Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Софийский собор в Новгороде Великом. XI в



странств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее ар­хитектурное убранство Софии Нов­городской создаёт впечатление не­обычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза вы­ше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прореза­ют» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубиче­ские зоны.

Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православно­го храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного соз­нания, но по выразительности и ла­коничности родственный характеру северной природы.

В XI в. София Новгородская воз­вышалась громадой розоватой плинфы над невысокими деревянными палатами. Фасад украшали бронзовые врата немецкой работы, попавшие в Новгород в 1187 г. как трофей. Собор изнутри был расписан фресками, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагмен­ты: изображение святых Константи­на и Елены, пророков, а также неко­торые другие. Позднее храм был оштукатурен, и белые стены его ста­ли в ещё большей степени воспри­ниматься как сплошной, непроница­емый, плотный массив, создающий впечатление бесстрастной и вели­чественной простоты. Один из сов­ременных историков новгородской

архитектуры писал: «Даже в наши дни среди многоэтажной застройки Софийский собор не утратил гла­венствующего значения в архитекту­ре Новгорода».

Во время Великой Отечествен­ной войны (1941 —1945 гг.) храм по­страдал от артиллерийского обстре­ла и был разграблен оккупантами. В послевоенное время его отреставри­ровали с любовью и старанием, но, к сожалению, многие драгоценные фрески погибли безвозвратно.

ГЕОРГИЕВСКИЙ СОБОР ЮРЬЕВА МОНАСТЫРЯ

В начале XII в. новгородским князем был сын Владимира Мономаха Мстислав, крупный политический деятель, получивший впоследствии историческое прозвище Великий. В годы его княжения новгородская архитектура обогатилась нескольки­ми монументальными постройка­ми. В 1113 г. был заложен Николо-Дворищенский собор, а несколько позднее — собор Рождества Богоро­дицы. Однако наиболее известным архитектурным памятником той эпохи является Георгиевский собор Юрьева монастыря, строительство которого началось в 1119 г. Среди

многочисленных новгородских церквей разных эпох по размерам его превосходит один лишь Софий­ский собор.

Древнерусские зодчие издревле руководствовались золотым прави­лом: вписывать архитектуру каждо­го храма в окружающий ландшафт, создавая гармонию рукотворных форм и природы. Место для строи­тельства церкви всякий раз выбира­лось тщательнейшим образом. В от­ношении Георгиевского собора Юрьева монастыря выбор был сде­лан как нельзя более удачно: собор расположен на возвышенном бере­гу реки Волхов в живописной мест­ности, недалеко от озера Ильмень.

По предположению учёных, храм строили южнорусские мастера. Од­нако архитектурные особенности постройки доводят до чистоты и за­вершённости черты, присущие нов­городской традиции. Георгиевский собор отличается лаконичностью форм и строгостью пропорций. Че­тыре мощных столба делят про­странство храма на три нефа. Нео­бычайно высоки арки сводов, хоры также расположены очень высоко; таким образом, интерьер открыт на всю высоту и создаётся впечатление пространственной ясности, тор­жественной простоты композиции. Фасады здания прорезаны много-

Гeopгиевский собор Юрьева монастыря. 1119 г.

численными окнами. Свет, проника­ющий через них, заливает хоры и пространство под куполами.

Стены собора в древности были покрыты фресками так же, как и сте­ны других новгородских храмов времён Мстислава Владимировича, однако до наших дней дошли толь­ко отдельные фрагменты фресок.

Храм увенчан тремя мощными главами разной высоты и размера. Один из куполов завершает при­строенную к основному зданию квадратную башню с лестницей, ве­дущей на хоры. Число глав символи­зирует Святую Троицу, триединство христианского Бога.

После Георгиевского собора бо­лее пи один новгородский храм не славился столь же независимым, гордым характером, выраженным в архитектурных формах. Собор представляет собой завершающую и одновременно высшую точку в раз­витии «княжеской» архитектуры Новгорода. Власть князей постепен­но теряла свои права, подчиняясь вольному нраву независимых новго­родцев. Пройдёт совсем немного времени, и новгородские князья станут наёмными военачальниками и судебными администраторами. Средства городской казны постепен­но уходили из-под контроля князей, и это имело печальные последствия для столь далекой на первый взгляд ОТ политики сферы человеческой деятельности, какой является архи­тектура. Не имея достаточно средств, новгородский князь уже не мог се­бе позволить строительство парад­ных монументальных соборов, при­ходилось ограничиваться более скромными постройками. Послед­ние княжеские храмы в пределах го­рода были возведены в 20—30-х гг. XII в. К ним относятся церковь Ива­на на Опоках (была передана князем Всеволодом Мстиславичем купече­ской корпорации «Иванское сто») и церковь Успения на Торгу. Для хра­мового строительства тех лет ха­рактерно то, что архитектурные формы упростились, объём церков­ных зданий уменьшился и многоглавие сменилось на одноглавие. До

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.