Система качества организации должна предусматривать такие виды деятельности организации, как анализ данных о качестве и, в случае необходимости, корректирующие действия для улучшения качества.
К данным видам деятельности организации относятся следующие элементы системы качества:
- управление продукцией, не соответствующей установленным требованиям;
- корректировка и предупреждающие действия для устранения и предупреждения причин возникновения некачественной продукции.
Анализ регистрируемых данных о качестве предусматривает обобщение материалов, содержащих данные о качестве , обработку этих данных, желательно статистическую, и формулировку соответствующих выводов, позволяющих судить о качестве функционирования хозяйственного механизма СМО. На основании анализа данных о качестве составляется отчет по качеству. Это делается не реже, чем один раз в квартал. Это позволяет использовать данные бухгалтерской квартальной отчетности о фактических затратах на мероприятия по качеству, своевременно внести корректировки в бизнес-план, документы системы качества и т.д. В целом за год составляется также обобщающий годовой отчет по качеству, который демонстрирует динамику качества в организации.
Анализ и обобщение данных о качестве входит в функции службы качества.
Ответственным за анализ и обобщение данных о качестве является руководитель службы качества.
Руководитель службы качества должен в установленные в СТО сроки представлять руководству СМО отчет по качеству, по которому руководство принимает решения, при необходимости, о корректирующих действиях в области качества.
Анализ данных о качестве является основным средством определения причин несоответствия качества объектов и СМР установленным требованиям, а также необходимости проведения мероприятий для улучшения их качества.
К числу причин такого несоответствия можно отнести:
- недостаточно подробно разработанные СТО, где могут содержаться неоднозначные требования;
- несоответствие документально установленных технических и трудовых ресурсов на обеспечение качества реально отпущенным средствам;
- неэффективную систему управления предприятием;
- низкую трудовую и производственную дисциплину;
- несовершенство принятых в СТО технологических способов производства;
- некорректные методы контроля качества.
Система качества организации должна предусматривать документированные процедуры корректирующих и предупреждающих воздействий для устранения причин фактического или потенциального несоответствия качества объектов, СМР установленным требованиям.
Действия, направленные на устранение причин несоответствия качества объектов, СМР установленным требованиям, могут быть следующими:
- дисциплинарные санкции против работников организации, допустивших нарушение производственной или технологической дисциплины;
- корректировка проектной и технологической документации;
- корректировка документации системы качества;
- выделение дополнительных средств на обновление технологической оснастки, измерительной базы и др.;
- предъявление рекламаций субподрядчикам и организациям-поставщикам;
- замена субподрядчиков и организаций-поставщиков;
- усиление входного контроля качества закупаемых материалов и изделий, а также операционного контроля качества СМР;
- совершенствование системы управления в организации путем замены кадрового состава, дополнительной подготовки кадров в области качества или совершенствования технической оснащенности управляющего персонала.
Ответственным за определение в каждом конкретном случае вида корректирующего или предупреждающего воздействия является руководитель службы качества.
Ответственность за принятие решений о необходимости проведения этих воздействий возлагается на руководителя организации, который приказом по организации поручает выполнение их тем руководителям подразделений, от которых зависит устранение причин нарушения требований к качеству.
Ответственность за выполнение корректирующих воздействий в конкретной деятельности СМО возлагается на руководителей подразделений, которые осуществляют эту деятельность.
Они отчитываются в установленные сроки перед руководителем службы качества о выполнении принятых корректирующих воздействий и их последствиях.
Руководитель службы качества учитывает эти данные в очередном отчете по качеству.
В должностных инструкциях этих лиц должны быть предусмотрены соответствующие обязанности.
Система качества организации должна содержать документированные процедуры управления продукцией, не соответствующей по качеству установленным требованиям. Это относится к поступающей продукции - материалам, изделиям, оборудованию, а также к возводимым объектам, их частям и СМР.
Продукция, не соответствующая установленным требованиям, может быть:
- переделана или отремонтирована с целью удовлетворения установленным требованиям;
- принята без ремонта (при незначительных дефектах);
- переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях;
- отбракована или отправлена в отходы.
Тот или иной подход применяется в зависимости от вида продукции, записи в контракте, экономической выгоды. Однако на качество возведения объекта выбранный путь не должен оказывать влияние.
Если принимается продукция, не соответствующая установленным требованиям, то об этом необходимо сообщить заказчику, представителю ГАСН и оформить соответствующим протоколом или актом. При этом ГАСН может потребовать проведения специальных расчетов и (или) испытаний, которые производятся за счет средств СМО.
После ремонта продукция должна быть повторно проверена на ее соответствие установленным требованиям.