Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Правило первое: приготовь вкусный чай 1 страница



Table of Contents

Тайны древних цивилизаций. Том 1

Мудрость древних

Психологические знания в древности Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы «Новый Акрополь» (Лекция)

Символизм храма Антон Мусулин, президент ассоциации «Новый Акрополь» на Украине

Дорога воспоминаний

Иное пространство

За порогом обыкновенного

Пространство чистое и стабильное

Необыкновенное

Центр мира

Изначальность храма

Образ мира

Инициатический театр Делия Стейнберг Гусман, президент международной культурной ассоциации «Новый Акрополь» (Лекция)

Лабиринт Делия Стейнберг Гусман, президент международной культурной ассоциации «Новый Акрополь»

Священные горы Габриэла Геклова

Меру

Кайлас (Тибет, 6714 м)

Фудзи (Япония, 3776 м)

Арарат (Турция, 5165 м)

Синай (Египет, ок. 3000 м)

Олимп (Греция, 2917 м)

Пламенные горы

Путь на гору – путь к самому себе

Пирамиды со всего света Дмитрий Зубов

Иголка в стоге сена

Творения Сынов Неба в камуфляже

Пирамиды в океане

Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное Екатерина Дэвлет

Трое в пещере не считая собаки

Кто рисовал?

Как отличить подделку?

На море и на суше

Встреча должна быть хорошо организована

Дублеры

Крепости эпохи великанов Дмитрий Зубов

Одна битва – два эпоса/ От «Махабхараты» к «Звездным войнам» Елена Косолобова, Анна Кривошеина

Действующие лица

Война – внешняя или внутренняя?

Повседневная битва

Сражайся, Арджуна!

Дальний Восток

Дзен как свобода Татьяна Григорьева, доктор филологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН

Луна в облаках. Чай и дзен: история в трех чашках Елена Нестерова, ученик чайной школы «Урасэнке»

Тэммоку, чашка № 1

Ваби, новое видение красоты

Идо, «колодезная чаша»

Раку, противостояние двух лун

Шум ветра в соснах на рисунке тушью Елена Нестерова

Действо

Церемония

Великий мастер

Секрет рикю

Ступени мастерства

Чай: эстетика простоты Наталья Чуличкова

Японский сад Марина Магалимова

2-4 февраля. Сэцубун – праздник межсезонья Светлана Обухова

Самурайский меч Михаил Гробовой

Там, где восходит Солнце. Новогодние традиции Китая и Японии Елена Нестерова

Новый год в Китае

Новый год в Японии

Инь и ян. Хаос и порядок Алексей Маслов, профессор, зав. кафедрой всеобщей истории РУДН

«Перемены – это неизменное» Елена Косолобова

Кисть, легкая как ветер Анна Сейфулина

Вся Поднебесная – одна антикварная вещь Анна Сейфулина

Врата Небесного Спокойствия Ольга Сизова, кандидат психологических наук

Тайны затерянного города Ольга Сизова

Юго-Восточная Азия

Притяжение Индии Маргарита Альбедиль, доктор исторических наук

Индо-русский магнит

Индия – факт географический

Путь на небо

История без хронологии

Мысль записанная есть ложь?

Что находится в центре мира?

Подлинная жемчужина земного круга

«Карма-кола»

Дом божественной драмы Елена Косолобова

Мир без насилия Махатмы Ганди Алексей Сухарев

В поисках самого себя

Учение сатьяграхи

Эксперименты с истиной

Все люди братья

Тагор – солнце Индии Светлана Обухова

Два слова «о мамонтах»

…и еще два слова

Пробуждение потока

Нобелевская премия

Обитель Сарасвати

«Если они боятся и молчат… говори один»

Мечта о едином мире

Вечный закон Тагора

Тибетская книга мертвых – для блага живых Людмила Волынская, кандидат социологических наук

Психология страшного суда Людмила Волынская, кандидат социологических наук

В поисках ламы Вадим Карелин

Традиция

Трагедия

Самый молодой в мире политзаключенный

Время рассудит

Боробудур Ирина Каменщикова

А что у нас?

Загадки больших камней Анатолий Иванов

Дольмены, менгиры, кромлехи…

Не все так просто

Где искать ответы?

Не надо ехать в Стоунхендж

Открытия продолжаются!

Скифы Наталья Чуличкова

Дон – река амазонок Наталья Чуличкова

Шаман – хранитель равновесия Наталья Чуличкова

Бурятский лама: 75 лет за гранью смерти Людмила Сергиенко

От оборванца к ученому ламе

Возвращение Этигэлова

Зачем он это сделал?

Из Завещания Хамбо Багши Даши-Доржо Этигэлова

Аркаим – сердце Евразии Ольга Короткова

Аркаим: «открыть и сохранить!» Ольга Короткова, Анна Сейфулина

Загадки Священного озера, или По следам одной сенсации Ольга Наумова

Примечания

Annotation

В сборник вошли статьи, посвященные разным граням древних цивилизаций мира: археоастрономии, религии, символизму, традициям. В первом томе особое внимание уделяется символизму древних культур. Отдельно рассматриваются культуры Древнего Востока (Япония, Китай, Индия, Тибет), а также следы древних цивилизаций на территории России. Статьи эти на протяжении более чем 10 лет публиковались в журналах «Новый Акрополь» и «Человек без границ» и неизменно вызывали огромный читательский интерес.

 

· Тайны древних цивилизаций. Том 1

o Мудрость древних

§ Психологические знания в древности

§ Символизм храма

§

§ Дорога воспоминаний

§ Иное пространство

§ За порогом обыкновенного

§ Пространство чистое и стабильное

§ Необыкновенное

§ Центр мира

§ Изначальность храма

§ Образ мира

§ Инициатический театр

§ Лабиринт

§ Священные горы

§

§ Меру

§ Кайлас (Тибет, 6714 м)

§ Фудзи (Япония, 3776 м)

§ Арарат (Турция, 5165 м)

§ Синай (Египет, ок. 3000 м)

§ Олимп (Греция, 2917 м)

§ Пламенные горы

§ Путь на гору – путь к самому себе

§ Пирамиды со всего света

§

§ Иголка в стоге сена

§ Творения Сынов Неба в камуфляже

§ Пирамиды в океане

§ Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное

§

§ Трое в пещере не считая собаки

§ Кто рисовал?

§ Как отличить подделку?

§ На море и на суше

§ Встреча должна быть хорошо организована

§ Дублеры

§ Крепости эпохи великанов

§ Одна битва – два эпоса/ От «Махабхараты» к «Звездным войнам»

§

§ Действующие лица

§ Война – внешняя или внутренняя?

§ Повседневная битва

§ Сражайся, Арджуна!

o Дальний Восток

§ Дзен как свобода

§ Луна в облаках. Чай и дзен: история в трех чашках

§

§ Тэммоку, чашка № 1

§ Ваби, новое видение красоты

§ Идо, «колодезная чаша»

§ Раку, противостояние двух лун

§ Шум ветра в соснах на рисунке тушью

§ Действо

§ Церемония

§ Великий мастер

§ Секрет рикю

§ Ступени мастерства

§ Чай: эстетика простоты

§ Японский сад

§ 2-4 февраля. Сэцубун – праздник межсезонья

§ Самурайский меч

§

§ Там, где восходит Солнце. Новогодние традиции Китая и Японии

§ Новый год в Китае

§ Новый год в Японии

§ Инь и ян. Хаос и порядок

§ «Перемены – это неизменное»

§ Кисть, легкая как ветер

§ Вся Поднебесная – одна антикварная вещь

§ Врата Небесного Спокойствия

§ Тайны затерянного города

o Юго-Восточная Азия

§ Притяжение Индии

§ Индо-русский магнит

§ Индия – факт географический

§ Путь на небо

§ История без хронологии

§ Мысль записанная есть ложь?

§ Что находится в центре мира?

§ Подлинная жемчужина земного круга

§ «Карма-кола»

§ Дом божественной драмы

§ Мир без насилия Махатмы Ганди

§

§ В поисках самого себя

§ Учение сатьяграхи

§ Эксперименты с истиной

§ Все люди братья

§ Тагор – солнце Индии

§

§ Два слова «о мамонтах»

§ …и еще два слова

§ Пробуждение потока

§ Нобелевская премия

§ Обитель Сарасвати

§ «Если они боятся и молчат… говори один»

§ Мечта о едином мире

§ Вечный закон Тагора

§ Тибетская книга мертвых – для блага живых

§ Психология страшного суда

§ В поисках ламы

§

§ Традиция

§ Трагедия

§ Самый молодой в мире политзаключенный

§ Время рассудит

§ Боробудур

o А что у нас?

§ Загадки больших камней

§ Дольмены, менгиры, кромлехи…

§ Не все так просто

§ Где искать ответы?

§ Не надо ехать в Стоунхендж

§ Открытия продолжаются!

§ Скифы

§ Дон – река амазонок

§ Шаман – хранитель равновесия

§ Бурятский лама: 75 лет за гранью смерти

§

§ От оборванца к ученому ламе

§ Возвращение Этигэлова

§ Зачем он это сделал?

§ Из Завещания Хамбо Багши Даши-Доржо Этигэлова

§ Аркаим – сердце Евразии

§ Аркаим: «открыть и сохранить!»

§ Загадки Священного озера, или По следам одной сенсации

· notes

o 1

o 2

o 3

o 4

o 5

o 6

o 7

o 8

o 9

o 10

o 11

o 12

 

Тайны древних цивилизаций. Том 1

Мудрость древних

Психологические знания в древности
Хорхе Анхель Ливрага, основатель философской школы «Новый Акрополь» (Лекция)

Сегодня мы поговорим о психологии в древние времена. По правде сказать, мы вообще не можем вести речь о психологии в современном понимании этого слова, поскольку психология, или изучение души, – это относительно новая дисциплина. Иными словами, западная цивилизация систематически занималась вопросами психологии лишь в последние 150 лет. До этого все явления, которые мы сегодня относим к области психологии, связывались непосредственно с душой и сферой религии, а с приходом в конце XVIII века материализма эпохи Просвещения их рассматривали исключительно как феномены, проистекающие из материи. Таким образом, проблемы психологии не рассматривались отдельно.

Мнение в мире подобно маятнику. На смену периодам высокой духовности, полной религиозной замкнутости приходят, наоборот, периоды открытости, или замкнутости материалистической. Другими словами, то, что утверждалось четыреста лет назад, сто лет назад отрицалось, а сегодня вновь принимается. Приведу убедительный пример, который всем нам хорошо известен: применение гипноза в медицине. Использование гипноза как медицинского средства, как элемента медицины имело место во всех цивилизациях древности, о чем свидетельствует большое число папирусов, книг, палимпсестов [1]. Тем не менее в течение 200 лет эта практика полностью отрицалась, и только начиная с исследований в Сальпетриере [2]этому вопросу была вновь возвращена значимость. Лишь во второй половине XX века гипноз был вновь признан как медицинское средство.

Как мы видим, сознание человечества, его воззрения меняются кардинально. Поэтому, говоря о психологии в древности, мы имеем в виду не современную психологию – то есть то, что сегодня понимается под словом «психология» и, как я уже сказал, имеет возраст не более двухсот лет, – а изучение плана психики, проводившееся в древности. Сегодня нам известно огромное количество культур и цивилизаций, и в ходе нашей краткой беседы было бы, очевидно, затруднительно охватить все познания древности в области психологии – крайне затруднительно, если вообще возможно. Поэтому мы обратимся лишь к некоторым культурам, где можем получить больше информации. Возьмем в качестве примера Восток и, в частности, Индию.

Не вызывает сомнений, что психология наряду с парапсихологией – модной сегодня на Западе, хотя имеющей очень глубокие корни – в самых древних цивилизациях Востока всегда рассматривалась как наиважнейшая сфера. Для древних, в отличие от современных исследователей, не существовало никакой разницы между психологией и парапсихологией. Слово «парапсихология» («то, что за пределами психологии») само по себе ни о чем не говорит. Парапсихология – это наука, которая изучает явления, выходящие за рамки общепринятой психологии. Это как если кто-нибудь из вас меня спросит: «Что за этой стеной?», и я отвечу: «То, что за стеной». Иначе говоря, словом «парапсихология» мы не выражаем абсолютно ничего.

В древности эти две формы были составной частью изучения человека, человека как целостного существа. Все цивилизации древности рассматривали физического человека как отражение человека внутреннего, или тонкого человека. Это не соответствует современным воззрениям, поскольку даже мы, идеалисты, говорим: «У меня есть душа». Когда я говорю: «У меня есть душа», где находится моя точка сознания? В душе или в теле? Очевидно, в теле, поскольку я говорю: «У меня есть душа», а не «У меня есть тело». Следовательно, мы должны признать, что в древности точка отсчета была совершенно другой.

Для древних народов, например для индийцев, не существовало души, служащей телу, а существовало тело, служащее душе. Более того, само разделение на тело и душу и, далее, на дух, душу и тело, которое проводим мы, было им абсолютно неизвестно. Их классификация была намного сложнее и богаче. Согласно тому, что мы можем почерпнуть из древнеиндийских книг, например из Вишну-пураны, Упанишад, Махабхаратыи др., воззрения философов и мистиков Востока – проведших исчерпывающие исследования феномена человека не только в части физической, но и в том, что мы назвали бы частью метафизической, то есть в том, что выходит за пределы меры и веса, – предполагали семеричное деление, наличие у человека семи тел.

Прежде всего, следует отметить, что человек на Востоке никогда не воспринимался как нечто подлежащее определению. Человек в высшем понимании, человек-принцип не подпадал полностью ни под какие дефиниции. Поскольку разуму не удавалось зафиксировать его, заключить в определенные границы, поставить для него четкие рамки, – человек был чем-то абсолютно неопределимым. Человек понимался как нечто заключающее в себе таинство неопределенности, то есть то, что находится за пределами формы. На санскрите это называлось миром арупы,миром без формы, в противоположность другому таинству, миру рупы– миру формальному, который можно потрогать, ударить, но который, тем не менее, является эфемерным.

Взглянем, к примеру, на этот микрофон, который помогает мне с вами разговаривать: очевидно, что пятьдесят лет назад его не было и через пятьдесят лет его не будет. Для восточной мысли этот микрофон, в таком случае, лишен реальности, он обладает сиюминутной, минимальной реальностью, поскольку подвержен законам начала и конца. Для восточных философов единственно реальным будет то, что не подвержено законам начала и конца. И единственное, что не подчиняется этим законам, – это, очевидно, Изначальная Тайна, причина всего сущего, назовем ли мы ее Богом, Атманом или Парабрахманом.

Согласно воззрениям индийцев, человек, пребывая на Земле, состоит из семи тел. Они считали, что вся Природа действует в семи измерениях, и человек, имея семь средств выражения, не является исключением в Природе. Напротив, эти семь тел – не что иное как следы, которые оставляет человек в этих семи измерениях. Если мы представим себе эти семь измерений как семь дощечек, положенных одна на другую, и мысленно прострелим их насквозь стрелой или пулей, то обнаружим, что останется семь отверстий. Их семь не потому, что пуля или стрела изначально несут в себе некую семеричность, а потому что пуля или стрела прошли через семь плоскостей – семь планов сознания. Если бы вместо семи плоскостей было восемь, осталось бы восемь отверстий, если бы вместо семи их было пять – осталось бы пять. Иными словами, восточные мудрецы, вопреки устоявшемуся мнению, никогда не определяли внутреннюю сущность человека ни как семеричную, ни как пятеричную, ни как четверичную. Но они считали, что эта сущность погружена в тайну, тайну ничем не угнетенного разума, Тайджаси,не умещающегося ни в какие границы. Но поскольку они воспринимали Вселенную, состоящую из семи измерений, начиная с части чисто физической, или рупы,и кончая чисто метафизической, или арупой,они полагали, что человек, пребывая в этих семи измерениях, создавал семь образов, проделывал семь отверстий в этих семи измерениях и, для того чтобы выразить себя, создавал своего рода семь лодок или семь носителей, «проводников».

Согласно представлениям древних индийцев, существовали как бы две большие группы таких «проводников». Одна группа принадлежала к миру рупы,или формальному миру, миру преходящего. И три «проводника» принадлежали миру высшего, миру бессмертного, миру непреходящего. Для них существовал таинственный элемент, Атман,который неизвестно откуда приходит и неизвестно куда идет, чьим первым проявлением на наиболее духовном плане будет Атма. Атма– если попытаться перевести это слово, хотя перевести очень трудно, – обозначает Дух, Волю Постоянства в чистом смысле слова, но лишенную формы, лишенную ограничений, лежащую за пределами постижимого. Это первый «проводник» на наиболее тонком плане человеческой психологии.

Второй «проводник», называемый Буддхиили Буддх,что примерно означает «проводник Света», позднее встречается в буддизме, религии, вышедшей из брахманизма и ведизма и внесшей значительный вклад в развитие теории Пространства Света, или Буддха. Буддхи– это «проводник», благодаря которому человек обладает интуицией, может получать знания о вещах за пределами времени и пространства. У древних индийцев существовал ряд дисциплин, благодаря которым человек мог воспринимать то, что передавалось ему от Будцхи, этого «проводника», позволяющего общаться на расстоянии, понимать те или иные вещи на расстоянии или понимать их a priori.Не прибегать, к примеру, к разного рода рассуждениям и силлогизмам для того, чтобы понять идею, а просто направить сознание на эту идею и сразу ее уловить. Чтобы лучше это себе представить, скажем, что это чем-то напоминает наше эстетическое восприятие искусства. Иными словами, когда мы впервые видим Парфенон или прекрасную статую – предположим, Венеры Милосской или Ники Самофракийской, – мы не рассуждаем и не говорим: «У этого произведения такие-то размеры, такой-то вес, такие-то пропорции, оно сделано из пантелийского мрамора [3], обладает такими-то характеристиками, и поэтому оно прекрасно». Нет, оно производит на нас впечатление, потому что оно прекрасно. Затем наступит черед ряда оценок, которые частично либо полностью подтвердят то, что мы уже оценили интуитивно, инстинктивно, если слово «инстинкт» уместно на таких высоких планах.

Третий «проводник», который выделяли индийцы, – Манас,или «разум». Корень «ман» почти во всех древних языках означал и «человек», и «ум». Но это ум, не ограниченный никакими материальными рамками, – не будем забывать, что речь идет об одном из трех высших принципов. Это именно то, что дает человеку возможность улавливать альтруистические идеи, воспринимать чисто метафизические явления за пределами того, что происходит в его физическом мире. Этот Манас, идущий от корня Тайджаси,соединяется посредством мостика, или связующей нити, которую на санскрите называют Антакарана,с нижней частью, камой.Это соединение получило название кама-манас.Это также «проводник» ума, но ума желаний, того ума, который мы используем в делах, ума, который спекулирует эгоистическими целями, ума, который подсчитывает, что нужно, чтобы выжить в этом мире.

Следуя глубинной психологии индийцев, с этим последним «проводником» мы вступаем в нижнюю четверицу. Под кама-манасомнаходится еще один «проводник», называемый « линга шарира». Линга шарира– это как бы психическая форма, созданная из эмоций. Иными словами, комплекс наших эмоций, комплекс наших страстей, комплекс наших желаний и составляет линга шариру,которая, по мнению древних, представляет собой призрачные формы, остающиеся некоторое время после смерти человека рядом с его близкими.

Еще ниже этого «проводника» находится другой, прана шарира. «Шарира» означает «одежда», «одеяние». Прана шарира– это «проводник» жизни, жизненной энергии, которой мы можем обладать. Древние психологи говорили, что в зависимости от момента дня, от астрологических позиций этот «проводник» может изменять свою силу, свой потенциал.

И, наконец, последнее – штула шарира,или физическая часть, о которой я уже говорил, та, которую можно ударить, та, до которой можно дотронуться, которая составляет то, что мы могли бы назвать физическим телом.

Таким образом, очевидно, что древние индийцы имели более углубленное понимание психологического аспекта человека, чем мы сегодня. Они также изучали все то, что сегодня известно как комплексы, фрустрации и т. д., но не с позиций современного психоанализа, а с позиций психосинтеза – пытаясь синтезировать все психологические элементы, с тем чтобы открыть единство, фундаментальный закон, который управляет человеческой психикой. То есть это было не обособленное исследование отдельных явлений, а открытие законов, обусловливающих и направляющих психологические явления.

Представители другой восточной культуры – китайцы – придерживались дуалистической системы, основанной на Иньи Ян,двух противоположных силах, находящихся внутри нас и чередующихся в Природе. Инь и Ян изображались вписанными в круг фигурами, напоминающими запятую, в центре которых находилась точка. Получалось, что внутри «белого дракона», как они его называли, находилась черная точка, а внутри «черного дракона» – белая точка. В этом смысле китайцы всегда были практичны и, также как индусы, никогда не отделяли метафизическую часть от физической. Вспомним, кроме того, что в Индии существовало понятие Нирваны(санскр.), или Ниббаны(пали), которое означало «удалиться от мира». «Ванна» означает «лес». Таким образом, «Нирвана» означает «выйти из леса» или «отказаться от леса», оставить множественный мир, удалиться в мир единства, в мир, который лежит за пределами формы, меры и веса.


Суд Осириса.


Если продолжить наше небольшое путешествие по древнему миру, мы обнаружим, что египтян тоже очень волновала та область, которую сегодня мы называем психологией. К примеру, на папирусе Ани,который находится в Британском музее и который я изучал месяца два назад, в сцене взвешивания сердцапокойного изображены семь «проводников» – так же как и у индийцев, но в иных проявлениях. Рядом с весами, на которых взвешивают сердце покойного, нарисовано семь фигур. Одна фигура – очень большая, размером с богов, изображенная многоцветием красок, – это египетский Атму,Папирус Ани, Древний Египет духовная часть, та часть, которая сопоставима с богами. Перед ней – птица, которая символизирует душу. Душа отождествлялась с птицей Бенну,или той частью души, которая может вознестись. Под птицей две женских фигуры – одна облаченная, другая обнаженная, – которые обозначали двойственность ума, что мы также видим в Индии. И впереди, еще ближе к месту суда, мы видим другие фигуры: например, изображение человека, которое является психическим двойником ка;сердце, представляющее жизненную энергию. И, наконец, прямоугольный камень с человеческой головой, хат,обозначает физическую часть. Таким образом, здесь присутствуют все семь принципов.

Египтяне обладали глубокими познаниями в области психологии и парапсихологии. Если бы мы могли осмыслить их, если бы мы смогли без предрассудков отнестись к их папирусам, мы бы поняли, что им удалось достичь в этой области невероятных высот – в такой мере, что жрецами и их учениками совершались многие врачевания, многие «чудеса», назовем их так, а знание того, что мы сейчас называем парапсихологией, было чем-то абсолютно нормальным. Правда, сегодня изучение их наследия, их трудов привело к появлению фантастических концепций: к примеру, есть гипотеза, что большие камни при строительстве пирамид и храмов они передвигали лишь при помощи силы разума. До нас не дошло никаких доказательств того, что они делали это именно так. Скорее всего, они использовали разного рода механизмы, и хотя следов этих механизмов не осталось (это будет темой другой лекции), тем не менее, это говорит о силе разума, о силе души.

Если мы обратимся к Греции, то обнаружим корни самого слова «психология» в мифе об Эроте и Психее. В этом мифе фигурируют два божества: Эрот – крылатое существо, посещающее Психею, и Психея – юная женщина, которая может жить с этим крылатым Эротом – Эротом Птеросом, символом души, – лишь тогда, когда он для нее невидим. Сюжет этого мифа очень краток. В нем говорится о том, что Психея влюбилась в невидимого бога, и этот невидимый бог посещал ее по ночам, в темноте. Это был Эрот Птерос, который запретил ей пытаться его увидеть, узнать, кто он на самом деле. Но Психея, любопытная, как все женское, то есть та часть, которая присутствует внутри каждого из нас, хотя любила его и очень боялась потерять, однажды захотела узнать, как выглядит тот бог, который приходит к ней по ночам. И когда он заснул, она зажгла лампу и поднесла к нему. Сраженная его красотой, потрясенная крыльями у него за спиной, она уронила лампу и обожгла его. Он проснулся, вновь вознесся на Небо и больше не вернулся никогда.

Это аллегория человеческой души, которая в своих метафизических исканиях пытается, и порой довольно грубо, проникнуть в высшие тайны, и расплата за такие попытки состоит как раз в том, что эта Тайна остается для нас недоступной.

Греки представляли душу в виде бабочки, поскольку, как и все народы древности, верили в реинкарнацию, и бабочка была прекрасным ее символом. Вы ведь знаете, что бабочка в коконе – это крошечный червячок, обмотанный нитью, который впоследствии расправляет крылья и летит, откладывает яйца и потом умирает и т. д., то есть совершает цикл. Символ бабочки порой также связывался с лампой: бабочка, подлетев слишком близко к зажженной лампе, опаляет свои крылья и падает.

Все народы древности без исключения, в том числе ранние христиане, придерживались теории реинкарнации. В понимании древних народов единственной жизни, единственного человеческого воплощения, в облике мужчины или женщины, недостаточно для удовлетворения потребностей души и даже для удовлетворения психологического любопытства. И это психологическое любопытство, эти потребности души будут создавать семена, причины новых возвращений в мир до тех пор, пока полностью не будет утолена жажда опыта, жажда любознательности, жажда развития. И лишь тогда может прийти освобождение от мира, то есть то, что на Востоке называют Нирваной,а греки именуют Эпоптейей, – способность уйти от материального мира.

Больших высот в вопросах изучения души, особенно в ее общественном и характерологическом аспектах, достигли римляне. Гражданин Рима, человек, по преимуществу склонный к организованности, массовости, объединению, политике, пытался рассматривать это явление как феномен скорее коллективного, нежели чисто индивидуального порядка, что несколько более отвечает современным подходам. Это можно обнаружить и у Плутарха в его «Сравнительных жизнеописаниях», и у многих авторов школы стоиков: описываемые явления, касающиеся вопросов души, рассматриваются как с позиций общих для всех людей, так и в плане индивидуальном.

Римский философ, как правило, не задерживается на описаниях Бога, но не потому, что он атеист (ни в коем случае!), а потому, что он считает, что Бог – это нечто самоочевидное, это то, что мы не в состоянии ни изменить, ни принудить, ни остановить; что наша задача в том, чтобы познать самих себя, как говорил Сократ, и, более того, овладеть собой. Тонкое различие психологической мысли Греции и Рима состоит в том, что греки делали упор на необходимость познать самого себя, а римляне – на то, чтобы овладеть самим собой и стремиться к совершенству психологических взаимоотношений с окружающим миром. Стоики как бы говорили: «Если причина того, что с тобой происходит, находится вне тебя, о чем тебе беспокоиться, коль скоро ты не можешь этого изменить? Если причина того, что с тобой происходит, внутри тебя, и ты в состоянии с этим справиться, о чем тебе беспокоиться, коль скоро ты можешь это решить?» Философия стоиков, на которую наложил отпечаток некоторый цинизм греков, также пытается представить душу в качестве некоего посредника между явлениями объективными и явлениями чисто субъективными, при этом обладающего как человеческими качествами, так и практическими функциями.

Обратившись к неоплатоникам Александрии и Пергама, мы обнаружим возврат к греческому подходу – то есть к психологическому индивидуализму, когда, по-прежнему признавая платонические архетипы, признается, прежде всего, значимость собственного «Я».

И сегодня мы, живущие в XX веке, здесь, в этом тихом саду в Лиме, задаем себе вопрос: что ценнее всего из того, что мы видели, и что ценнее всего из того, что мы можем видеть? За пределами любопытства – того любопытства, что привело к падению лампы Психеи, того любопытства, что опаляет крылья символических бабочек, – мы должны думать о том, что мы можем почерпнуть из древних времен и что мы можем почерпнуть из современности. Почему я читаю эту лекцию, а вы ее слушаете? Что в этот момент нами движет? В этот момент нас что-то объединяет, мы обсуждаем вместе одну тему. Сегодня мне суждено говорить, а вам – слушать, в другой раз, возможно, кому-то из вас предстоит говорить, а я буду слушать.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.