Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура Древней Руси



Билет № 7. Борьба русского народа с немецко-шведской агрессией в 12-13 веке. Александр Невский.

Первыми попытались воспользоваться ослаблением Руси во время монголо-татарского нашествия шведы, под угрозой захвата оказался Новгород. В июле 1240 г. в Неву вошел шведский флот под командованием герцога Биргера. Пройдя Невой до устья реки Ижоры, рыцарская конница высадилась на берег. В Новгороде тогда княжил 19-летний Александр Ярославич. Русская разведка доложила князю о передвижении шведов, и он действовал быстро и решительно. Князь не стал дожидаться полков великого князя Ярослава, а с небольшой дружиной и новгородскими ратниками двинулся к месту высадки шведов. По дороге к ним примкнули ладожане, а позже — отряд ижорян. Наиболее боеспособная часть шведских войск высадилась на берег и стояла лагерем, остальные остались на кораблях. 15 июля 1240 г., скрытно подойдя к шведскому лагерю, конная дружина Александра обрушилась на центр шведского войска. А пешая рать новгородцев ударила во фланг, отрезая рыцарям отход на корабли. Остатки разбитого шведского войска ушли по Неве в море. Число русских потерь было невелико — 20 человек. Блестящая победа Александра, прозванного Невским, имела большое историческое значение:1) устраняла угрозу с Севера; 2), Русь сохранила берега Финского залива, выход к Балтийскому морю, торговые пути в страны Запада; 3)это был первый военный успех Руси со времен нашествия Батыя.Но вскоре на Северо-западе Руси появились немецкие и датские рыцари-крестоносцы. Они овладели важной псковской крепостью Изборск, а затем с помощью изменника-посадника захватили и Псков. В 1241 г. враги подошли к Новгороду, построили крепость в Копорье, преградили путь Руси к морю, грабили купцов и крестьян. В это время из-за ссоры с новгородскими боярами, которые отказались делать крупные расходы, необходимые для подготовки к войне, Александр Невский вместе с семьей покинул город. Ограды ливонских рыцарей продолжали захватывать новые русские земли. Жители спасались бегством в Новгород. По просьбе новгородского веча Александр вернулся, отбил у немцев Копорье, Псков, взял много пленных.В конце марта 1242 г. Невский получил от разведки известие, что на него надвигаются силы Ливонского ордена во главе с магистром. Князь стянул свои силы к Чудскому озеру и занял позицию на льду, так как лед затруднял маневрирование рыцарской конницы. Впереди русского боевого порядка были поставлены лучники, в центре — народное ополчение (срединный полк), а на флангах — сильные полки правой и левой руки. За левым флангом стоял резерв — часть конницы. Немцы построились в форме клина («свиньей»), на острие которого находился отряд одетых в броню воинов. Немцы намеревались ударом в центр расчленить войска князя и уничтожить их по частям. Битва состоялась 5 апреля 1242 г. и развивалась согласно плану Александра. Немцы врезались в центр русских, но были зажаты фланговыми войсками князя и окружены конницей. Под тяжестью рыцарей лед начал ломаться, многие утонули, другие стали отступать. Русские преследовали врага 7 верст. Новгородская летопись сообщает, что погибло 400 рыцарей, тысячи рядовых воинов, 50 знатных рыцарей были взяты в плен. Битва получила название «Ледовое побоище».

Значение победы заключалось в том, что:

> во-первых, здесь была остановлена экспансия ордена на Восток;

> во-вторых, немцы не смогли поработить наиболее развитую часть Руси — Новгородско-Псковскую землю, навязать ее народам католицизм;

> в-третьих, было подорвано господство немецких феодалов над народами Прибалтики;

> в-четвертых, победа Александра Невского укрепила моральный дух, самосознание русского народа.

Александр Невский выступил как защитник православной Руси от католического Запада. Это сделало его одним из главных героев русской истории.

Культура Древней Руси.

Восточные славяне получили от первобытной эпохи народную, в основе своей языческую, культуру, искусство скоморохов, богатый фольклор — былины, сказки, обрядовые и лирические песни. Культура Киевской Руси сформировалась в эпоху образования единой древнерусской народности и складывания единого русского литературного языка. Она создавалась на основе древнеславянской культуры, отражала жизнь и быт славянских народов, она была связана с расцветом торговли и ремесел, развитием межгосударственных отношений и торговых связей. Огромное влияние на культуру в целом — на литературу, зодчество, живопись — оказало христианство. Вместе с тем существовавшее двоеверие обусловило то, что в культуре средневековой Руси долгое время сохранялись языческие духовные традиции. Суровые каноны церковного византийского искусства на Руси претерпели изменения, изображения святых стали более мирскими, человечными. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Однако факты неопровержимо свидетельствуют,что славянская письменность существовала еще в начале Х в.: Кирилл и Мефодий создали свою азбуку на основе славянского письма (9в.) После принятия христианства в XI в. на Руси начинает распространяться грамотность среди князей, бояр, купечества, богатых горожан. В сельской местности население было неграмотным. Появились первые книги, они стоили дорого, изготовлялись из пергамента. Писались от руки гусиными или лебедиными перьями, украшались цветными миниатюрами. Большинство из них было церковными. Были открыты первые школы при церквах, монастырях, в городах. Важнейшим памятником древнерусской культуры являются летописи — погодное изложение исторических событий. Летописцы, как правило, грамотные, литературно одаренные монахи, знавшие литературу, легенды, былины, описывали события и факты, связанные главным образом с жизнью князей и делами монастырей. Многие предания вошли в летопись «Повесть временных лет», ставшую главным трудом по истории Руси. Она была написана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в 1113 г.

Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича, внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. В XII в. строились однокупольные храмы, закладывались новые крепости, каменные дворцы. Получила распространение и иконопись. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Славились русские ювелиры и оружейники. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, былины. Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались сказители и певцы былин. Культура народа неразрывно связана с его бытом, нравами. Люди жили в городах, селах, деревнях. Основным типом славянского жилища была усадьба, дом — бревенчатый сруб, зачастую двухэтажный. Любимая забава богатых —охота. Для простого люда устраивались скачки, кулачные бои,. Очень популярна была баня. Одежда шилась из домотканого холста или сукна. Основой костюма была рубаха, штаны у мужчин заправлялись в сапоги, женская рубаха — до полу, с вышивкой и длинными рукавами. Головные уборы: у князя — шапка, обрамленная яркой материей, женщины голову покрывали платком, украшали подвесками, крестьяне и горожане носили меховые или плетеные шапки. Верхняя одежда —плащ-вотола из толстой льняной ткани. Князья носили на шее бармы — цепи из серебряных или золотых медальонов с эмалевыми украшениями. В пищу употребляли хлеб, мясо, рыбу, овощи. Пили квас, мед, вино. В летописи отмечено пристрастие киевлян к винопитию. Новорожденным давали имена по церковному календарю. В большинстве своем они имеют еврейское или греческое происхождение. У простых людей именем нередко становилось прозвище.

 

Билет № 9. Московское государство в эпоху Ивана Грозного. Судебник 1550 г.

После смерти Василия III, престолонаследником стал его сын Иван, которому было всего 3 года. При малолетнем царе начался долгий и мучительный период боярского правления. Две группы бояр Бельские и Шуйские, боролись за власть, позабыв о государственных интересах, разоряли страну. Возненавидел бояр и молодой князь, с которым они долгое время почти не считались.

В январе 1547г. Иван IV принял новый для Руси титул царя, подчеркивавший исключительность его положения в государстве. Летом того же года в Москве разразился страшный пожар, который закончился стихийным бунтом посадских людей против бояр. Эти события заставили царя задуматься о необходимости проведения серьезных реформ. В 1549г. собирается первый в истории Руси Земский собор – сословно-представительный орган совещательного характера. На этом соборе присутствовали представители бояр, дворян и духовенства. В лице двух последних категорий Иван IV нашел надежную опору своим реформаторским планам. В то же самое время царь создает подобие правительства Избранную раду. Именно Избранная Рада в 1550-е годы подготовила и провела реформы. Охватившие все стороны русской жизни. В это время происходит дальнейшее закрепощение крестьян. Новый судебник (1550г.) не только подтверждал правила перехода в Юрьев день, но и значительно увеличивал пожилое, которое крестьянин должен был заплатить перед переходом своему бывшему хозяину за пользование землей. Избранная рада продолжала раздачу поместий, чтобы увеличить и укрепить дворянское сословие. Серьезные изменения были проведены в сфере государственного управления. Рада ограничила и упорядочила местничество – выгодный для боярства порядок назначения на высшие должности, при котором в расчет брались не личные заслуги и способности, а знатность рода и древность его службы. Были составлены справочники при местнических спорах. На время военных действий местничество отменялось. Создаются приказы – органы, с помощью которых из центра управляли отдельными территориями. В середине 1550г. Рада проводит губную реформу, в ходе которой присылаемые из центра наместники заменялись губными старостами – администрацией из числа местных дворян, выбираемых населением. Создается стрелецкое войско. Реформы позволили Ивану IV вести успешную внешнюю политику, он нанес удар по остаткам Золотой Орды. К Руси были присоединено Казанское и Астраханское ханство, открылся путь в Сибирь. Царь начинает пробиваться к Балтийскому морю, Русь вступает в войну с Ливонией.

В 1560Г. Грозный начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложив опалу на её руководителей. Обладая талантами, тонко разбираясь в людях, он в то же время отличался непомерным властолюбием и жестокостью. В тяжелую пору боярской вражды и народных волнений он укрылся за Избранной радой, но когда ее реформы стабилизировали ситуацию в стране и дали возможность добиться успехов во внешней политике, советники начали его тяготить. Двое представителей рады были объявлены в чародействе. Неудачи в Ливонской войне царь воспринял как результат измены в своем окружении. Несколько бояр были казнены. В 1565г. Грозный вводит опричнину. Суть новой политики заключается в разделении всей страны на две неравные части. Большая часть населения – земские- поступала под надзор опричников. Власть опричников над земскими была полной, земли раздавались опричникам в пользование, старые хозяева изгонялись. Опираясь на специально отобранных опричников, Грозный развернул в стране жесточайший террор, от которого пострадали все слои населения. Апогеем террора стал погром Новгорода: новгородцы без всяких на то оснований были обвинены в том, что хотят свергнуть Грозного и возвести на престол его двоюродного брата, Старицкого князя Владимира Андреевича. Несчастный князь был отравлен, а Новгород практически стерт с лица земли.

Произвольное разделение населения на мучимых и мучителей, постоянные казни и погромы, разорение – все это ослабляло Русь. К тому же опричники, которые помимо борьбы с врагами царя внутри страны, должны были ещё оборонять его от внешних врагов, оказались никудышными воинами. В 1571г. крымский хан Девлет-Гирей дошел до Москвы и сжег ее. На другой год хан снова пошел на Русь, но был остановлен земскими войсками. После этих событий в 1572г. опричнина была отменена, земли и служилых людей объединили, старым хозяевам возвратили большую часть поместий. Однако репрессии продолжались и позже, до смерти Ивана IV (1584г.). Только теперь бывшие опричники страдали от них не меньше всех прочих. Затяжная (25лет) война, стоившая огромных затрат и потерь, не принесла России ни малейшего успеха.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.