Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соотношение административного права со смежными отраслями права



Предмет административного права.

Традиционная точка зрения(профессоры Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, Ю.М. Козлов и др.)

Предмет административного права условно можно поделить на две части:

1. Отношения, складывающиеся между органами исполнительной власти, с одной стороны, и организациями, а также индивидуальными субъектами (гражданами, служащими), с другой. Внешние (воздействуют на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти).

2. Отношения, возникающие внутри органа (органов) исполнительной власти, или, другими словами, внутрисистемные (внутриорганизационные) отношения

Точка зрения профессора К.С. Бельского

Предмет административного права включает в себя три группы общественных отношений: а) собственно управленческие; б) полицейские; в) отношения в области административной юстиции.

1. Собственно управленческие отношения ("право внутреннего управления") - традиционные административно-правовые отношения в сферах управления: экономической, социально-культурной и административно-политической. Их особенностями является то, что они:

- Возникают во внутренней государственно-аппаратной среде в процессе государственного управления.

- Имеют в качестве обязательного субъекта орган исполнительной власти.

- Являются преимущественно отношениями "власти-подчинения".

2. Полицейские отношения. В отличие от первых они возникают не в государственно-аппаратной или "внутренней" среде, а преимущественно во "внешней" среде, в частности в местах, имеющих общественное значение. Этот вид общественных отношений включает в себя три основные группы отношений:

- Организационно-полицейские (например, расстановка постов патрульно-постовой и дорожно-патрульной служб милиции, изменение направлений движения людей, транспортных потоков).

- Надзорно-контрольные (например, проверка документов у водителей транспортных средств, досмотр правонарушителей).

- Административно-принудительные (применение физической силы, специальных средств при доставлении правонарушителей в милицию, применение огнестрельного оружия и др.).

3. Отношения в области административной юстиции - это отношения, связанные с правом граждан, должностных, юридических лиц на рассмотрение в суде административного иска по поводу незаконных действий должностных лиц органов исполнительной власти или местного самоуправления.

Предметом административного права – это общественные отношения, которые складываются, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (Хорьков).

И.Ш. Килясханов. доказывает необходимость включения в предмет административного права института защиты прав и свобод граждан. Его основным аргументом является ссылка на законодательство традиционно демократических стран. Например, предмет административного права в англосаксонской системе права (Англия, США, Австралия и др.) определяется главным образом как порядок взаимоотношений органов публичной власти (суть органов исполнительной власти) и граждан в интересах последних. Административное право этих стран главным образом направленно на защиту граждан от произвола государства.

Таким образом, основными условиями отнесения общественных отношений к государственному управлению являются:

- наличие в них органа исполнительной власти или должностного лица;

- связь с управленческой деятельностью.

Источники:

2 группа

Лекция

Соотношение административного права со смежными отраслями права.

Взаимосвязь административного и конституционного права.

Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом. Нормы, выраженные в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, уставах субъектов РФ, а также ФКЗ непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права. Конституционное право регулирует основные стороны жизни гражданина, государства и общества, важнейшие общественные отношения. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой и служат «правоисточником» других отраслей. Наблюдается немалое сходство подотраслей и институтов конституционного и административного права. Нередко оно достигает такой степени, что приходится очень тонко разделять «слои» их правового регулирования. Есть совпадающие институты, например, статус органов исполнительной власти и прежде всего Правительства РФ. В конституционном праве закреплены его основные элементы - природа органа, порядок образования, основные полномочия. Весьма сходны также нормы конституционного и административного права. В них одной стороной всегда выступает государственный орган либо его участие опосредовано.

Соотношение административного и гражданского права.

Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования (равенством сторон). В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения.

Взаимосвязь административного и гражданского законодатель­ства прослеживается в некоторых институтах например: госу­дарственная регистрация юридических лиц; лицензирование; возмещение ущерба причиненного незаконными действиями должностных лиц; публичный договор. Административно-правовые институты включают нормы права, устанавливающие возможность применения к субъектам гражданского права ад­министративно-властных методов, т. е. имущественные отно­шения испытывают на себе властно-распорядительный и импе­ративно-регулирующий потенциал административно-правового регулирования. По справедливому мнению Ю. А. Тихомирова, административное право нужно рассматривать как одну из га­рантий реализации гражданско-правовых норм.

Имущественные отношения, связанные непосредственно с проявлением исполнительно-распорядительной деятельности, регулируются соответственно нормами административного права.

Следовательно, административное право регулирует те стороны имущественных отношений, воздействуя на которые органы управления выступают не как субъекты гражданских прав, а как субъекты государственного управления, наделенные административной властью.

При возникновении споров между участниками гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помощью к третьей незаинтересованной стороне - суду. Санкции, которые применяются к виновной стороне, чаще всего являются право-восстановительными (взыскание убытков и т. п.) и используют­ся в интересах пострадавшего. Существующие в администра­тивно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но споры между ними ре­шаются в административном порядке: субъектом власти, кото­рый был (является) стороной административного правоотноше­ния, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.

Соотношение административного и уголовного права.

Эти отрасли права используют одинаковый метод правового регулирования — запрет, за нарушение которого наступает соответственно административная или уголовная ответственность. В уголовном праве устанавливаются составы преступлений против интересов государственной и муниципальной службы. Уголовное право устанавливает ответственность и за нарушения правил, устанавливаемых нормами административного права (например, в области осуществления предпринимательской деятельности, против военной службы, против общественной безопасности и общественного порядка). Правоохранительная служба осуществляет свои задачи и функции как в сфере действия уголовного, так и административно-деликтного права.

Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот. Наказания сфере уголовного права намного жёстче, чем в административном праве. Уголовное право карает за преступления, совершенные в сфере действия административных норм. Это касается преступлений против собственности, части преступлений в сфере экономической деятельности (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей и др.), преступлений против общественной безопасности и общественного порядка.

Источник:

2 группа

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.