (п.3 ст.115 Конституции), указы Президента относятся к системе актов, составляющих правовую основу деятельности Правительства (ст.113, ст.114 Конституции). Президент в соответствии с Конституцией, ФКЗ, ФЗ руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно или через федеральных министров руководит деятельностью федеральных органов, ведающих аналогичными вопросами, находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств. Президент РФ утверждает по представлению Правительства положения об указанных органах и назначает их руководителей. Он распределяет функции между данными органами и вправе перераспределять установленные ФЗ их функции до принятия ФЗ о внесении в них изменений.
Президент осуществляет также полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъекта РФ (п.2 ст.85).
Источники:
2 группа.
Понятие органа исполнительной власти, его признаки.
Орган исполнительной власти – это орган государственной власти, осуществляющий исполнительную деятельность, наделенный оперативной самостоятельностью, имеющий определенную компетенцию и структуру. Наделен правом совершать различные действия, имеющие юридический характер; это выражается в осуществлении нормотворчества, исполнительной и правоохранительной деятельности.
Признаки:
1. Осуществляет исполнительную власть;
2. Наделен оперативной самостоятельностью;
3. Имеет постоянные штаты;
4. Подчинен вышестоящим органам исполнительной власти;
5. Порядок деятельности органов исполнительной власти регулируется в основном нормами АП.
Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система ОИВ регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.
Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права. Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.