Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Как определяется отклонение ПНР по объему?



10.1. Мониторинг состояния бюджетного процесса

Предприятие на этапе разработки бюджета должно также создать систему контроля за исполнением бюд­жета. Система мероприятий, связанных с организацией внутреннего контроля, называется контролингом. Контролинг исполнения бюджета заключается в постоян­ном мониторинге состояния бюджетного процесса.

Контроль за исполнением бюдже­та осуществляется, сравнением фактических и плановых затрат и поступлений по статьям бюджета и подразде­лениям (центрам ответственности). ЦО, подразделения должны оперативно готовить информацию об исполнении бюджета и пере­давать ее в соответствующие службы для консолидации и подготовки отчета об исполнении бюджета.

Устанавливается порог значимости отклонений меж­ду плановыми и фактическими показателями. При пре­вышении этого порога необходим детальный анализ при­чин неисполнения бюджета.

Бюджетирование является достаточно сложным про­цессом, поскольку требуется обработка большо­го объема информации, которая при внедрении на предприятии в основном окупается. Наибольшего эффекта можно до­стичь, применяя специализированное программное обес­печение. Автоматизированная система бюджетного пла­нирования позволяет избежать рутинных операций, свя­занных со сбором и передачей данных, консолидацией бюджетов.

Обратная связь позволяет определить существенные отклонения фактических данных от смет­ных, выявить их причины и принять меры по устране­нию отклонений. Если отклонения вызваны изменивши­мися со времени составления сметы условиями, то смет­ные данные должны быть соответствующим образом пересмотрены.

Часто возникает ситуация, когда происходит за­держка платежей за отгруженную продукцию либо предприятия применяют неденежные формы расчетов. В такой ситуации фактическая доходная часть бюджета сокращается и, соответственно, в целях ликвидации де­фицита бюджета возникает необходимость его опера­тивного пересмотра.

Пересмотр расходов бюджета должен основываться на выработанной системе приоритетов оплаты текущих расходов предприятия.

В качестве приоритетных, как правило, выступают следующие расходы бюджета:

- заработная плата работников в расчете на производ­ственную программу предприятия;

- платежи по единому социальному налогу;

- затраты на закупку материалов, комплектующих и т. д., необходимых для выполнения производственной программы предприятия и для обеспечения эксплуата­ции производственных помещений и функционирова­ния коммунальной системы;

- оплата потребляемой электроэнергии;

- выплата налогов.

Основным методом регулирования среднего остатка денежных активов является корректировка потока пред­стоящих платежей (перенос срока отдельных платежей по заблаговременному согласованию с контрагентами). Такая операция осуществляется по следующим этапам.

На первом этапе на основе плана (бюджета) поступ­ления и расходования средств в предстоящем квартале изучается диапазон колебаний остатка денежных акти­вов предприятия в разрезе отдельных декад. Этот диапа­зон колебаний определяется по отношению к минималь­ному и среднему показателям остатков денежных акти­вов в предстоящем периоде.

На втором этапе регулируются декадные сроки расхо­дования денежных средств (во взаимосвязи с их поступле­ниями), что позволяет минимизировать остатки денежных активов в рамках каждого месяца и по кварталу в целом.

На третьем этапе полученные в результате регулиро­вания потока платежей значения остатков денежных акти­вов оптимизируются с учетом предусматриваемого размера страхового остатка этих активов. Высвобожденные в про­цессе подекадной корректировки потока платежей суммы денежных активов реинвестируются в краткосрочные фи­нансовые вложения или в другие виды активов.

Существуют и другие формы оперативного регулиро­вания среднего остатка денежных активов, обеспечиваю­щие как увеличение, так и снижение его размера:

- сокращение расчетов наличными деньгами;

- ускорение инкассации дебиторской задолженности;

- открытие кредитной линии в банке;

- ускорение инкассации денежных средств;

- использование в отдельные периоды практики час­тичной предоплаты поставляемой продукции.

При принятии оперативных решений по управлению предприятием целесообразно использовать в схеме свод­ного бюджета предприятия промежуточный вариант мо­дификации учетной политики, позволяющий создать не­обходимую и постоянно пополняемую информационную базу для формирования сводного бюджета.

Предприятие разрабатывает и утверждает формы внутренней отчетности и график их за­полнения и представления.

10.2. Нормативные затраты и гибкий бюджет

Основу для контроля бюджетов обеспечивают нормативные затраты, система которых служит для оценки деятельности как отдельных работников так и компании в целом, при подготовке бюджетов, в установлении реальных цен.

Нормативные затраты представляют собой тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции.

Нормативные затраты включают три элемента производственных затрат:

²прямые материальные затраты;

²прямые затраты труда;

²общепроизводственные расходы.

Нормативные затраты по материалам и на труд основаны на инженерных оценках и расчетах, изучении трудовых операций, зависят от типа, качества используемых материалов. Нормативы общепроизводственных расходов, которые являются косвенными, накладными – определяют по базе данных прошлых периодов и связаны с имеющейся производственной мощностью предприятия.

Бюджетные затраты рассчитывают по нормативам и между понятиями «нормативные затраты» и «бюджетные затраты» нет концептуальной разницы. Термин «нормативные затраты» относится к единичному законченному продукту, а «бюджетные затраты» - к общему их количеству. Нормативные затраты определяют заранее и их пересмотр необходим, когда происходят существенные изменения в конструкции изделия, в изменении технологии. Чтобы можно было отразить влияние инфляции и других факторов на цены материалов или стоимость рабочей силы, ценовые составляющие обновляются, как правило, ежегодно или чаще.

Нормативные затраты на единицу производственного продукта состоят их шести элементов:

1. Нормативная цена основных материалов.

2. Нормативное количество основных материалов.

3. Нормативное рабочее время (по прямым трудозатратам).

4. Нормативная ставка прямой оплаты труда.

5. Нормативный коэффициент переменных общепроизводственных расходов.

6. Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов.

Для организаций, оказывающих услуги, применяются только последние четыре, так как не используются сырье и основные материалы в производстве.

Нормативные затраты основных материалов определяются умножением нормативной цены этих материалов на нормативное их количество. Ответственность за установление нормативных цен на все основные материалы несет агент по закупкам. Нормативное количество основных материалов – оценка ожидаемого количества, которое будет использовано, устанавливается отвечающими за производство. На нее влияют специфика конструкции изделия, качество основных материалов, состояние оборудования, квалификация и опыт рабочих.

Нормативные прямые затраты труда исчисляются умножением нормо-часов труда на нормативную ставку прямой оплаты труда. Нормативное рабочее время- время для производства единицы продукции. Пересматриваться должны нормы трудовых затрат, когда меняется оборудование, квалификация рабочей силы. Нормативная ставка прямой оплаты труда выражает почасовые прямые затраты труда для каждой функции или вида работ, устанавливается самой организацией или фиксируется в трудовом контракте.

Общепроизводственные нормативные расходы ПНРобщ представляют сумму оценок переменных и постоянных общепроизводственных расходов в следующем плановом периоде. Нормативный коэффициент ПНР состоит из двух частей – для переменных ПНРпер и для постоянных затрат ПНРпос, при расчете которых используются разные базы распределения.

Нормативный коэффициент переменных ПНРпер находят делением общих планируемых переменных общепроизводственных затрат ПНРобщ на планируемое количественное выражение базы распределения косвенных затрат, например ожидаемое количество нормативных нормо-часов трудозатрат КНТЗож или машино-часов КНМЧож. Если используется база распределения нормо-часов, то

ПНРпер= ПНРобщ / КНТЗож

Нормативный коэффициент постоянных общепроизводственных расходов находят делением общих планируемых постоянных общепроизводственных расходов ОПНРпос на нормальную производительность (мощность), выраженную в нормо-часах трудозатрат НМнч:

ПНРпос = ОПНРпос / НМнч.

Использование показателя нормальной мощности в качестве базы дает уверенность в том, что все ПНРпос постоянные общепроизводственные расходы будут отнесены на производимый продукт, когда нормальная мощность достигнута.

Если фактический выпуск превышает запланированный и нормативные трудозатраты выше, чем нормальные, возникает благоприятная ситуация. Фактические постоянные общепроизводственные расходы на единицу продукции будут меньше. чем нормативные. Но если фактический выпуск не соответствует запланированному уровню, т. е. падает ниже нормальной мощности, то запланированная сумма ОПНРпос будет приходится на меньший объем продукции.

Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений. Бюджеты рассчитываются на один определенный уровень ожидаемых продаж. Общий бюджет, включающий все периодические бюджеты, обычно рассчитывается для фиксированного прогнозируемого или нормативного уровня продукции.

Разница между фактическими и нормативными или бюджетными (плановыми) затратами называется отклонением. Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий фактический выпуск. Этой цели служит гибкий бюджет, называемый переменным. Гибкий бюджет обеспечивает прогнозными данными для разных уровней деятельности. Его расчет делает возможным сравнивать плановые бюджетные данные с фактическими, так как приводит их в сопоставимый вид по объему выпущенной продукции. Для составления гибкого бюджета используется уравнение, которым определяются корректно бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности.

Гибкий бюджет = Переменные затраты на единицу * Количество произведенных единиц + ОПНРпос

Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства; при анализе – оценить фактические результаты.

10.3. Анализ отклонений как средство контроля затрат

Контроль финансово-хозяйственной деятельно­сти и анализ исполнения бюджетов направлены на:

- обеспечение целостности финансовой информации, касающейся деятельности предприятия и его активов;

- мониторинг и измерение ключевых показателей де­ятельности;

- инициализацию корректирующих действий, необ­ходимых для достижения запланированных результатов деятельности.

При анализе отчетности используют ме­тоды вертикального и горизонтального анализа и трендовые расчеты.

Горизонтальный анализ используется для расчета суммы отклонений между плановыми и фактическими показателями.

Вертикальный анализ позволяет установить долю каждого показателя по отношению к итоговому. Тем самым выявляются статьи, имеющие наибольшее зна­чение.

Трендовый анализ позволяет оценить изменения во времени.

Анализ фактически достигнутых результатов можно проводить сравнением фактических и бюджетных или нормативных данных. По­скольку бюджетные данные о затратах, как правило, менее точны, чем нормативные, то для оценки деятельности исполь­зуются нормативные затраты. Основная цель нормативного учета состоит в том, чтобы облегчить контроль затрат пу­тем сравнения фактических затрат с нормативными. Анализируются причины существенных расхож­дений фактических и нормативных показателей и при­нимаются меры по устранению расхождений.

Выявление от­клонений, помогает определить области эффективности или неэффективности в деятельности предприятии. Помимо определения суммы отклонения, важно вы­яснить причину этого отклонения. Когда причина известна – предпринять соответствующие действия для решения про­блемы.

Расхождения между нормативными затратами и фактическими называют отклонениями. Если фактиче­ские затраты меньше нормативных, то отклонения явля­ются благоприятными.Если фактические затраты превышают плановые, то отклонения неблагоприятные.

При сравнении фактических показателей с плановыми по центру ответственности, во внимание принимаются только исключения, то есть отклонения, превышающие определенный лимит, который устанавливается предприятием, в виде процента.

Использование «принципа исключения» позволяет сконцентрировать внимание на причинах име­ющих значительные отклонения и принять своевре­менные меры по их устранению. Практика, когда изучаются только облас­ти необычных продуктов или необычные результаты деятельности, назы­вается управлением по отклонениям.

Анализ отклонений может использоваться выборочно. Многие ор­ганизации столь велики, что просто невозможно рассмотреть все об­ласти деятельности в деталях. На рис.10.1. представлен при­мер выявления областей для анализа в системе управления по отклоне­ниям.

При данной системе анализиру­ют только отклонения, превышающие лимит +4%, который установлен руководством. Только по материалам С и Е есть превышение 4%-го предела, и, следовательно, только затраты этих материалов следует анализировать тщательно.

Отклонения можно вычислять для целых категорий, таких, как об­щие затраты основных материалов, для любых групп внутри категорий, каждой статьи затрат.

 

Типы основных материалов (в скобках – фактические затраты на единицу, ДЕ)

Все отклонения аналитики подразделяют на три вида:

1. Отклонения затрат основных материалов.

2. Отклонения прямых трудовых затрат.

3. Отклонения общепроизводственных расходов.

Общее отклонение затрат основных материалов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами материалов.

(10.1)

Общее отклонение может быть разложено на две части:

- отклонение по цене;

- отклонение по использованию основных материалов.

(10.2)

(10.3)

Если все вычисления правильны, то (10.1) = (10.2) + (10.3)

Каждую ситуацию следует оценивать в со­ответствии с определенными обстоятельствами, чтобы определить ответственного за отклонение и характер отклонения благоприятный или неблагоприятный.

Отклонения затрат легче интерпретировать, представив их схематически (см.рис.10.2).

 
 

Рис. 10.2. Анализ отклонений по основным материалам

Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как раз­ница между фактическими и нормативными затратами труда на произ­веденные единицы продукции за исключением брака (как окончатель­ного, так и исправимого):

(10.4)

Чтобы оценить степень выполнения плана, руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабо­чего времени, а какая – изменением ставок оплаты труда.

 

(10.5)

 

(10.6)

За отклонения по ставке оплаты труда ответственность обычно не­сет отдел кадров. Это отклонение возникает, когда нанимают работника с оплатой выше или ниже, чем предполагалось в плане, или определен­ные работы выполняются более (менее) высокооплачиваемым работни­ком. За отклонение в производительности труда отвечают цеховые конт­ролеры. Неблагоприятное отклонение в производительности может произойти, если неопытному работнику поручат работу, требующую более высокой квалификации. Руководство должно анализировать каж­дую ситуацию исходя из сложившихся обстоятельств. (рис.10.3)

 
 

Рис.10.3. Анализ отклонений прямых трудовых затрат

Контролирование общепроизводственных накладных расходов (ПНР) пред­ставляет собой значительно более трудную задачу, чем контролирова­ние прямых затрат, ибо ответственность за многие ПНР часто трудно возложить на кого-либо однозначно. Большая часть постоянных ПНР не может быть проконтролирована конкретным подразделе­нием. Но если переменные ПНР можно привязать к операционным под­разделениям, определенный контроль становится возможным.

Анализ отклонений сложен. Сначала вычисляют общее отклонение ПНР как разницу между фактическими и нормативными ПНР, начисленными (отнесенными на годовую продукцию) посредством коэффициентов пе­ременных и постоянных ПНР. Затем общее отклонение подразделяют на две части: контролируемое отклонение ПНР и отклонение ПНР по объе­му. Ввиду сложности понятий параллельно с формулами приводится цифровой пример.

.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.