1. Начинайте с гипотезы о том или ином коммуникативном типе диагностируемой личности. Используйте для это либо библиотеку типологических портретов, либо сходство диагностируемой личности с людьми, обладающими известным Вам коммуникативным типом. Если изначальная гипотеза оставляет сомнения, конкретизируйте свое суждение через типологические аспекты, либо через типологические признаки.
2. Никогда не утверждайтесь в своем первоначальном мнении относительно коммуникативного типа диагностируемой личности. Оставляйте сомнения и постоянно проверяйте их.
3. Есть три пути идентификации коммуникативного типа личности: Ваше мнение о ней, ее мнение о себе, мнение других о ней. Все три источника обладают равной информативностью, поэтому не стоит пренебрегать ни одним из них.
4. Только собственный опыт в типологизации и собственная « библиотека » образов коммуникативных типов являются гарантиями объективности Вашего суждения о коммуникативном типе диагностируемой личности. Если при богатом опыте Вы все же неожиданно сталкиваетесь с трудностями диагностирования, помните, что причина их может заключаться не только в Вас.
5. Следует всегда помнить о том, что при диагностировании мы имеем дело только с проявлениями типологических признаков, а не с самими признаками. Не следует ожидать того, что эти признаки буду проявлены у диагностируемых личностей идентичным образом.
6. Ценности социального типа личности (приобретенные ценности) могут быть вербализованы в форме и в содержании типологических признаков, камуфлируя истинную природу последних. Старательно «обходите» то, что и так на виду (социальный тип), стремитесь увидеть, как работает восприятие диагностируемой личности.
7. Язык личности это не только его речь. Язык, как и система смысловых знаков различной природы, более полно отражает работу сознания и особенности процесса восприятия, чем одна только речь. Речь как результат восприятия, безусловно, важна. Нужно только научиться правильно её слышать.
А. Если Ваш подчиненный по типу ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Сильные деловые стороны:Обладает развитой интуицией. Способен находить неожиданные решения их не видят. Хорошо видит перспективы дел. Настойчив напорист. Обладает организаторскими способностями при поиска принципиально новых. Способен увлечь и активизировать коллег по работе.
Слабые деловые стороны:Плохо переносит строгую регламентацию и монотонность работы, быстро теряет к ней всякий интерес. Рутинную часть задания до конца не доводит. Трудно подчиняется дисциплине. Постоянные отвлечения на интересные детали являются причиной его неорганизованности . Порядок в делах, в документах и на рабочем месте удаются ему с большим трудом. Неустойчив. Не терпим к нажиму и принуждению. Склонен к неожиданным сменам настроения.
Оптимальные условия для его работы:Стимулом его деятельности является уникальность. Лучше всего ему предоставить свободный режим работы. Сам характер работы должен быть поисковым, обладать разнообразием и давать доступ к большим объемам информации. Наиболее интересны для него задачи стратегического характера, требующие новаций и перемен в деятельности организации.
От него нельзя требовать:Практичности и детальности в проработке заданий. Пунктуальности, последовательности и завершенности. Тщательности при выполнении рутинной работы. Строгого порядка в деловом быту.
Если Ваш начальник по типу ИЗОБРЕТАТЕЛЬ
Обладает способностью к общему видению ситуации и ее широкой перспективы, без утопания в мелких деталях. Ему хорошо удается решение стратегических задач. Обладает оригинальным мышлением. Видит новое. Глубоко проникает в сущность проблем, которые всем кажутся неразрешимыми или рискованными. Легко воспринимает и поддерживает новаторские идею подчиненных и их инициативу. Демократичен. Методов волевого администрирования избегает. Функции контроля, учета, инспектирования, организации быта, а так же другие функции производственного характера носят в его руководстве второстепенный характер. Стремится объединить коллектив общей перспективной идеей.
Проявляет себя решительной и волевой личностью, когда дело касается интересов дела. Угрожающая ситуация его мобилизует. Деловые и личные конфликты строит на основе объективных критериев. Стремится быть объективным и справедливым в отношениях с подчиненными. Эмоционально-этическим аспектам взаимоотношений с подчиненными особого значения не придает. По этой причине может выглядеть прямолинейным, бестактным и несдержанным. Плохо разбирается в истинном отношении к себе со стороны окружающих. Не удерживает сосредоточенного внимания на себе.