• Обозначив вес одного метра движущихся частей установки q , H/м, получаем, что для гружёной ветви эта величина включает вес груза, отнесенный к метру длины установки (qгр, H/kH ) и вес движущихся частей (qд.ч.,H/м ), а для порожней – только вес движущихся частей установки.
• Во – вторых, угол наклона установок непрерывного действия может быть достаточно велик, а значит величину cosbнельзя приравнивать к единице.
• В третьих, коэффициент сопротивления неудобно заменять удельным значением . Таким образом получаем
W0 = q L cosb w0
Wi = q L sinb
или W= q L(cosb w0 ± sinb )
Распределенные и сосредоточенные сопротивления.
• Так как эти сопротивления распределены по всей длине установки (на грузовой и порожняковой ветвях), то их принято называть распределенными сопротивлениями.
• Кроме распределенных сопротивлений на установках непрерывного действия имеются сосредоточенные сопротивления, сконцентрированные на незначительных (сравнительно с длиной всей установки) по длине участках (например, сопротивления на отклоняющем или натяжном барабанах, на погрузочном пункте и др.). Величина сосредоточенных сопротивлений невелика и составляет »10-15% от величины распределенных сопротивлений.
Сила торможения
• Особое место среди сил сопротивлений занимает сила торможения (В, H) — искусственно создаваемая регулируемая внешняя сила, направленная в сторону противоположную движению.
• Наиболее общим является создание тормозной силы за счет прижатия тормозных колодок к движущимся колесам или к валам приводных барабанов.
• В результате прижатия тормозной колодки к колесу с силой (К, к H) возникает сила трения (Кjк,гдеjк — коэффициент трения между колодкой и колесом),
Сила торможения
• СилаКjк,вызывая реакцию буксы колеса В ( равнуюКjк) , образует с ней внутреннюю пару сил Кjк — В.Заменяем эту пару силой эквивалентной парой силой В0 - Вк.Сила В0при сцеплении колеса с опорой вызывает реакцию опоры (В0')равную по величине силе В0, но направленную в противоположную сторону. При наличии этого равенства силаВкреализуется как тормозная сила
Вк =1000 Кjк
• Таким образом, при торможении происходит процесс аналогичный созданию силы тяги. Причем величина тормозной силы, также как и сила тяги, ограничена силой сцепления колеса с опорой
Кjк £ Pk fт
• При несоблюдении приведенного условия происходит заклинивание колеса (движение «юзом») .
• Величина fт,реализуемая при торможении, несколько меньше чем при тяге (fт = (0,7-0,8) f).
Сила торможения
• Процесс торможения транспортных машин непрерывного действия несколько сложнее, чем цикличного.
• Например, в конвейерах при торможении барабана отдаленные от привода ( а значит от места торможения) участки ленты в начальный период двигаются с большей скоростью, чем расположенные у привода (набегают на них): появляется возможность потери устойчивости.
• Но и в таких машинах имеет место ограничение по сцеплению ленты с барабаном, т.е. удержания ее от скольжения при торможении.
Сила тяги
• Движущие силы -сила тяги(Fk, H), или тяговое усилие, - представляют собой управляемые внешние силы, создаваемые при взаимодействии ведущего колеса машины цикличного действия с внешней опорой (рельсами или дорогой), а при непрерывном виде транспорта -тягового органа с приводными барабанами, блоками и т.д., для преодоления сил сопротивления движению. Сила тяги, или тяговое усилие, всегда направлены в сторону движения или составляют острый угол с направлением движения.
Сила тяги
• Сила тяги может быть ограничена источником энергии (например, мощностью дизель-генераторной установки тяговых агрегатов или электрифицированных автосамосвалов), мощностью тяговых двигателей (например, мотор - колес автосамосвалов или осевых двигателей локомотивов) и силой прижатия приводного колеса к рельсу, дороге, тяговому органу и т.д. (например, сцепным весом локомотива, автосамосвала, предварительным натяжением тягового органа конвейера).
• Наиболее характерным для карьерных транспортных машин является ограничение по силе прижатия , то – есть по сцепному весу машины или натяжению тягового органа.