Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль примера. Воспитание человека



Человек и природа

Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека):

«Слово о полку Игореве»:Вся природа в «Слове» наделяется человеческими чувствами, способностью различать добро и зло. Она предупреждает русских о несчастьях, переживает с ними горе и радости.

Л.Н.Толстой «Война и мир»:Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное.

Бережного отношения к природе:

Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»: Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него - родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.

В.Астафьев «Царь-рыба»: Природа способна не только защищаться, но и нести возмездие.

Иллюстрация карающей силы служит судьба Гоши Герцева. Этот герой несёт наказание за высокомерный цинизм по отношения к людям и к природе. Карающая сила несёт угрозу всему человечеству, если оно не образумится в своей намеренной или вынужденной жестокости.

Любовь к родине

Патриотизм:

К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака»: Ермак изображён как герой, думающий не о сибирских богатствах, а о том, чтобы честно служить Отчизне.

К.Ф.Рылеев «Иван Сусанин»: Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти Михаила Романова, претендента на царский престол, заводит один из польских отрядов в непроходимую лесную глушь. Понимая, что смерть неминуема, Сусанин говорит, что он русский человек, среди которых нет предателей, и готов умереть за царя и родину.

Тоски по Родине, любви к Родине:

А.Никитин «Хождение за три моря»: Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о Родине, тосковал о ней.

Н.Тэффи «Воспоминания»:Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по Родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах.

Неразрывной связи с Родиной,родной землёй:

А. Солженицын «Матрёнин двор»:Для Матрёны Васильевны её дом, двор, деревня имеют гораздо большее значение, чем место, где живёшь. для героини это смысл её бытия, часть её жизни, память о прошлом, о близких.

Историческая память(сопричастности к ходу истории)

А.П.Чехов «Студент»: Перед Пасхой Иван Великопольский, студент духовной семинарии, рассказывая женщинам евангельский эпизод о предательском отречении Петра от Иисуса видит, что реакция женщин необычна: они плачут о том далёком событии. Семинарист понимает, что прошлое неразрывно связано с настоящим.

В.Распутин «Поле Куликово»: На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило много веков назад.

Ответственность человека за жизни окружающих

Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей

И.Гончаров «Обломов»: Обломов при всех его положительных задатках и способностях, так и не смог из-за лени реализовать себя, превратился в живой труп.

А.П.Чехов «Ионыч»: Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, у него остаётся в жизни одна страсть - деньги.

Ответственности (за близких, окружающих, за свои действия)

А.де Сент-Экзюпери «Планета людей»: Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с лётчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперёд, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения.

 

Роль примера. Воспитание человека.

Роли детства в жизни человека

Л.Н.Толстой «Война и мир»:Петя Ростов накануне своей гибели в отношениях с товарищами проявляет все лучшие черты «ростовской породы»,унаследованные им в родном доме: доброту, открытость, желание помочь в любую минуту.

В.Астафьев «Последний Поклон»: Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.

Роли семьи в формировании личности

Л.Н.Толстой «Война и мир»:В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети - Наташа, Николай, Петя -стали по-настоящему хорошими людьми, а в семье Курагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль -безнравственные эгоисты.

И.Полянская «Утюжок и мороженое»: Негативная психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серьёзной болезни Риты, и жестокости, хитрости её сестры.

Роли материнства в воспитании

М.Горький «Сказки об Италии»: Автор считает, что мать-это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле - от матери.

А.Фадеев «Молодая гвардия»: В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.

Материнства как подвига

Л.Улицкая «Дочь Бухары»: Бухара совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна. Даже будучи смертельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь дочки: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого позволила себе уйти из жизни.

В. Закруткин «Матерь человеческая»: Мария во время войны взяла на себя ответственность за своих и чужих детей, спасла их, стала для них Матерью.

Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности)

В.Тендряков «Ночь после выпуска»: Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру.

Е.Гришковец «Начальник»: Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка, беззаветно любя свою работу, учил мальчишек не только секретам фотографии, но и внушал им веру в то, что они способны и талантливы. Эта уверенность помогла каждому стать личностью.

Роли учителя в жизни человека

В.Распутин «Уроки Французского»: Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.

В.Быков «Обелиск»: Учитель Мороз стал для учеников образцом во всём, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть с учениками.

Равнодушия мира взрослых(детской незащищённости; безвинного детского страдания)

А.Приставкин «Ночевала тучка золотая»: Кузьмёныши, находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.

Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»: Мальчик приехал с матерью в Петербург, но после её смерти оказался никому не нужен. Ребёнок замёрз, голодный и заброшенный.

Отцы и дети

Л. Н. Толстой.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Стремясь познать мир, стать взрослым, Николенька Иртенев постепенно познает мир, понимает, что многое в нём несовершенно, сталкивается с непониманием старших, сам порой обижает их (главы «Классы», «Наталья Савишна»)

К. Г. Паустовский«Телеграмма». Девушка Настя, Живя в Ленинграде получает телеграмму о том, что её мать больна, но дела, которые кажутся ей важными, не позволяют её поехать к матери. Когда же она, осознав величину возможной потери, приезжает в деревню, оказывается слишком поздно: матери уже нет…

Взаимоотношения отцов и детей

А.Алексин «Безумная Евдокия»: Оленька, героиня рассказа, эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в своей исключительности. Нежелание понимать чувства и переживания близких и друзей приводит к тяжелейшей болезни матери.

Ф.Искандер «Начало формы»: Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял, что родительский авторитет возникает не из приказов и угроз, а завоёвывается трудом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»: Наставления отца помогли Петру Гринёву даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу.

Взаимоотношений в семье

А. Амлинский «Возвращение брата»: В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о друге, защитнике. Он надеется обрести его в старшем брате и с нетерпением ждёт его возвращения. Но старший брат потерял себя как личности. Однако вера младшего брата помогает старшему, Ивану, вернуться к нормальной жизни.

А.Алексин «Раздел имущества»: Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен».Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей(бабушка) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности(мать).И между этими людьми - Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает навсегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.