Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Характер настроений крестьян-переселенцев на Кавказе



В истории .Кавказа переселенческое движение сыграло значимую роль. «Россия есть не .случайная смесь племен и территорий… но живой, культурно оправдавшийся и исторически выросший организм, который не подлежит произвольному расчленению»[56] – писал Э. Н. Дармилова. Он видел нашу страну органическим единством, .которое складывалось веками.

.Замечание Э. Н. Дармиловой вполне можно применить и к территории Северо-Западного Кавказа, .потому что существование разных этнических групп, которые сформировались в данном регионе в ходе процессов миграции, имело обусловленный исторически характер. .

.В отечественной истории .советского и дореволюционного периодов казачьи и крестьянские переселения XIX в. .изучались в свете колонизации территорий окраины Российской империи.

При этом главное внимание было уделено изучению общественно-экономических и военно-политических вопросов процесса колонизации. Только в конце XX – начале XXI столетия исследователями обращено внимание на выявление общественно-психологических аспектов переселения населения в целях более верного истолкования исторических событий. Известный психолог Э. Фромм даже называл общественно-психологические явления производительными силами общественного процесса.

«По своему психологическому складу колонисты отличались от жителей «материнской» территории, так как на Кавказ переселялась наиболее активная часть населения. .Колонисты, бросая все, устремлялись на неосвоенные земли, где они, борясь с трудностями, стремились создать свой новый мир. полагаясь только на свои руки и помощь соседей. ..В силу своего характера они не могли мириться с жалким существованием в общинах Центральной России и Украины»[57]..

.При рассмотрении миграционных процессов разных социальных и народных групп, недостаточно говорить лишь о настроении, – уместней пользоваться социально-общественным термином «общественное настроение», определяющим преобладающее состояние .умов и чувств тех или иных этнических или социальных групп в конкретный отрезок исторического времени. .

.Для исследования движения переселения особую роль выполняет суггестия в значении «заражения» настроения переселения и подражания переселенческим действиям. .

Например, нередко крестьяне «совсем не имели представления о тех местах, в которые направлялись, довольствуясь рассказами о них”[58]. Так, только был завоеван Мерв; а туда уже поспешили крестьяне, которые искренне верили, что там их ждут льготы от государства, хотя льгот на тот момент не было, а крестьян там никто вообще не ждал. Крестьяне «…без раздумья и не сомневаясь уходили из своей Калуги в «Мерву», как называли они Мерв, и были движимы неясными слухами, что сюда вызывают в «забранный край» народ российский на . «царские работы»». .

«Так был создан очередной миф, свидетельствовавший, что «вопреки побегу крестьян от правительства, . в тоже время они осознавали, что служат государству, исполняя важнейшую государственную функцию по тем временам – заселение новых земель»[59].

.В 20-х гг. XIX в. побеги крестьян на Кавказ были связаны ходившими слухами о том, что на новом месте помещичьи крестьяне освободят от повиновения от повиновения господам, а государственные – от платежа податей. Император Николай I 12 мая 1826 г. объявил данные слухи «ложными, разглашаемыми и выдуманными злонамеренными людьми» и потребовал от крестьян повиноваться беспрекословно установленным над ними властям.

.В 40-х гг. XIX в. среди крепостных крестьян центральных губерний России становились популярными слухи о готовящемся манифесте, по которому они будто бы могут стать казаками и быть наделенными землей, если в момент провозглашения манифеста они переселятся .на Кавказ.

.Переселенческим движением было охвачено 14 губерний. Когда же в 1847 г. на самом деле появился указ, который призывал людей свободных состояний переселиться на Кавказ, в том числе и в Черноморию, хотя в нем не упоминались крепостные, то это движение вновь было развернуто с небывалой силой. В одной только Курской губернии переселяться на Кавказ собрались 20 тысяч крепостных из 46 селений. Данный поток остановили лишь при помощи. военной силы. .

.Сведения о похожих побегах являются многочисленными. Они говорят о той взрывоопасной ситуации, разразившейся в России в целом, а на Северном Кавказе, в особенности, в условиях Кавказской войны, в первой половине XIX в. .

.«Разделение на «свои» и «чужие» в регионе происходило не по этническому, а по религиозному принципу. «Свои» - это все православные, «чужие» - туркмены - мусульмане, калмыки - буддисты и прочие иноверцы. Доминирование религиозного принципа в идентификации «Себя» в мире являлось особенностью народов Центральной и Восточной Европы в XIX в., когда уровень их национального самосознания оставался на относительно низком уровне»[60]. .

.Дихотомия «свое» - «чужое» в силу специфики землепользования в России и общинного характера социальной организации крестьянского сообщества проявилась в противопоставлении «коренные» - «иногородние». «Иногородние», как правило, составляли низы местного общества. .Они не имели собственной земли и были вынуждены ее арендовать у коренных жителей..Имений «иногородние» составляли основную массу батраков и малоземельных крестьян. .Безземелье заставляло «иногородних» активно заниматься промыслами и торговлей, что позволяло некоторым из них сколотить довольно приличные состояния..

.Таким образом, настроение крестьян чаще всего склонялось именно в пользу переселения на Кавказ. Это происходило по следующим причинам:

а) вера в то, что своим переселением они приносят пользу государству.

б) надежда на государственные льготы на новом месте.

в) надежда на освобождение от воинской повинности.

г) стремление вырваться из-под власти помещиков.

Наряду с помещичьими крестьянами, в настроении казенных крестьян также прослеживалось. желание переселения на кавказские территории Государственные .крестьяне, таким образом, внесли огромную лепту в процесс освоении и заселении территории. Кавказа. Они занимали среднее положение между крепостным и свободным населением.

.Считаясь лично. свободными, государственные крестьяне фактически полностью оставались зависимыми от государства: за пользование землей они платили феодальную ренту. .

.Именно государственное. крестьянство отличалось наибольшей сословной подвижностью. . Оно пополняло численность черноморского и кавказского линейного казачества и сыграло решающую роль в формировании городских сословий края. .





©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.