Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Феномен социальной фасилитации



Давно уже замечено, что во время спортивных соревнований результативность повышается в присутствии болельщиков, на своем поле, с другой стороны, когда спортсмен тренируется с секундомером, результативность несколько падает. Эксперименты показали, что в присутствии других люди быстрее заучивали стихотворения, но медленнее - бессмысленные слоги. Изучение этого феномена началось более ста лет назад, а в 1965 г. Р. Зайенс дал современное определение феномену социальной фасилитации:

Социальная фасилитация – усиление доминирующей (наиболее вероятной) реакции в присутствии других людей.

Другими словами, если студент хорошо знает предмет (то есть его доминирующая реакция – знание предмета), то экзамен в присутствии экзаменаторов он сдаст хорошо. Если же студент слабо разбирается в предмете (доминирующая реакция – незнание предмета), то присутствие экзаменаторов еще более усугубит печальную картину на экзамене.

Феномен деиндивидуализации

Феномен деиндивидуализации – потеря самосознания и чувства личной ответственности людей в ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном человеке

Деиндивидуализации способствуют следующие факторы: размер группы, анонимность, возбуждающие и отвлекающие занятия, ослабленное самосознание. Размер группы. В зависимости от размера группы резко падает боязнь оценки, участники, находясь в толпе верят, что им удастся избежать наказания.

Феномен групповой поляризации

ПОЛЯРИЗАЦИЯ ГРУППОВАЯ - социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе коей разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются в две полярно противоположные позиции, исключающие компромиссы. Под поляризацией групповой понимается также усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений (-> принятие решений групповое) или суждений по сравнению с усредненными.

Феномен влияния меньшинства

По-разному интерпретируя феномен такого влияния, авторы единодушны в одном: не обладая ни властью, ни априорным авторитетом, меньшинство прямо и косвенно воздействует на умонастроение и поведение большинства, а итоги этого воздействия, в конечном счете, сопоставимы с глубиной влияния самого большинства на меньшинство.

Массовые движения

Массовые движения (англ. «mass movements») можно описать какдобровольные и анонимные, численно неопределенные и временные множества людей, которых объединяет общая социально значимая цель и солидарность в её достижении.

Участие в массовом движении стихийно, может быть начато и прервано в любой момент и имеет целью непосредственное участие в акциях данного движения, включая демонстрации, внепарламентские манифестации и протесты, акции бойкота и гражданского неповиновения, стачки и захваты предприятий, забастовки солидарности, блокирование, саботаж, вандализм, граффити и т.д.

Цель и содержание социального движения определяется его основным тематизмом, например, равенство прав (рабочих, женщин, наций и рас, инвалидов или других людей с биологическими особенностями и т.п.), охрана природной среды, защита определенных видов животных, развитие благотворительности, поддержка художественного творчества т.п.

На практике массовые движения охватывают еще более широкий тематический спектр, включая, например, покупку или отказ от покупки определенного вида товаров или их определенного производителя.

Вознаграждением за участие в массовом движении является моральное удовлетворение вследствие установления общественной справедливости, разумности или блага.

 

3. Лидерство

Лидерство [от англ. leader — ведущий] — отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Стили лидерства – это совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления, то есть это система постоянно применяемых методов руководства.

Стили лидерства делятся на три основных категории - авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, всякое пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. Из известного метода «Кнут и Пряник» используется только кнут. Основа данного стиля лидерства – страх наказания за невыполнение задачи.

Авторитарному лидеру не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями.

Демократичный стиль лидерства заключается в коллегиальности принятия решений, то есть учитывается мнение подчиненных.

Руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу. Метод «Кнута и Пряника» используется в полной мере.

Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать.

Отсутствие похвалы и наказаний. Никакого сотрудничества между лидером и подчиненными. Позиция лидера - незаметно в стороне от группы. Лидер не дает указаний. Работа складывается из отдельных интересов участников группы.

4. Феномены межгруппового взаимодействия.

Межгрупповые взаимодействия – это совокупность социально-психологических явлений, возникающих между различными группами.
В основе межгрупповых отношений лежит межгрупповое восприятие многообразных социально-психологических связей, возникающих между социальными группами.
Одним из феноменов межгруппового взаимодействия является межгрупповая дифференциация – социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами.
Межгрупповая дифференциация состоит из двух взаимосвязанных процессов:
1) внутригруппового фаворитизма (от лат. favor – благосклонность) – это социально-психологическое явление, характеризующееся осознанием членов собственной группы, как «своих» и оказание им содействия, психологической протекции, в противовес членам другой группы;
2) межгрупповой дискриминации (от лат. discriminatio – различение) – это социально-психологическое явление, характеризующееся стремлением к недооценке или пониженной оценке успехов и переоценке неудач других групп, по сравнению с собственной группой.
Другим феноменом межгруппового взаимодействия является межгрупповая интеграция, представляющая наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию. Интеграция способствует более успешной реализации функций, как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы.
Феномены межгрупповой интеграции:
1) групповая аффилиация – это отношения между группами, которые предполагают, что одна из них является составной частью другой, т. е. взаимодействие групп разнопорядкового масштаба и объема;
2) групповая открытость состоит в стремлении группы получить информацию и влияние извне, вследствие чего она подвергается различного рода воздействиям и оценкам со стороны других групп. Чем благополучнее группа, тем более она открыта;
3) межгрупповая толерантность – терпимость к другим группам;
4) межгрупповая референтность – стремление к достижению уровня значимой внешне группы, которая выступает в качестве носителя определенных ценностей и норм.
Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции сосуществуют в любой группе. Преобладание процесса дифференциации в результате излишней закрытости ведет группу к стагнации (застою), доминирование процесса интеграции в результате излишней открытости приводит к потере группой социальной устойчивости.

Психологической теория коллектива, разработанная А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). Она представляет группу как состоящую из трех страт (слоев), каждый из которых характеризуется определенным принципом, по которому в нем строятся отношения между членами группы. В первом слое реализуются прежде всего непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости; во втором слое эти отношения опосредуются характером совместной деятельности; в третьем слое, названном ядром группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.

5. Этнические группы

Э́тнос (от греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённая общими признаками, объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др. Некоторые исследователи считают существование феномена, обозначаемого термином "этнос", в лучшем случае гипотезой ввиду того, что, по их мнению, непротиворечивого определения понятия не предложено [8]
Этнические группы (ethnic group) — группа людей общей идентичности, появившаяся в результате коллективного понимания ее особой истории. Этнические группы обладают собственными культурными обычаями, нормами, убеждениями и традициями. Они обычно имеют общий язык и проводят границы между членами и нечленами. Как и в группах по рождению, принадлежность к этнической группе может приобретаться посредством брака или других социально санкционированных способов.
Антрополог Наррол (1964) подчеркнул значение общих культурных ценностей и группового понимания культурной отличительности как ключевых элементов в принадлежности к этнической группе. Барт (1970) подчеркивал организацию группы и проведение этнических границ через этнические признаки не путем изоляции, как доказывает Наррол, а социальных процессов исключения и инкорпорации. По его мнению, члены этнических групп идентифицируют друг друга с точки зрения этнических категорий и, в свою очередь, таким же образом распознаются посторонние [4].

Психологические характеристики этнических групп.
В психологии этнических общностей различаются две стороны:
1. Наиболее устойчивая часть – психический склад (куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи,
2. Эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.