Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Феномены социальной психологии. Социальная психология групп



Социальная перцепция – это восприятие соц. действительности, восприятие жизни в целом (оценка человеком действительности), наиболее элементарный процесс – восприятие человека человеком. (1. один человек воспринимает другого; 2. человек воспринимает группу; 3. группа воспринимает одного человека; 4. группы воспринимают друг друга).

Функции социальной перцепции:1. инициация общения – запускающая функция – восприятие разных хар-к человека. 2. познавательная – воспринимая человека, мы познаём, изучаем его.

Задачи соц. перцепции:Опознание другого чел., адекватно оценить другого человека, установить отношения между людьми, воздействие на другого человека.

Основные феномены соц. перцепции:

1. феномен рефлексии.А) саморефлексия (напр., оценка своего внешнего вида); Б) собственно рефлексия (сознание индивидом того, как он выглядит в глазах того, кто его воспринимает); В) взаимная рефлексия (2 человека задумываются, как они выглядят в глазах друг друга). Рефлексивные игры – человек задумывается, как он выглядит в глазах другого и при этом он сознаёт, что тот другой задумывается о том, как он выглядит в глазах первого.

2. аттракция (привлекательность для других людей).Эта характеристика является динамичной – например, человек молчал и был привлекательным, а когда заговорил, потерял свою привлекательность. Антиаттракция – непривлекательность для других, динамичная характеристика.

3. атрибутивные процессы (феномен приписывания):казуальная атрибуция – рассматривается некоторая причинность (поведения, эмоц. состояния и т.д.).

4. феномен идентификации.Отождествление субъекта восприятия с другим человеком или с группой лиц.

5. взаимопонимание.Тождество тех значений, смыслов, поведенческих актов у 2-х лиц, воспринимающих друг друга.

6. феномен социально-перцептивных способностей.Способность к адекватности оценки. Феномен социально-перцептивной компетентности – система знаний, умений, навыков, которые обеспечивают успешное взаимодействие с другими людьми.

КАУЗАЛЬНАЯ АТРИБУЦИЯ (от лат. causa - причина + attribuo - придаю, наделяю) - феномен социального восприятия, интерпретация человеком причин поведения другого человека, а также своего собственного. Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам - внешним или внутренним. Так, если один человек ударил другого, причина этого может видеться нам в том, что сам он по натуре своей человек злой и агрессивный (то есть действие продиктовано его внутренними качествами), либо в том, что вынужден защищаться или отстаивать таким способом свои интересы (то есть обстоятельства вынудили его пойти на этот шаг). Такого рода суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они скорее продиктованы нашей склонностью трактовать источники поведения. Такие трактовки во многом индивидуальны, но имеют и общие особенности.

Межличностная аттракция – механизм социальной перцепции, способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви и др.), которое способствует более полному и глубокому восприятию личностей.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью субъектов. Причинами таких привязанностей могут являться общие интересы, взгляды, ценностные ориентации, привлекательные внешний облик и черты характера, способы поведения. Существует мнение, что, чем больше нам нравится человек, тем лучше мы понимаем его поступки (за исключением патологических привязанностей).

2.Группа как социально-психологический феномен.

Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Наиболее распространены классификации групп по размеру:

большие, малые, микрогруппы (диады, триады);

по общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);

по непосредственности взаимосвязей: реальные и условные (объединенная по определенному признаку (характеру деятельности, полу, возрасту, уровню образования, национальности и т.д.) общность людей, включающая субъектов, которые не имеют прямых или косвенных взаимоотношений друг с другом);

по значимости: референтные и группы членства и т.д.

По уровню психологического развития:

Ø низкого уровня психологического развития;

Ø высокого уровня развития.

Диффузная группа — группа, в которой отсутствует сплоченность как единство ценностей и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников.

Ассоциация - группа, в которой отсутствуют объединяющие ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностные ориентации, опосредствующие межличностные отношения, проявляются в условиях группового общения.

Кооперация — одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей и обязанностей.

Автономия –организованная группа, характеризующаяся замкнутостью, принципиальностью и требовательностью друг к другу её членов, жёсткой системой ценностей, высокой сплочённостью.

Коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений, характеризующихся:

Ø высокой сплоченностью,

Ø принятием общих ценностей, коллективистским самоопределением (в противовес конформности и нонконформности, проявляющихся в группах низкого уровня развития),

Ø высокой референтностью членов коллектива по отношению друг к другу (то есть высоким уровнем внимания к мнению каждого),

объективностью в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности.

Большие и малые группы.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля (к формальному определению малой группы мы обратимся чуть ниже).

Малые группы - это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп (шаблон деятельности), так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группамотносят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определенному социальному слою (экономическое положение), нахождение в определенном месте в определенный час и другое. Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа.

К первому относятся этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Ко второму относятся публика, толпа, аудитория - общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определенного государства.

Групповые феномены.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.