Учебный модуль «Регулирование обязательного страхования» является одним из элементов учебного курса «Правовое регулирование страхового дела». Учебный модуль проектировался как автономная порция учебного материала с учетом следующих требований:
- быть законченным блоком содержания данного курса, чтобы имелись возможности создания единого содержания учебного курса, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;
- интегрировать различные виды и формы деятельности;
- содержание модуля должно легко изменяться и дополняться.
При этом учебный модуль выступает в двоякой функции. Как одно из средств обучения и как часть программы деятельности обучения. Его целостность обусловливается:
- четко определенной системой целей;
- планируемым уровнем сформированных знаний и умений;
- в результат обучения включены профессионально значимые качества личности, приемы мышления, умения самостоятельно приобретать и совершенствовать знания, решать проблемные и творческие задачи
В результате работы с предложенным учебным модулем обучающиеся должны:
Знать:
- сущность обязательного страхования;
- значение обязательного страхования как звена финансовой системы республики;
- особенности регулирования отношений, возникающих при обязательном страховании;
- виды обязательного личного страхования;
- виды обязательного имущественного страхования;
- виды обязательного страхования ответственности;
основные признаки и виды обязательного государственного страхования.
Уметь:
- понимать значение обязательного страхования как метода защиты разнообразных имущественных интересов юридических и физических лиц и для экономики в целом;
- анализировать необходимость обязательного страхования;
- оценивать существенные стороны видов обязательного страхования;
- анализировать требования законодательства к осуществлению различных видов обязательного страхования;
- использовать полученные знания при определении прав и обязанностей, как страховщика, так и страхователя при возможном наступлении страхового случая.
3. Особенности обязательного государственного страхования.
1. Сущность обязательного страхования.
Обязательное страхование, как и страхование в целом, представляет собой систему экономических отношений по защите имущественных интересов физических и юридических лиц путем формирования за счет страховых взносов, уплачиваемых этими лицами, денежных страховых фондов, предназначенных для страховых выплат и возмещения убытков при наступлении страховых случаев.
Инициатором обязательного страхования является государство, которое в форме закона обязывает физических и юридических лиц вносить денежные средства в мобилизуемые таким образом страховые фонды для обеспечения не только собственных интересов, но и интересов общества в целом. При обязательном страховании достигается полнота объектов страхования. Оно исключает выборочность отдельных объектов страхования, присущую добровольной форме. Тем самым обеспечивается возможность за счет максимального охвата объектов страхования применять минимальные тарифные ставки и добиваться высокой финансовой устойчивости страховых операций.
В мировой практике обязательное страхование осуществляется только на основании соответствующих нормативно-правовых актов. Перечень видов обязательного страхования ограничен в каждом государстве. В основном – это законы о страховании ответственности, в соответствии с которыми страховая организация обеспечивает страховые выплаты третьему лицу, но так же встречаются обязательное личное и имущественное страхование. Особо следует отметить обязательное медицинское страхование, которое в западной практике занимает промежуточное место между системой обязательного и государственного социального страхования.
Почти во всех западных странах действуют следующие виды обязательного страхования: ответственности: работодателей на случай смерти или увечья работника, причиненные травмой или вредными условиями труда; ответственности владельцев автотранспортных средств; ответственности владельцев источников повышенной опасности; ответственности владельцев авиационного транспорта. В частности в Германии кроме вышеназванных видов действует обязательное страхование ответственности авиационных перевозчиков и диспетчеров по управлению движением гражданских воздушных судов; бухгалтеров; операторов атомных энергетических установок; потребителей атомной энергии и радиоактивных изотопов; товаропроизводителей фармацевтической продукции, а также такой экзотический вид страхования как страхование ответственности охотников перед третьими лицами, введенное на федеральном уровне еще в 1934 году. Кроме обязательного страхования ответственности в Германии в обязательной форме страхуются строения от огня независимо от формы их собственности. В Великобритании действует обязательное страхование гражданской ответственности за ущерб перед третьими лицами, причиненный владельцами автотранспорта; авиаперевозками; лицами, занимающимися верховой ездой; а также лицами, которые содержат в домашних животных, опасных для окружающих. Кроме того, предусмотрено обязательное страхование профессиональной ответственности для адвокатов, бухгалтеров, операторов атомной энергетической установки. Очевидно, что ущерб, связанный с перечисленными выше рисками, бывает очень велик. Зачастую он не может быть в полной мере возмещен виновной стороной, поэтому для защиты от таких рисков используется механизм обязательного страхования.
Особенности правоотношений, возникающих при обязательном страховании, позволяют отнести их к кругу правоотношений, регулируемых, прежде всего, нормами финансового права.
Как и финансовые, страховые правоотношения имеют следующие характерные черты:
· установление государством видов, порядка и условий обязательного страхования. Оно проводится вне зависимости от соглашения сторон (страховщика и страхователя) на условиях, установленных государством. Государство также гарантирует страховые выплаты по обязательным видам страхования при наступлении страховых случаев;
· обеспечение оказания существенной материальной помощи;
· наличие надзора в этой сфере либо непосредственное участие государства (уполномоченного им органа) в качестве обязательного субъекта отношений.
При принятии нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по обязательному страхованию в Республике Беларусь учитывается:
· направленность видов обязательного страхования на защиту гарантированных Конституцией прав и свобод граждан;
· сохранение, а при необходимости – увеличение установленных страховых сумм по видам обязательного личного страхования;
· единство основных положений, порядка и условий проведения обязательного страхования в республике.
В течение последних лет рост совокупной страховой премии в республике во многом зависел от поступлений по обязательным видам страхования. Это явление оценивали, как правило, негативно. Страховой рынок должен развиваться в первую очередь за счет добровольного страхования путем расширения страховщиками собственных возможностей привлечения клиентов, а не вследствие государственного принуждения. Однако, как было сказано выше, в том или ином виде обязательное страхование присутствует абсолютно на всех страховых рынках. В развитых странах оно не только не тормозит развитие страхования, но напротив способствует становлению страховых компаний, предлагающих услуги и по добровольному страхованию. Так, например, в Италии страховой рынок в его современном виде начал формироваться именно после введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, спровоцировавшего бурный рост отрасли. Компании, набравшие опыт и финансовую мощь, проводя обязательное страхование, стали активно расширять перечень предлагаемых услуг по добровольным видам и многие из них до сих пор являются лидерами итальянского рынка. Мировой практикой выработаны вполне четкие критерии введения государством обязательного страхования:
· если определенная группа рисков не принимается страховщиками на страхование на коммерческой основе в силу нерентабельности;
· стоимость коммерческого страхования слишком велика для страхователя;
· страхователь недооценивает степень опасности и возможные последствия наступления страхового случая, а общественная потребность в страховой защите таких рисков есть.
Обязательное страхование в Беларуси организовывается в двух формах: собственно обязательное страхование и обязательное государственное страхование.
Как обязательное страхование, так и государственное обязательное страхование представляют собой возникшие в силу закона отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц. Однако обязательное страхование: а) производится за счет страховых взносов самих страхователей; б) реализуется во всех трех отраслях страхования (отрасли личного, имущественного страхования и страховании ответственности). Обязательное государственное страхование: а) производится за счет государственного бюджета; б) реализуется только как личное страхование.
На страховую деятельность по обязательному страхованию и обязательному государственному страхованию лицензии выдаются на виды страховой деятельности, введенные законодательными актами Республики Беларусь. Лицензия выдается по установленной форме и содержит следующие реквизиты: наименование органа, выдавшего лицензию; наименование и местонахождение страховщика или страхового брокера; вид страховой деятельности или перестрахование; виды страхового посредничества, разрешенные страховому брокеру; номер регистрации лицензии; срок действия лицензии; дата выдачи лицензии. Лицензия подписывается Министром финансов Республики Беларусь либо уполномоченным им заместителем и заверяется печатью. Срок действия лицензии, кроме выданной на страховое посредничество, связанное с заключением на территории Республики Беларусь от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выезжающих за пределы Республики Беларусь (в том числе и на продажу сертификатов «Зеленая карта»') не может быть менее пяти лет, если иное не предусмотрено законодательством. По истечении срока действия лицензия подлежит возврату в Минфин. 10. Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке, установленном для ее получения, с взиманием платы в размере 50 процентов суммы, подлежащей уплате за выдачу лицензии.