На машину при движении действует две группы сил: силы сопротивления движению и движущие силы
• Силы сопротивления движению (W, Н), как правило, представляют собой неуправляемые внешние силы, различные для каждого из видов транспортных машин, но всегда зависящие от характера трассы (величины уклона, наличия криволинейных участков и т.д.) степени загрузки транспортной машины и некоторых других факторов.
• У транспортных машин цикличного действия различают - основное сопротивление движению (Wо)и дополнительные (Wд):от уклона (Wi),
• на криволинейном участке (WR),
• от воздушной среды Wвозди т.д.
• Причем полное сопротивление –
W=Wо ± Wi+ WR +Wвозд
• При движении транспортной машины весом Р (кН)по наклонному пути нормальная составляющая веса Pcosbвызывает силу сопротивления движения:
Wo= Wo Pcosb wo= 1OOOMт gcosb wo, H
где wo—коэффициент сопротивления движению;
g — ускорение свободного падения, м/с2.
b - угол наклона трассы.
• Эта сила сопротивления присутствует всегда, когда есть движение, поэтому её называют силой основного сопротивления
Основное сопротивление
• Основное сопротивление включает в себя силы трения в подшипниках, шарнирах и других трущихся деталях, сопротивления от деформации элементов пyти, трения качения колес по внешней опоре при движении и т.д. Направлено основное сопротивление всегда в сторону противоположную движению транспортной машины.
• Величину (1000 wo) принято называть основным удельным сопротивлением движению, так как имея размерность [H / kH],представляет собой основное сопротивления в [H] на [kH]веса машины. Максимальный угол подъема трассы транспортных машин цикличного действия не превышает 3-8° (в зависимости от типа машины) поэтому считают cosb » 1.
• Тогда – W0 = Pw0 =Mт gw0 , H
• Основное удельное сопротивление w0зависит от многих факторов и рассчитать его аналитически часто не представляется возможным, поэтому пользуются значениями полученными экспериментально.
Дополнительное сопротивление от уклона
• Продольная составляющая веса Psinb(или M m g sinb) появляется только при наличии уклона трассы, то – есть при b¹0.
Поэтому силу
Wi= 1000Р sin b=1OOO Mт g sinb , H
называют дополнительной силой сопротивления от уклона
• . При движении вверх эта сила будет имеет знак «+» и препятствовать движению, а при движении вниз — знак «-» и способствовать движению.
• Так как для небольших углов наклона трассы sinb» tgb , то 1OOO sinb — это величина уклона трассы в тысячных долях (ä) ,
Wi= Р i = Mт g i, H
гдеi — величина уклона в тысячных, ä.
• По аналогии с основным сопротивлением
Wi=Р wi == Mт g wi , H
гдеwi– удельное дополнительное сопротивление от уклона, H /kH, равное величине уклона трассы, выраженной в тысячных единицах,ä, ( промиллях ).
Сопротивления на криволинейных участках и от воздушной среды
• К дополнительным сопротивлениям относятся также сопротивления на криволинейных участках трассы ( радиуса R, м ).
• WR = P wR = Mт g wR,
где wR– удельное сопротивлениена криволинейном участке, H /kH.
• Дополнительное удельное сопротивление на криволинейном участке зависит от радиуса криволинейного участка, wR =f (R),и определяется экспериментально.
• Дополнительное сопротивление движению от воздушной среды зависит не от массы машины, а от скорости её движения, скорости и направления ветра, лобового сопротивления машины (произведения высоты на ширину) и коэффициента обтекаемости машины. При незначительных скоростях движения машины его редко принимают в расчёт.
• Рассмотренные сопротивления не зависят от режима движения транспортной машины (ускорения или замедления), поэтому их принято называть статическими сопротивлениями.
Сопротивления на транспортных машинах непрерывного действия
• На транспортных установках непрерывного действия также можно выделить основное и дополнительные сопротивления, но форма уравнений имеет в этом случае некоторые особенности.
• Во-первых, вместо сосредоточенных движущихся масс, имеющих место в транспортных машинах цикличного действия, имеем неподвижную (став) и движущуюся массу, распределённую по длине (L,м) транспортной установки непрерывного действия