Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Причины и предпосылки распада Руси. Упадок Киевской Руси

Древнерусское государство или Киевскую Русь можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники, которые входили в Совет (Дума), были «аппаратом управления». Они отвечали за сбор дани, пошлин, штрафов, а также ведали судебными делами. Рассматривая внутреннюю и внешнюю политику киевских князей, надо учесть тот факт, что Киевская Русь была молодым государством, и как у любого неокрепшего государства, одна из главных проблем была защита границы от набегов кочевников-печенегов, хазаров, волжских болгар и от экспансии Византии.

С середины 12 в., успешно развивается княжеское, боярское и монастырское землевладение. Параллельно этому шел рост феодальной зависимости многочисленных категорий непосредственных производителей: смердов, закупов, рядовичей, изгоев. В 10-11 вв. происходил интенсивный рост городов, которые становились важнейшими центрами ремесла и торговли, политической и культурной жизни.

Феодальный уклад существовал вместе с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания.

Предпосылками и причинами раздробленности явились сразу несколько факторов.

Русские летописцы, отражающие позиции религиозной теории истории, обозначили причины распада государства как «наказание за грехи», как «Божий гнев на гордость и высокомерие князей», искупление через страдание.

Причины гибели государства Киевская Русь

Название теории Предмет изучения Интерпретации факта
Религиозная (Христианская) Движение человечества к Богу «Божий гнев» на гордость и высокомерие князей
Всемирно-историческая: Общемировое развитие, прогресс человечества. 1) Раздел Киевской державы на уделы между сыновьями Великого князя. 2) Горизонтальный принцип наследования власти (от старшего брата к следующему брату по старшинству) 3) Княжеские усобицы
Материалистическое направление Развитие общества, общественных отношений, связанных с формами собственности. Классовая борьба. Переход от раннего феодализма к среднему. Феодальная раздробленность – закономерный и неизбежный этап в развитии феодального общества. Это не регресс, не движение вспять, а в целом – движение по пути прогресса
Локально-историческая Единство человека и его окружающей среды, составляющее понятие локальная цивилизация.   Половцы и внутренние усобицы разорили Киев, привели его к упадку.

 

Каждая из теорий имеет свое право на существование и каждая заняла свое место в науке. Стоит отметить такую особенность Киевской Руси, как ее сильное отставание от стран Европы. Причиной тому стал факт, что в Западной Европе феодализм начал развиваться еще в V-VI веках, а в Киевской Руси лишь в IХ-Х вв. Ее наивысший подъем пришелся на IХ- начало ХII в., для Европы он характерен в VIII-IХ вв.

С развитием феодальных отношений, укреплением местных политических центров падало значение Киевского общегосударственного политического центра, Одним из экономических факторов, подорвавших могущество города, было изменение международных торговых коммуникаций. «Путь из варяг в греки», являвшийся стержнем Древнерусского государства, потерял свою актуальность после Крестовых походов. Европа и Восток теперь были связаны в обход Киева (через Средиземное море и через волжский торговый путь). В 1299 году Киев утратил свой последний столичный атрибут — резиденцию митрополита. В 1362 году город был окончательно присоединён к Литве.

Усиливались тенденции к обособлению княжеств. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою”. Владимир Мономах и его старший сын Мстислав еще удерживали власть над всеми древнерусскими землями. Однако после смерти Мстислава феодальные усобицы усилились. В итоге единое Древнерусское государство распалось на ряд суверенных княжеств, и наступил период раздробленности, или удельный период.

Многие исследователи отмечают, что главной силой разъединительного процесса стали бояре, с помощью которых местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть. Также сыграла немаловажную роль неустойчивость наследственных связей по родовому признаку (лестничный порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало развитию Русского государства.). Кроме того, рост городов и процесс дробления феодальных владений приводили к созданию новых, самостоятельных образований. Поэтому, установление экономической зависимости земледельческого населения от феодалов и феодального государства вызывало неизбежные социальные конфликты. Естественно, для их подавления была необходима сильная власть на местах, но местные бояре, раньше опиравшиеся на военную власть своего князя, теперь больше не зависели от помощи центральной власти из Киева из-за феодальной раздробленности. Все эти причины и последствия феодальной раздробленности привели не только к распаду Киевской Руси, но и к общему упадку могущества Русского государства. Феодальное общество сменило раннефеодальную монархию.

Считается, что начало периода раздробленности Киевской Руси получил так называемы Любечский съезд. В 1097 году по инициативе Владимира Мономаха следующее поколение князей собралось на съезд в Любече, где было принято решение о прекращении усобиц и провозглашён новый принцип: «каждый да держит отчину свою».

Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. Вспыхнувшее в Киеве восстание (после смерти Святополка) побудило киевских бояр пригласить на великокняжеский престол авторитетного князя Владимира Мономаха (годы правления: 1113-1125). В годы его правления единство Руси было отчасти восстановлено, поскольку авторитет Мономаха среди других князей был бесспорен, а ослушников он жестоко карал. Некоторое время удавалось удерживать единство русских земель и сыну Владимира Мономаха - Мстиславу I Великому (1125-1132 гг.). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на полтора десятка княжеств-государств.

Таким образом, причинами раздробленности Киевской Руси являются: формирование феодальных отношений, при которых появляются крупные земельные владения (боярские вотчины), вызывающие стремление бояр к самостоятельности и укреплению своей власти; ослабление центральной власти (киевского князя). В условиях, когда княжеский род разветвился, а отношения между преемниками запутались, необходима была новая организация власти, соответствующая новому соотношению сил; отсутствие прочных экономических связей между землями, господство натурального хозяйства вели к децентрализации государства; упадок значения торгового пути «из варяг в греки», выполнявшего объединяющую функцию бегство населения в северо-восточные земли как результат непрерывных нападений со стороны кочевников. Последствия децентрализации русских земель. Распад Киевской Руси привел к существенным изменениям политического, экономического, культурного характера. Киев стал первым среди равных княжеств-государств. Вскоре другие земли догнали и даже опередили его в своем развитии. Единое государство («Русская земля») распадается на образования, получившие название «земли». Отношения между ними регулировались существовавшим тогда обычным правом и заключавшимися между ними соглашениями. Со второй половины ХII в. выделяются сильные княжества, правители которых становятся «великими», «старейшими» в своих землях. Титулом великого князя величали теперь не только киевских, но и князей других русских земель. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к полной разобщенности. Оставались едиными религия, язык, правовые нормы «Русской Правды». В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Новгородская и Псковская земли и др.

Ослабление страны совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией. К началу XIII века Русь столкнулась с агрессией с трёх направлений. В дополнение к традиционной половецкой опасности (прежде всего для южно-русских княжеств Киевского, Черниговского), появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена (угрожали Новгороду, Пскову, Смоленску,) и теснимые ими литовские племена, которые в свою очередь стали нападать на Полоцкое княжество. Однако все эти силы не были способны на широкую экспансию. Роковым для русских земель стало В 1237-1240 годах монголо-татарское нашествие с юго-востока, после которого русские земли попали под власть Золотой Орды.

 

Литература:

 

1) Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Вернадский Г.В. Русская история: Учебник. М., 1997.

2. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки по русской истории. 8—11 кл.: Пособие для общеобразоват. учебн. заведений / Под ред. А.М. Панченко. - М., 1996.

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). М., 1999

4. Думин С.В., Турилов А.А. «Откуда есть — пошла Русская земля?» // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки по истории России IX — начала XX вв./ Сост. С.В. Мироненко. - М., 1991

5. Иванов К. Где расположена Родина русов?// Родина, 1995, № 11. С. 23-28.

6. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. Л.: Знание, 1988.

7. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000.

8. Новосильцев А.П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель// Вопросы истории, 1991, № 2-3. – С. 15-19.

9. Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории. М., 1987.

10. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История с древнейших времен до конца XVII века: Учебн. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н. Сахарова. 3-е изд. М., 1997.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.