Информационные технологии (англ. information technology, IT) – это инструментарий, обеспечивающий информационную деятельность, связанную с подготовкой и принятием решений.
Технологиям управляемых процессов свойственны упорядоченность и организованность, которые противопоставляются стихийным процессам. Исторически термин «технология» возник в сфере материального производства. Информационную технологию в данном контексте можно считать технологией использования программно-аппаратных средств вычислительной техники и телекоммуникаций в конкретной предметной области.
Термин «технология»[1] в общем плане определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции. В практической плоскости технология характеризует: что, как и сколько нужно делать для того, чтобы получить конечный продукт с заданными свойствами или необходимый результат.
В теоретическом плане, технология рассматривается как наука о законах реализации целенаправленных воздействий в различных сферах человеческой деятельности. Задача технологии как науки состоит в выявлении закономерностей построения производственных процессов, перехода от логического построения проектов к процессам получения готовых продуктов с полезными функциями и свойствами.
В свою очередь, информационные технологии представляют собой технологические процессы, охватывающие информационную деятельность управленческих работников, связанную с подготовкой и принятием управленческих решений.
Согласно Федеральному закону от 27.07.06 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии – это «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». Настоящее определение ориентировано на компьютеризированную информационную среду использования информационных технологий.
Информационные технологии позволяют интегрировать различные виды технологий, а информация, которая ими обрабатывается, синтезируется для обобщения и внедрения в практику. Особенностью информационных технологий является то, что исходным "сырьем" (предметом труда) и конечной готовой "продукцией" (продуктом труда) в них является информация. Информационные технологии реализуют типовые информационные процессы и включают: процессы сбора, передачи, хранения и обработки информации (рис. 2.1) во всех ее возможных формах проявления (текстовой, графической, визуальной, речевой, тактильной и т.д.).
Информационные технологии, в отличие от производственных, характеризуются следующим:
предметом процесса обработки являются данные, а целью процесса является получение информации;
средствами реализации являются программные и аппаратные средства компьютеров и телекоммуникаций;
процессы обработки данных разделяются на операции в соответствии с особенностями предметной области;
выбор управляющих воздействий на процессы осуществляется лицами, принимающими решение;
критериями оптимизации процесса являются своевременность доставки информации пользователю, ее надежность, достоверность, полнота.
Из всех видов технологий информационные технологии сферы управления предъявляют самые высокие требования к «человеческому фактору», оказывая принципиальное влияние на квалификацию работника, содержание его труда, физическую и умственную нагрузку, профессиональные перспективы и уровень социальных отношений.
Основными свойствами информационных технологий, предопределяющими эффективность их использования, являются целесообразность, наличие компонентов и структуры, взаимодействие с внешней средой, целостность и развитие во времени.
1. Целесообразность – состоит в повышении производительности и эффективности управленческой деятельности за счёт внедрения высокопроизводительных средств компьютерной техники и телекоммуникаций.
2. Наличие компонентов и структур. Декомпозиция информационных технологий позволяет выделить в их составе функциональные компоненты (информационную базу: конкретное наполнение информационных процессов) и структуру (внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов).
3. Взаимодействие с внешней средой путём организации взаимосвязи с объектами и субъектами управления посредством программно-аппаратных средств компьютерной техники и телнкоммуникаций.
4. Целостность (эмерджентность), поскольку только как система информационная технология способна решать задачи, недоступные их отдельным компонентам.
5. Развитие во времени – возможность динамичного развития по мере возникновения новых задач и повышения эксплуатационных требований, обеспечение модернизации и модификации.
Информационные технологии находятся в постоянном развитии и совершенствовании. Этому способствуют появление новых аппаратно-программных средств, разработка новых концепций и методов организации данных, их передачи, хранения и обработки, форм взаимодействия пользователей с техническими и другими компонентами информационно-вычислительных систем. Современные информационные технологии предусматривают вовлечение конечных пользователей, непрофессионалов в области информационных технологий, в информационные процессы на всех стадиях подготовки управленческих решений. Это позволило расширить круг решаемых задач управления (автоматизируя слабо или неполно формализуемые задачи благодаря опыту, интуиции, творческому потенциалу управленцев при их решении), а также повысить оперативность получения результатной информации и снизить вероятность возникновения ошибок в ходе решения задач за счёт минимизации звеньев цепочки участников подготовки управленческих решений. В то же время, для таких пользователей потребовалось создание программных сред, в которых эти пользователи могли бы реализовывать свои информационные потребности при ограниченных знаниях аппаратно-программных средств современных компьютеров и телекоммуникаций.
Информационные технологии могут рассматриваться как инфраструктура[2], обеспечивающая реализацию информационных процессов. Ее образуют: каналы связи, по которым передается информация; программы, управляющие сбором, хранением, обработкой и представлением информации; компьютеры и их внешние устройства, обеспечивающие выполнение этих программ. Информация на технологическом уровне выступает в виде данных, поэтому сама совокупность данных (база данных) также относятся к информационным технологиям. К ним также относятся инструменты, с помощью которых реализуются информационные процессы: языки, используемые для написания программ, протоколы, применяющиеся при передаче данных, модели хранения и передачи данных и т.д. Таким образом, информационные технологии как инфраструктура, это, с одной стороны, аппаратно-программная среда и телекоммуникации, а с другой – инструментарий осуществления информационных процессов.
Современным информационным технологиям присущи следующие черты:
- объектно-ориентированный подход, когда пользователь манипулирует объектами, а не данными;
- сквозная информационная поддержка пользователя на всех этапах обработки и использования информации на основе унифицированной базы данных, обеспечивающей унифицированную форму представления, хранения, поиска, отображения, восстановления и защиты данных;
- безбумажный процесс обработки документов, рецензирования, утверждения, рассылки и контроля исполнения (электронный документооборот);
- интерактивный режим решения задач, в т.ч. и с использованием удалённого доступа;
- возможности адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач;
- широкое использование глобальных и локальных телекоммуникаций.
Для эффективного взаимодействия конечных пользователей с информационной системой новые информационные технологии опираются на принципиально иную организацию пользовательского интерфейса с информационной системой (так называемый дружественный интерфейс), которая выражается прежде всего в следующем:
- обеспечение права пользователя на ошибку благодаря защите информационно-вычислительных ресурсов системы от непрофессиональных действий на компьютере;
- наличие широкого набора иерархических (ниспадающих) меню, системы подсказок и обучения и т.п., облегчающих процесс взаимодействия пользователя с компьютером;
- наличие системы «отката», позволяющей при выполнении регламентированного действия, последствия которого по каким-либо причинам не удовлетворили пользователя, вернуться к предыдущему состоянию системы, чтобы выбрать другое направление решения задачи.
Расширение круга пользователей, имеющих доступ к информационно-вычислительным ресурсам систем обработки данных, а также использование вычислительных сетей, объединяющих территориально удаленных друг от друга пользователей, обусловливают проблему обеспечения надежности данных и защиты их от несанкционированного доступа при обработке, хранении и передаче.