Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Поэтика и стиль бытовых сказок



В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники. В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость. Так, в сказке "Каша из топора" солдат всеми правдами и неправдами выманивает у жадной старухи продукты, убеждая её при этом, что она варит кашу из солдатского топора. Симпатии читателя неизменно оказываются на стороне находчивого героя, и в финале его смекалка вознаграждается, а противник всячески осмеивается. В бытовой сказке сильно сатирическое начало, и главным способом изображения отрицательного героя становится не гипербола, как в сказке волшебной, а ирония. По своим функциям бытовая сказка сближается с пословицей: она не только развлекает читателей, но и открыто учит их тому, как нужно вести себя в сложных жизненных ситуациях

 

18.Темы и поэтика пословиц. Пословица – краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически (пословицы были ритмичными, т.к. это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности) организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии.Пословицы образно выражают мысль, ритмичны, часто рифмуются. Они сложны по своей поэтике, но это не ощущается, что является лучшим доказательством совершенства их форм, которая выражается в предельной простоте построения, естественности поэтической образности, создающей ощущение, что только так и можно сказать, иначе будет неполно, неточно, неясно.Наиболее часто встречается двухчленное строение пословиц, при котором первая часть относится ко второй как подлежащее к сказуемому («Жизнь прожить - не поле перейти», «Один в поле - не воин» и т. д.). Наряду с двухчленными пословицами бывают одночленные, трехчленные и даже многочленные. Такова, например, пословица «Батюшка-Питер бока нам вытер, братцы-заводы унесли годы, матушка-канава совсем доканала» х. Каждый член пословицы представляет цельную, законченную часть простого или сложного предложения; построение членов пословицы - взаимосвязанное. Известная смысловая самостоятельность отдельных членов пословицы в ряде случаев приводит к тому, что они отделяются. Ритмическое строение пословиц различно. В пословицах можно найти использование стихотворной метрики, но в довольно ограниченном объеме. Встречаются в пословицах оба вида двухсложной стопы (ямб - «Мели Емеля, твоя педеля», и хорей - «Сало было, стало мыло»), встречается и трехсложная стопа (дактиль, амфибрахий, анапест). Но гораздо чаще в пословицах и поговорках встречается сочетание трехсложных стоп с двухсложными (например, сочетание ямба и анапеста в пословицах: «И честь не в честь, коли нечего есть», «И обед не в обед, когда хозяйки нет»). Сочетание двухсложных и трехсложных стон дает большое ритмическое разнообразие и в то же время сближает строение пословицы с разговорной речью. Тематика: Человек, характер, поступки, Жизнь, здоровье, молодость, старость Бог Мудрость, глупость, ученье Работа, усердие, лень Общение с людьми, дружба, любовь, семья, дети Дом, хозяйство, гости, пища Нужда, богатство, бережливость Судьба, счастье, несчастье Общество, закон, торговля Причина - следствие. Время, спешка, начало-конец Мера, большой - маленький, много-мало Cлово, речь, язык.

19.Роль пословиц и поговорок в развитии речи дошкольников. Пословица – краткое устойчивое в речевом обиходе, ритмически (пословицы были ритмичными, т.к. это способствовало более быстрому их запоминанию, во времена, когда не существовало письменности) организованное образное народное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии.Пословицы применяются для отработки звуковой стороны речи. Они помогают поставить произношение отдельных тяжелых согласных, особенно тех, какие отсутствуют в родном языке. Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои чувства, интонационно окрашивая свою речь. Развивается умение творчески использовать слово, умение образно описывать предмет, давать ему яркую характеристику. Пословицы и поговорки ярко конкретизируют в себе органическое сочетание речи и мышления. Старшие дошкольники, слушая и обсуждая содержание пословицы совершенствуют активную речь и развивают мышление. С помощью специально организованных воспитателем речевых и творческих заданий, детям предлагается определить, о чём идет речь в пословице, или закончить пословицу соответствующим словом, а в случае затруднения просит выбрать правильный ответ из нескольких предложенных вариантов. Предлагаются также задания на развития мышления и памяти. Взрослый проводит упражнение «Подбор пословиц» к изученным сказкам, или просит детей составить соответствующую ситуацию, которая подтвердила бы конкретные пословицы или поговорки. На развитие воображения дошкольников проводится коллективная работа методом «коллаж», инсценировка пословиц и другие творческие задания и интересные упражнения. Пословицы и поговорки имеют большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особенной форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, лаконично и в доступной форме учат быть вежливыми, скромными, сдержанными, ответственными, уважать родителей и уважать людей.

20.Загадкакак жанр устного народного творчества. Загадка – жанр народного творчества, который, как пословицы и поговорки, также относится к малым фольклорным формам. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".Ценность загадок состоит в их образности, художественности и поэтичности. Яркие, конкретные, красочные художественные образы загадок помогают ребенку по-новому взглянуть на окружающий мир, развивают поэтический взгляд на действительность, способность анализировать ее и, следовательно, логически мыслить. Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой. Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитию художественного мышления и творчества.Загадки по своему содержанию отражают историю становления и развития народных культур. В этом и состоит их особая ценность. Они формируют первые представления о единстве мира и его закономерностях. В отличие от пословиц и поговорок они направлены на нахождения тождества или сходства различных предметов и явлений.Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образного и логического мышления, умственных реакций.Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

21.Поэтическая функция загадок. Поэтика жанра загадок в основном характеризуется обычно-фольклорными чертами. Как уже говорилось, чаще всего они построены на основе метафоры, метонимии чя развернутого параллелизма; основные механизмы - персонификация, аллегория и иносказания. В языке загадок применяются традиционные стали эпитеты («Густой лес, чистое поле», Волосы, лоб). Средством изображения неметафоричних загадок часто является сравнение («Белый, как перо, холодный, как льдина», Снег). Используются гиперболы («Ревнул вич на сто гор, на тысячу огородов», Гром), тавтологічні высказывания («Мур каменный склеп, склепований», «Бегунье бегут, ревунці ревут»). Для обозначения определенных предметов выбираются собственные названия, чаще всего человеческие имена (конь - Федько, петух - Гришко). Часто они употребляются с целью рифмы или ритмізації («Сидит Пахом на лошади верхом», Очки; «Сидит Марушка в семи полушубках, кто его раздевает, тот слезы проливает», Лук). Ритмика загадок нередко подчеркивается алітерацією («За лесом, за редколесьем, за розсохачем бил бук бука буковым бичом», Довбня, клин, бревно) или звукоподражанием («Соломон, согодан, согодіца, собродіца, а зуб кланц», Замок и ключ). В этом примере встречается еще один распространенный в загадках прием - неологизмы, образованные на основе звуковых (тарахкотинський ли іржинський - о замок) или образных ассоциаций («Четыре чотирнички, пятый Макарчик», Пальцы). Много загадок построена на отрицании или заперечному паралелізмі'. «Не бросил палку, поймал не галку, скубу не перья, им не мясо, Рыба.В стихотворных загадках используются приемы, присущие народной лирике: рифмовки, метричність, созвучность, паронимия и др.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.